Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Общение с природой через наблю...

Общение с природой через наблюдения на экскурсиях


Ширяева С.В.
Педагог дополнительного образования
МБДОУ Детский сад №7 «Крылышки»
г. Салехард

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало чувства любви к Родине. Родная природа – снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.

В МБДОУ Детский сад  № 7 «Крылышки» функционирует экологическая комната. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для  наблюдений детей, игр, ухода за живыми объектами.

В живом уголке есть разные животные: кролик, черепахи, хомячки, декоративные мышки, аквариум с рыбками.  Дети наблюдают за животными, кормят их. Также в живом уголке  растут разнообразные растения.  Эти объекты очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них.  Мы приобщаем детей к природе с помощью уголков  природы в группах, экскурсий по экологической тропе детского сада, экскурсий в тундру.  

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с     детьми.

На экологической тропинке дети могут наблюдать различные виды пород деревьев: берёза, ель, пихта, карликовая берёза, ива; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; уголок луга; уголок нетронутой природы с кустиками брусники, голубики и др.

Охраняют тропу сказочные герои: Алёнушка,  Иванушка, Баба – Яга, Лесовичок.

На экологической тропинке детского сада проводятся экскурсии-наблюдения, например, сравнение ели и пихты для детей старшей группы.

Цель: способствовать формированию представлений детей о пихте и ели (и т. п.) – это деревья, у них есть корень, стебель, листья; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам; формированию умения сравнивать различные виды деревьев; воспитанию интереса, как  к живым существам, желания узнавать, как они себя чувствуют; развитию наблюдательности, любознательности.

Предварительная работа

– Заучивание стихов о пихте, ели.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и энциклопедической литературы.

– Разучивание пальчиковых и хороводных игр.

– Серия наблюдений за деревьями в разное время года, в разную погоду.

– Отгадывание загадок.

Ход экскурсии-наблюдения

1. В гости к детям приходит Старичок – Лесовичок (игрушка)  и приглашает детей к себе в гости на тропинку. А чтобы узнать, к кому именно пойдем в гости, нужно отгадать загадки:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ни чего сама не шьёт,

А в иголках круглый год

(Ель)

Старичок - Лесовичок предлагает детям взять все, что им пригодится на тропе (план, лупы, подарки…) и приглашает к себе в гости на тропинку.

2. Дети по схеме-плану экологической тропинки ищут объект, к которому их приглашает Лесовичок.

3. Дети подходят к ели, здороваются с ней, называют свои имена, обнимают, называют ёлочку различным ласковыми словами.

4. Беседа по вопросам:

– Как называется дерево?

- Как выглядит ель (ствол, листья, ветки, плоды и т. п.)?

– Какое дерево – лиственное или хвойное?

– Как можно измерять высоту березы? (Варианты ответов)

- Какую пользу приносит людям и животным?

Лесовичок предлагает стать около ели – намного ли она выше детей?

– Как измерять толщину ели  (Ниточкой, обхватить руками.)

Лесовичок предлагает рассмотреть иголки - листья,  потрогать – какие они? Какой кончик у листочка: острый или тупой? Предлагает закрыть глаза и представить, на что похож листочек ели? (На ощупь, по форме…)

Дети берут лупы и рассматривают листочки и кору ели.

Лесовичок. – Что  увидели? Кто живет на коре? Под корой? Какая она? – Потрогать. Чем пахнет?

5. Игра «Собери шишки».

Детям педагог выдает шапочку белки.

Воспитатель. Скачет белка-шалунишка,

Рвет с еловых веток шишки,

Есть у белки семена –

И зима ей не страшна!

Лесовичок предлагает вспомнить, в какое время года ёлочка нарядная?

Дети играют в пальчиковые и хороводные игры. Можно провести конкурс стихов про ёлку.

6.Дети находят по схеме лиственницу и переходят к ней. Здороваются.

7. Беседа  по вопросам:

– Как выглядит лиственница?

– Похожа  она на ель или нет?

– Чем отличается??

Дети рассматривают листья – иголки пихты и ели,  сравнивают на ощупь, вспоминают, что осенью пихта сбрасывает листья, а ель – нет; рассматривают кору пихты через лупу. Сравнивают с елью.

8. Лесовичок предлагает в группе нарисовать портреты пихты и ели.

С детьми подготовительных групп мы проводим экскурсии в тундру. Наблюдения на экскурсии дают богатую почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. Во время экскурсии мы стараемся детям дать, как можно больше знаний о животном и растительном  и животном мире, добиться, чтобы дети бережно относились к каждому дереву, каждому  цветочку, растущие на вечной мерзлоте. Чаще всего такие экскурсии проводятся в начале и в середине осени.  В ходе экскурсий наблюдаем, как меняется  природа тундры за столь короткий период.  Только недавно она играла нежными осенними красками, звенела от птичьих голосов, а теперь стоит грустная, как бы прощаясь до весны. Дети учатся сравнивать природу золотой и поздней осени. Наблюдают, как изменились листья на деревьях, трава, небо (и т. п.), учатся делать выводы, вспоминают стихи поэтов – классиков об осени. Такие экскурсии остаются в памяти детей надолго.

9. Общие рекомендации по работе с детьми
на экологической тропинке детского сада и на экскурсии в тундру:

– Использовать экскурсии для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Экскурсия в тундру (Октябрь)
Экскурсия в тундру (Октябрь)

Экскурсия в тундру (Октябрь)

Экскурсия в тундру (Сентябрь)
Экскурсия в тундру (Сентябрь)

Экскурсия в тундру (Сентябрь)

   

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт