Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 12. Образ Александра Невского ...

12. Образ Александра Невского в русской культуре и искусстве.


Моисеева Наталья Павловна

ГАУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО»,  г. Салехард

 

В современном обществе, в котором зашкаливает жизненный темп, где люди в погоне за материальным благополучием постепенно утрачивают восприятие общечеловеческих ценностей, большая роль отводится сохранению и развитию духовности у подрастающего поколения.

Эмоционально-чувственный уровень восприятия играет особую роль в формировании духовности, и имеет большую значимость только в том случае, если соединяется с интеллектуальной деятельностью, умением анализировать восприятие образов и событий. Воспитание данных навыков невозможно без исторической памяти.  Немаловажную роль в сохранении и трансляции исторической памяти играют произведения искусства.

Целью данной работы является содействие в формировании благоприятных условий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения путем изучения шедевров русской культуры и искусства.

Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти русского народа. Начиная с XIII века его образ воина – защитника тесно переплетается с почитанием как святого Русской православной церкви.

История воспоминаний об Александре начинается вскоре после его смерти («Житие» XIII в.).  На протяжении веков образ Александра Невского в искусстве нашел свое отражение во многих произведениях.

Одним из первых упоминаний о великом князе является «Житие», написанное в XIII в. Автором первой редакции (до нашего времени сохранилось 13 редакций) «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра» считается монах Рождественского монастыря во Владимире, где находилась гробница князя. Данное произведение нельзя назвать строго автобиографическим, скорее автор воспроизвел наиболее важные на его взгляд моменты, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой, праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была часто от силы Самсона, и дал ему бог премудрости Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.» (с.277, 5)

«Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов, по правде сидит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран.» (с.284, 5)

Роман-трилогия писателя-историка С. Мосияша «Александр Невский» написана уже в наши дни и посвящена жизни и деятельности одного из самых знаменитых и достойнейших русских князей.

Произведение начинается с описания характера юного князя – властного, вспыльчивого, целеустремленного, его становление как правителя и воина-полководца. В книге описаны и могущество, независимость Великого Новгорода, и начало татаро-монгольского ига, и политические интриги, и жестокость на войне и в повседневности, междоусобные распри.

Вместе с тем, нужно понимать, что ни одно из изображений князя не дошло до наших дней, и все существующие – плод воображения авторов.

Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является образ святого Александра Невского в Соборе Василия Блаженного. На нем князь представлен в полный рост в образе схимника, воздевшего руку в благословляющем жесте. В 33 клеймах, окружающих центральную часть композиции, представлены не только реальные события из жизни князя, но и те, что произошли в последующие времена (Невская битва, поездка князя в ханскую ставку, Куликовская битва). Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.

К образу Александра Невского обращалось много художников: Г.И. Угрюмов, М. Нестеров, Г. Семирадский, Н. Рерих, Ф. Москвитин, П. Корин и мн. др.

Ге́нрих Ипполи́тович Семира́дский — польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма.

При поддержке Святейшего Синода художник получил заказ на роспись хоров северного крыла храма Христа Спасителя в Москве на сюжеты из жития Святого Александра Невского. Четыре композиции – «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского» - были своего рода художественной реконструкцией жизни великого князя.

К сожалению, данные росписи не сохранились. Храм был взорван в 1931 году и оценить великолепную работу мастера можно только по оставшимся эскизам.Яркие сцены материального мира, признаки станковой живописи сыграли с росписями злую шутку: проработка деталей и внимание к частностям требовали более внимательного созерцания, что в свою очередь мешало восприятию росписей как божественного чуда.

Одним из самых известных полотен Павла Корина является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств в военные годы (1942-1943). Центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, которую приписывают Александру Невскому: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Князь в полной боевой экипировке, с суровым лицом, опирается на большой меч, а позади него развивается знамя с образом Спаса Нерукотворного, вдали виднеется город. Данный образ богатыря-защитника олицетворяет мужество русского народа, готового сражаться за свою свободу.

Не менее известной является картина В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Идея картины явилась к творцу в период войны, а главным героем стал Александр Невский. Писал ее художник более двух лет. Полотно впечатляет размахом и тщательной прорисовкой деталей. Каждый изображенный образ наделен своим характером. Монументальная фигура князя на вороном, мощном коне заезжает в город, полный людей. Его сопровождают воины и рыцари, попавшие в плен.

Русские воины, движущиеся за полководцем, крепко держат в руках знамя. А по сторонам – жители города, с восторгом и радостью встречающие своего князя. Хоть народ и занимает большую часть картины, при взгляде на полотно становится понятно, на какой фигуре сконцентрирован акцент – князь резко выделяется статью и волевым характером.

Говоря об образе Александра Невского в живописи нельзя не упомянуть еще одного художника, нашего современника, ученика Ильи Глазунова - Павла Викторовича Рыженко. В своих картинах художник отображает перед нами события нашей истории. И, конечно же, такая значительная историческая фигура как Александр Невский нашла свое отражение в образах, воссозданных на полотнах художника.

Невская битва – один из ключевых моментов русской истории. Пример мужества, доблести и веры русских воинов.

«Невская битва» П. Рыженко

На этом полотне князь изображен после великого сражения на фоне походных шатров и дымящихся костров. Уставший воин в боевых доспехах отирает окровавленный после битвы меч, словно иллюстрируя все те же слова: «кто к нам с мечом придет -  от меча и погибнет».

С большой тщательностью и вниманием прописаны детали. Если опираться на историю, то нужно помнить, что весь этот поход со стороны шведов был нацелен не только на завоевание земель, но и на внедрение на Руси католической веры, чему яростно противостоял Александр.  На переднем плане в тщательно выписанных деталях мы можем увидеть последствия сражения в виде символов католической веры в окружении словно ощетинившихся стрел, вонзившегося в драккар топора и следы крови на скамье деревянного корабля.

«Александр Невский» П. Рыженко

Нужно отметить, что образ Александра в «Невской битве» не единственный в творчестве данного художника.

На полотне «Александр Невский» князь изображен не бравым воином-победителем, а человеком в годах, стоящим перед надгробием.  Осеннее увядание природы и сама композиция словно символизирует окончание жизненного цикла, размышление о пройденном пути и деяниях.

Несмотря на известность и популяризацию личности Александра, нужно отметить, то вплоть до середины XX века на территории нашей страны не было воздвигнуто ни одного светского памятника. Первый светский монумент Александру Невскому был открыт в 1959 г. в Новгороде и представлял князя в виде полководца в шлеме и доспехах.

Впоследствии были возведены аналогичные монументы в Юрьеве-Подольском, Переславе-Залесском и Владимире-на-Клязьме.

В 1993 году в Пскове был открыт памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи является архитектор Иосиф Козловский. Изначально, возведение скульптуры планировалось из белого мрамора высотой около 40 м на Вороньем острове Чудского озера. Позже было решено найти другое место, а сам памятник уменьшить в размерах и изваять в бронзе.

Монумент в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка и установленный в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру, также изображает князя-воина, верхом на коне и с оружием в руках.

Кроме выше перечисленных памятников, монументы, посвященные личности Александра Невского установлены в Москве, в Ростове-на-Дону, в Великом Новгороде, Александрове (Владимирская область), во Владимире и в Курске.

В 1938 году началась совместная работа советского режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна и композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

Прокофьеву было предложено написать музыку для его нового кинофильма «Александр Невский». Сотрудничество режиссера и композитора оказалось весьма плодотворным. Эйзенштейн показывал Прокофьеву небольшой уже отснятый фрагмент, и композитор сочинял на него музыку. Но бывало и так, что зрительный ряд выстраивался на уже готовый музыкальный материал.

Работа двух талантливых людей, увлеченных одной идеей, протекала очень быстро, и 1 декабря 1938 года состоялась премьера нового фильма, который сразу же завоевал любовь публики.

Впоследствии музыка к кинофильму была переработана в одноименную кантату, состоящую из 7 частей («Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков»).  Некоторые части партитуры остались неизменными, но большая часть подверглась существенной переработке.

В данном музыкальном произведении мы можем наблюдать тесное переплетение драматургических принципов эпической композиции и кинематографического монтажа.

Эпика проявляется в выдвижении на первый план образа народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем.

Принцип кинематографического монтажа ярко проявляется в пятой части «Ледовое побоище» с посредством смены музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда, а также в построении всей кантаты. С помощью характерного тематизма и средств музыкальной выразительности, композитор четко выделяет образ русского воинства (диатоника мелодии, плагальность, присущая русской музыке, а также определенные музыкальные жанры – былины, плачи) и образ тевтонских рыцарей (хорал, латинский текст, диссонантные звучания).

Четвертая часть «Вставайте, люди русские» заслуживает отдельного внимания. Данный хор представляет собой не рассказ о прошлых событиях, а призыв к борьбе за родную землю.

«Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную.»

Эта часть кантаты во время Великой Отечественной войны часто звучала по радио, поднимая боевой дух солдат и народа.

Да и в целом данное музыкальное произведение, созданное за 2 года до Великой Отечественной войны (премьера – 17 мая 1939 года), получила широкий отклик у слушателей. Яркое воплощение музыкальных образов, узнаваемость и запоминаемость, тематика борьбы русского народа с захватчиками была очень актуальна в военные годы.

Александр Невский был почитаем при жизни и впоследствии его имя стало символом боевой доблести. Образ великого князя, полководца, дипломата и святого Русской православной церкви запечатлен во многих произведениях искусства, литературе, кино.

Знакомство детей и подростков с лучшими образцами искусства, литературы, музыки, живописи позволит обогатить их историческую память, воспитать личность, умеющую ценить и гордиться духовными и культурными ценностями своей страны.

Список используемой литературы.

1. Борисов Н.С. // Русские полководцы XII – XVI вв.// -М., 1996.

2. Васина-Гроссман В.А. Прокофьев Сергей Сергеевич// Книга о музыке и великих музыкантах: маленькая энциклопедия. // –М.: Детская литература, 1986. -  с.137-141

3. Гнедич П.П.//История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура.//-М.: Эксмо, 2008 г.

4. Гумилев Л.//От Руси до России. Очерки по русской истории. //-М.,1996.

5. Древнерусская литература. // М.: Школа-Пресс, 1996.

6. Карамзин Н.М.//Иллюстративная история России. //-Санкт-Петербург,1993.

7. Карпов А.//Великий князь Александр Невский.// -М.: Молодая гвардия, 2010.

8. Клепинин Н.М.//Святой и благоверный великий князь Александр Невский.//-М., 1994.

9. Мартынов И.И.// Сергей Прокофьев: жизнь и творчество.//-М.:Музыка, 1974

10. Шенк Ф.Б.//Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой/ Авторизованный перевод с немецкого Е. Земковской и М. Лавринович. //-М.: Новое литературное обозрение, 2007.                                                                                                                                



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт