Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Одаренному ребенку – одаренный...

Одаренному ребенку – одаренный учитель


Маслова Т. В.

Маслова Татьяна Владимировна
заместитель директора по УВР
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
г. Ноябрьск
tatyana.maslova-@mail.ru
Контактный телефон (служебный): 8(3496)352209

Аннотация

В статье «Одаренному ребенку – одаренный учитель» представлены элементы системы работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск по выявлению и развитию одаренности обучающихся. Дано краткое описание авторской технологии обучения химии А.В. Лисича, применение которой на протяжении многих лет обеспечивает высокие результаты участия воспитанников учителя в олимпиадном движении на региональном, федеральном и международном уровне.

 

В июле 2012 года в г. Вашингтон (США) прошла Международная олимпиада школьников по химии. В этой статусной олимпиаде в составе команды Российской Федерации принимал участие представитель Ямало-Ненецкого автономного округа – старшеклассник Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск Артём Бойчук.

В последние два года имя талантливого юноши стало известно в нашем округе и России в связи с его высокими достижениями в олимпиадном движении школьников по химии. Артём – дважды абсолютный победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады, серебряный медалист 46-й Международной Менделеевской олимпиады школьников. И вот взята новая вершина – серебряная медаль 44-й Международной олимпиады по химии!

Путь Артёма на Олимп является примером успешного решения задач российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, в основание которой положены принципы ориентации образования на личность обучающегося, доступности образовательных услуг по выявлению и развитию одаренности детей, должной квалификация педагогических работников и государственно-общественного признания ценности их труда, открытости образовательной системы. Достижения А. Бойчука – результат поддержки ребенка со стороны родителей, совместного труда учителя-наставника и ученика, эффективного взаимодействия институциональной, муниципальной и региональной систем образования.

Создание условий для выявления и развития интеллектуально способных и одаренных детей (наряду с обеспечением доступного качественного образования каждому ребенку) было, есть и будет приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения, в стенах которого получает общее образование А.Бойчук и многие юные таланты города Ноябрьска. Ноябрьская Гимназия №1 - это углубленное изучение нескольких иностранных языков; многопрофильное образование на старшей ступени обучения; насыщенная развивающая конкурсная среда; дополнительное образование по индивидуальным образовательным программам; разнообразная проектно-исследовательская деятельность; сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями России. Усилия педагогического коллектива гимназии сегодня направлены на решение задачи превращение образования-преподавания в образование-созидание. Цель гимназии - образование, ориентированное на саморазвитие и самореализацию учеников, расширение свободы в образовательном пространстве, усиление роли самостоятельной работы и повышение ответственности за результаты учебной деятельности.

В гимназии создан Центр «Школьная академия наук и самосовершенствования», который реализует программу «Одаренные дети». В рамках данной программы осуществляется психолого-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся, проявляющих повышенный интерес к процессу обучения. Интеллектуальный потенциал ребенка получает развитие в условиях обогащенной предметной и образовательной среды в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Образовательный процесс в Центре организован в различных формах. Это мастер-классы опытных педагогов по иностранным языкам, физике и математике, естественнонаучному направлению и общественным наукам, исследовательская и проектная деятельность в научном обществе учащихся или в режиме наставничества, индивидуальные и групповые занятия по программе «Система Интенсивного Развития Способностей», тренинги для участников олимпиадного движения и интеллектуальных конкурсов, обучение в каникулярных профильных лагерях. Возможность свободного выбора образовательной области и вида деятельности, дифференциация обучения в малых группах, составление и реализация индивидуальных образовательных программ – все это обеспечивает индивидуализацию обучения. Вовлечение гимназистов в деятельность Центра «Школьная академия наук и самосовершенствования» направлено и на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Здесь происходит их приобщение к проблемам научной и социальной направленности, развитие социальной активности, самостоятельности и ответственности, освоение ими способов социальной деятельности, формирование информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной ключевых компетенций.

Гимназию можно по праву назвать местом, где помогают расти талантам, превращая задатки и способности личности в ее реальные достижения в интересах самого человека, общества и государства. Это относится и к талантливым детям, и к талантливым педагогам, которых в гимназии немало. Вот только некоторые имена: Евгений Анатольевич Пышный, Татьяна Фёдоровна Силина, Марина Анатольевна Бурдина, Петр Григорьевич Швыдько, Маргарита Петровна Захарова, Александр Витальевич Лисич… Под руководством директора Любови Николаевны Крыловой в гимназии сформирован коллектив высококлассных профессионалов, чей опыт работы и результаты педагогического труда заслужили признание со стороны государства и социума. Сами же педагоги считают своими главными достижениями успехи воспитанников в учебе и в жизни.

Ими может гордиться Александр Витальевич Лисич – наставник Артёма Бойчука. А.В. Лисич имеет звание Заслуженного учителя РФ, является лауреатом премии Президента РФ в рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование». Сегодня Александр Витальевич - педагог дополнительного образования, руководитель мастер-класса для разновозрастной группы гимназистов, увлеченных познанием химической науки. Он автор уникальной методики преподавания химии, которая дает отличные результаты в обучении детей даже младшего школьного возраста. Ведущая идея опыта учителя заключается в формировании у школьников предметной компетентности и познавательной культуры через реализацию технологизированного подхода в обучении химии.

Система работы Александра Витальевича с учениками включает в себя несколько этапов (уровней). На первом этапе учитель создает у ребят устойчивую познавательную мотивацию к изучению химии на основе развития ассоциативного мышления. Носителем познавательной, обучающей информации выступают авторские комплекты рисунков-символов, которые обеспечивают наглядность и доступность научных знаний. Формирование теоретической базы подкрепляется практической составляющей познавательной деятельности – это опыты, демонстрационные и лабораторные занятия. С работы с занимательной литературой, которую учитель подбирает по разделам химии и предлагает ученикам для самостоятельного изучения, начинается приобщение ребят к поисковой, исследовательской деятельности. При условии качественного освоения содержания первого этапа обучения учитель и ученики переходят к следующему этапу повышенного уровня сложности. Здесь учитель организует познавательную деятельность учеников на основе знакомства с разработанными им логико-смысловыми моделями в координатно-узловой системе. В узловой системе координат, матриц и алгоритмов заложены практически все основные понятия и модули органической и неорганической химии. На третьем этапе обучения в процессе практикума по решению учебных задач с использованием составленных учителем интегрально-модульных карточек обучающиеся отрабатывают элементы сформированной химической компетентности.

Система работы А.В. Лисича стала результатом многолетних исканий учителя, изучения им теории педагогики, методик российской и зарубежной школ, плодом осмысления собственного опыта работы. Она формировалась в течение десяти лет. Процесс ее совершенствования продолжается и сейчас. Это определяющее качество талантливого человека – неуспокоенность, вечное стремление к самосовершенствованию и самореализации: педагог своим примером, своей системой обучения воспитывает учеников. Авторский дидактический материал–логико-смысловые модели, координатно-узловая система, интегрально-модульные карточки–лишь помогает школьникам раскрыть сущность изучаемых явлений, установить устойчивые связи между частями изучаемого целого и отношение последнего к более широкому кругу явлений, приблизиться к надлежащим научным обобщениям. Своеобразие авторского материала заключается в том, что он служит внешней опорой (и регулятором) внутренних действий, совершаемых школьниками в процессе овладения учебным материалом. При этом сам по себе материал не является непосредственным предметом познания ребёнка, а представляет собой интеллектуальное орудие, с помощью которого собственно учебный материал ещё только должен быть найден. Таким образом, решается важная педагогическая задача - определяется (строится) учебный материал: что изучается, в каком объёме, в какой последовательности и т.д. Учебный процесс из разряда формального переходит в разряд содержательного, целенаправленного и управляемого. Начиная процесс познания под чутким руководством учителя, со временем школьники все активнее проявляют интеллектуальную инициативу, возрастает степень их самостоятельности. Они в полной мере становятся субъектами собственной деятельности.

Система работы учителя предполагает и четвертый этап, где дальнейшее развитие потенциала наиболее способных учеников происходит за счет расширения образовательного пространства, привлечения внешкольных ресурсов. На этом этапе несколько меняется роль учителя. По своим основным функциям учитель становится скорее тьютором, который решает задачу организации индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном пространстве вообще и пространстве предметной подготовки в частности, помогая одаренному ребенку выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. На этом этапе учитель продолжает работу с воспитанниками в партнерстве с российскими учеными-химиками в рамках каникулярных школ, учебно-тренировочных сборов, стажировок и консультаций. Эти и другие формы развития сформировавшегося потенциала одаренности личности стали частью системы выявления и поддержки одаренных детей, созданной в Ямало-Ненецком автономном округе совместными усилиями муниципальных и региональных органов управления образованием. Благодаря им ямальские школьники имеют возможность общаться с преподавателями ведущих вузов России, которые являются членами методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по химии, тренерами сборной команды российских школьников на международных химических олимпиадах.

Эффективность педагогической системы А.В. Лисича подтверждают учебные достижения его учеников, среди которых много победителей региональных, областных, российских и международных олимпиад. Семь воспитанников Александра Витальевича являются лауреатами премии Президента РФ в рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование». Выпускники гимназии продолжают обучение на бюджетной основе в престижных вузах страны, в том числе на химическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова. Они успешны в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Так что же необходимо для того, чтобы человек смог проявить и применить свои способности, одаренность, талант? Если коротко, определенные условия. Соответствующие организационно-экономические условия позволяют талантливым педагогам максимально раскрыть свой личностный и профессиональный потенциал. В свою очередь учитель – мастер, заинтересованный в качестве результатов своего труда, своей педагогической поддержкой помогает одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого.

Очевидно, что для успешности обучения одаренных детей необходима максимальная индивидуализация их учебной деятельности. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, организованного в гимназии в рамках мастер-классов, создает для этого благоприятные условия. Составление и реализация индивидуальных образовательных программ позволяет достигать личностно-значимых целей обучения. Высокий познавательно-мотивирующий потенциал содержания и методов обучения обеспечивает развитие познавательных способностей и личностных качеств школьников.

Система работы А.В. Лисича и других педагогов - кирпичики образовательной среды гимназии, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала ребенка. Их педагогический опыт иллюстрирует собой процесс поиска педагогическим коллективом гимназии качественно иного содержания, иных форм организации и методов обучения способных и одаренных детей. И в своем стремлении к инновационному обновлению Гимназия №1 города Ноябрьска идет в ногу со временем, в условиях которого развитие одаренности детей и молодежи становится основой для формирования интеллектуального и творческого потенциала России.

 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт