Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Образование в православии

Образование в православии


Вечкилева Людмила Петровна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк»
г. Ноябрьск

Вечкилева Людмила Петровна,

воспитатель,

 муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение компенсирующего вида
детский сад «Ручеёк» муниципального образования г. Ноябрьск

 

 

Православие и образование, воспитание

 

Образование в православии

 

          Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, – землю Древлянскую, а младший, Владимир, – Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические межгосударственные связи между Русью и Византией.

              По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.

Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь – святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.

Заметный шаг вперёд в своём развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980 – 1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нём был создан первый летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культуры и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов. И язычество и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром.

Крещение Владимира – поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась, как отмечал С.В.Бахрушин, на ряд десятилетий. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших же городах, таких как Киев, Новгород и др., жителей загоняли в реку и как отмечается в одной из древних легенд, дошедших до нас, «заганивая в реку их, аки стада», да ещё кто и неполюбовно, но и страхом повелевавшегося крещахуся» (Религия и церковь в истории России. С.16). Несмотря на предпринимаемые правящим классом усилия, значительная часть русского населения  в 11в. оставалась ещё языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения. Начатое Владимиром внедрение христианства в  Х в. было активно продолжено и в основном завершено князем Ярославом уже в 11в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых язычниками богов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение,  поскольку  оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многожёнство. К примеру, у князя Владимира было пять законных жён, не считая наложниц (Религия и церковь в истории России. С..19). Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику.

Годы, последовавшие за Крещением Руси, и результаты христианизации оказались весьма благотворными для русского народа. Их церковное воспитание и  первоначальное административное подчинение новосозданной митрополии во главе с греческим митрополитом Константинопольскому патриарху давали русским возможность не только познакомиться с нравами и обычаями византийцев, которые активно участвовали в богослужебной жизни Церкви, но и развиваться культурно и экономически.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращённой стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства – к примеру Софийский Собор в Киеве, построенный ещё Ярославом в 1037–1041гг. В настоящее время он является крупным музеем. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры.

Заметный шаг оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Как утверждает академик М.Н. Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением Христианства (Религия и церковь в истории Руси.С.52). Славянская азбука получила распространение на Руси в начале 10 века. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала Хв. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которых вошли и в современный русский алфавит. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

После принятия христианства Владимир создал духовную основу для единства дренерусского государства, на укрепление и расширение связей Киевской Руси со многими европейскими государствами и прежде всего с Византией и Болгарией.

Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество, во всём многообразии его проявлений: песни на бытовые, обрядовые и исторические те мы, пословицы и поговорки, сказания и былины.   Христианство определило основу средневековой культуры нашей страны и тем связало славянский культурный мир и Киевскую Русь с культурными кругами христианских народов Востока и Запада.

        Культура, пришедшая на Русь с принятием христианства из Византии, продолжала развиваться на почве собственного творчества. Это способствовало историческому самоопределению Киевской Руси и нахождению ею места в мировом историческом процессе. Культура древней Руси сочеталась с ценностями самого высокого порядка – в архитектуре, иконописи и стенописи декоративном искусстве, в шитье, в древнерусской хоровой музыке и древнерусской литературе. Христианство способствовало созданию великорусской нации.

Вера и богослужение требовали грамотности, книжности и искусства, притом в самых широких масштабах. Школа, книги и просвещение были на протяжении многих столетий исключительно церковными. Архитектура, живопись и музыка воплощались в церковных памятниках. Мировой вершиной в области живописи является древнерусская икона.

         После принятия христианства на жизнь древней Руси оказали влияние византийская литература, политическая мысль, естественные научные воззрения и, в первую очередь, православное богословие. С принятием христианства в 988году Русской Православной Церкви потребовались многие церковно-богослужебные и церковно-просветительные книги, переводившиеся с греческого языка или поступавшие из Болгарии. Христианство дало стимул развитию собственной письменности на Руси. К её числу принадлежит такой выдающийся памятник литературы, как глубоко патриотичное  «Слово о законе и благодати» Киевского митрополита Иллариона.

             В то время стала обильно появляться древнерусская письменность. В 11 веке в монастырях Киева и Новгорода писались летописи о событиях общегосударственного значения.

            Христианство обогатило славянские народы новыми научными и философскими понятиями, которые до тех пор не были известны. Ускорилось развитие древнерусского литературного языка. По определению литературоведов, славянский язык к середине 11 века «значительно превзошёл по своим выразительным богатствам многие языки тогдашнего европейского мира».

          Христианизация способствовала развитию национального самосознания Руси, а также стремлению к созданию единой государственности.

         Особое значение уделялось изучению нравственных идеалов древней Руси. Огромная роль в создании этих идеалов принадлежит Церкви. Церковь оказала чисто духовное религиозное влияние на совесть и душу русского народа. Нравственные идеалы русского народа обогащались характерными чертами Православия: святостью, аскетизмом, смирением, сострадательным братолюбием, жертвенностью и эсхатологической верой в праведный, сияющий небесной красотой град Божий. Тысячелетняя история Русской Православной Церкви оставила нам множество примеров достойных представителей иерархии и клира, которые вместе со своими духовными чадами боролись за свободу и территориальную целостность Русского государства, от печальных времён
татаро-монгольского ига до грозных событий второй мировой войны.

              На этом строилось мировоззрение наших предков. Оно не было философским течением, известным одним и неизвестным другим. Это изначальное миропонимание, пронизывающее плоть и кровь народа, из поколения в поколение живёт в нас, в нашей вере, в народной совести.

 

 

Литература:

 

1. Карташев А.В. Религиозно – социальная реформа князя Владимира. // М.,1996

2. Карамзин Н.М.  История государства Российского // М.,2002

3. Мунчаев Ш.М, Устинов В.М.  История России // Учебник для вузов. М., 2007

Международная церковно – историческая конференция  Тысячелетие Крещения    Руси // М.,1988

4. Приселков М.Д. Очерки по церковно – политической истории Киевской Руси 10-  12 в. // С.П.б  1913

5. Толстой М.В.  История русской церкви // М., 1991

6. Штайнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. Журнал Дошкольное воспитание  1/94г.

 

  • puchkool 13 ноября 2014 г.
    Содержание статьи не  соответствует теме – «Образование вправославии». В статье говорится совсем об ином – об итогах принятия христианства и о влиянии этого процесса на развитие древнерусского государства, в том числе развитие культуры письменности и образования. Более верным было бы название – «Итоги принятия христианства»В тоже время материал логически и структурнообъединён одной задачей – показать благотворное влияние христианской веры  на древнерусский народ, её преобразовательную силу,преображающую внутренний мир не только отдельного человека, но и целой нации. С этой задачей автор справился как нельзя лучше, приведя убедительные аргументы.
    Содержание статьи не  соответствует теме – «Образование вправославии». В статье говорится совсем об ином – об итогах принятия христианства и о влиянии этого процесса на развитие древнерусского государства, в том числе развитие культуры письменности и образования. Более верным было бы название – «Итоги принятия христианства»В тоже время материал логически и структурнообъединён одной задачей – показать благотворное влияние христианской веры  на древнерусский народ, её преобразовательную силу,преображающую внутренний мир не только отдельного человека, но и целой нации. С этой задачей автор справился как нельзя лучше, приведя убедительные аргументы.
  • Oliga 13 ноября 2014 г.
    Статья косвенно затрагивает роль православия в образовании. Точнее было бы назвать статью  "Роль православия в образовании". Автор очень тонко подводит читателя к мысли об определяющей роли православия и еще раз напоминает о той важной эпохе в развитии Руси, от которой пошло начало   христианизации 
    Статья косвенно затрагивает роль православия в образовании. Точнее было бы назвать статью  "Роль православия в образовании". Автор очень тонко подводит читателя к мысли об определяющей роли православия и еще раз напоминает о той важной эпохе в развитии Руси, от которой пошло начало   христианизации 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт