Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » 16. Образовательное путешестви...

16. Образовательное путешествие в Александро-Невскую Лавру, как значимый исторический памятник Святому благоверному князю Александру Невскому


Федюк Наталья Георгиевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»

Надымский район, г. Надым

 

Историческая память народа – важная составляющая духовного богатства и величия народов и наций. Знания о прошлом своей Родины - основа нравственной и культурной преемственности поколений, духовного развития личности.

Воспитывать детей памятью – это значит закладывать глубокие нравственные устои, высокие патриотические чувства и чувства ответственности за свои поступки.

История России полна примеров беззаветного служения Родине, героизма и подвижничества! Именно на уроках истории закладываются основы гражданственности и патриотизма, понимание исторических процессов, поступков людей и взаимоотношений стран.

В ряду героических страниц нашей истории особой строкой вписано имя великого полководца, государственного деятеля и хранителя православия Александра Ярославича Невского.

Мало сведений сохранилось о великом полководце, многие сведения погибли в период монгольского нашествия, но слава и подвиги Александра Ярославича пережили все века и невзгоды и служат для последующих поколений примером жизненного служения Отчизне.

Полнее изучить жизнь и подвиги Александра Невского на учебных и внеурочных занятиях позволит интересная форма организации учебной деятельности учащихся – образовательное путешествие.

Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального опыта человечества. Это, прежде всего путь к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижение в пространстве[1].

Сердцем Санкт-Петербурга называют Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру – огромный культурно - религиозный комплекс посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому.

Именно она станет объектом нашего образовательного путешествия. Учащимся предстоит стать не пассивными слушатели экскурсии, а искателями и исследователями нового для них пространства и информации, предстоит составить свою картину восприятия Святыни, связать воедино подвиги, славу и архитектуру.

История Лавры насчитывает сотни лет. Это древнейший объект культурного наследия Северной столицы. Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее, легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра [2].

Цель образовательного путешествия – воспитание морально-нравственных и патриотических качеств через прикосновение к значимому историческому памятнику Святому благоверному князю Александру Невскому.

Задачи:

  • изучить достопримечательности Александро-Невской лавры;
  • помочь учащимися освоить навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умение работы с информацией, ее отбора и представления ее в заданном формате;
  • развивать кругозор учащихся и общую культуру;
  • сохранять память о подвигах наших предков в разные периоды истории страны;
  • вовлекать обучающихся в конкретную творческую и исследовательскую деятельность по изучению истории Отечества;
  • развивать творческие способности детей, активность и речь;
  • способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности.

Образовательное путешествие – это увлекательный процесс погружения в историческую эпоху, прикосновение к деяниям выдающихся личностей, проникновение в суть событий и явлений.

Образовательное путешествие как педагогический метод включает в себя несколько этапов.

Начало путешествия начинается с подготовительного этапа, который предполагает определения состава рабочих групп и алгоритма деятельности учащихся, направлений их деятельности по маршрутным листам и хронометраж их деятельности.

Работая на основе маршрутных листов, учащиеся должны соблюдать последовательность действий, фиксировать в различной форме полученную информацию, определять формы  ее представления.

Цель заключительного этапа образовательного путешествия – это представление результатов работы на маршруте. Каждая группа должна в яркой и доступной форме представить результаты своей деятельности, чтобы оформить яркий и увлекательный продукт образовательного путешествия – буклет о Святыни.

Особенностью нашего образовательного путешествия является его виртуальный характер ввиду значительной удаленности нашей территории от изучаемого объекта.

После путешествия учащимся предстоит ответить на главный вопрос - почему Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является значимым памятником Святому благоверному князю Александру Невскому?

Ответить на вопрос учащиеся смогут в том случае, если:

  • определят роль изучаемой личности в истории нашей страны;
  • узнают о жизни и ратных подвигах Александра Невского;
  • узнают историю создания монастыря, а впоследствии Лавры;
  • познакомятся с архитектурным обликом изучаемого объекта.

Задания по маршрутным листам.

Лист 1.

  • Когда и где родился Александр Ярославович?
  • На какой период нашей истории приходится жизнь и деятельность Александра? Особенности этого периода.
  • Кто его родители?
  • Какое воспитание он получил?
  • В каком городе и когда Александр был поставлен князем, и какие особенности этого княжения?
  • В каком году умер Александр Невский, и при каких обстоятельствах?
  • Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя?

Лист 2.

  • Когда начинается ратная слава Александра?
  • Битва на реке Неве (особенности сражения и его последствия).
  • Битва на Чудском озере (особенности сражения и его последствия).
  • С какими врагами ему еще приходилось сражаться?
  • Какие крылатые выражения связывают с именем Александра Невского и в чем их смысл?

Лист 3.

  • По чьему приказу был заложен монастырь во имя святого Александра Невского?
  • Почему именно это место было определено для постройки монастыря?
  • Определите место монастыря в архитектурном облике С.-Петербурга.
  • Составьте план Лавры с указанием важных архитектурных памятников.

Лист 4.

  • Благовещенская церковь-усыпальница, ее история и современность.
  • Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

Лист 5.

  • Александр Невский в памяти народа:
  • Александр Невский в литературе и искусстве.
  • Памятные медали, посвященные святому благоверному князю Александру Невскому.
  • Орден Александра Невского Императорского периода России.
  • Орден Александра Невского Советского периода России.

Итоги путешествия каждой группы оформляются в виде презентации и представляются на итоговом занятии.

Обязательным этапом заключительного занятия должно стать размышление и ответ на вопрос всего образовательного путешествия - почему Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является значимым памятником Святому благоверному князю Александру Невскому?

Далее редакционный совет оформляет полученную информацию в яркий буклет или небольшую брошюру.

Важными итогами деятельности учащихся после выполнения заданий маршрутов и изучения объектов Лавры должны стать личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные:

  • формирование гражданской и нравственной направленности личности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей прошлого страны;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре, вере и традициям разных народов и поколений;

Предметные:

  • прочные знания о полководце  и о его деяниях;
  • понимание роли истории в формировании патриотических качеств личности;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность  - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Реализуя такую форму организации учебной деятельности как образовательное путешествие можно сделать выводы о том, что этот педагогический метод позволяет глубже проникнуть в суть событий и явлений истории, дать учащимся почувствовать себя путешественниками и исследователями. Позволяет развивать навыки коммуникативной культуры и создает условия для социальной активности учащихся. Кроме того, образовательное путешествие как метод полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который ставит главной задачей развитие личности ученика через деятельностный характер обучения, который и лежит в основе данного метода[3].

ЛИТЕРАТУРА

Электронные ресурсы:

  1. Арапова А. В., Никонова Т. В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 10–12. http://ekoncept.ru/2017/574003.htm
  2. http://slavryrp.ru/st-petersburg
  3. http://grant-project.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/obrazovatelnoe_puteshestvie_kak_proekt_iz_opyta_raboty/17-1-0-268


Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт