Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Опыт использования кино на зан...

Опыт использования кино на занятиях по основам православной культуры


Падылина Н. Г.
МАУ "Районный молодёжный центр"
г. Тарко-Сале

Нравственный облик человека формируется под влиянием многих факторов. В первую очередь это семья, школа и улица. Но также не следует сбрасывать со счетов внешкольные учреждения, средства массовой информации, кинематографию.

Советский и российский актёр, режиссёр театра и кино Михаил Ульянов так говорил о киноискусстве: «Зритель приходит, чтобы, внимая сцене, снова почувствовать, что он – не пылинка на ветру, не слеза на реснице… Он – человек и должен прожить достойно свою единственную жизнь [1].

Последнее время проводится много исследований, которые пытаются изучить, насколько глубоко кино вошло в нашу жизнь. По данным статистики ФОМ не реже раза в неделю смотрят фильмы по телевизору 81% россиян. Из них каждый день или почти каждый день 42%, два-три раза в неделю 25%, примерно раз в неделю 14%, два-три раза в месяц 5%, примерно раз в месяц 4%, раз в два-три месяца 2%, примерно раз в полгода 1%, никогда или почти никогда 7%,  затруднились ответить 1% опрошенных (Телефонный опрос «ТелеФОМ» 22–23 июня 2013 г. 1000 респондентов) [2].

Проведя исследования, учёные также выяснили, что «кино сильно влияет как на мировоззренческий аспект мышления человека, так и на его психологические реакции в целом. Причём, порой, фильмы формируют очень сильные поведенческие реакции, напрямую влияют на формирование психики. Особенно это утверждение касается подростков и детей, так как именно их психика поддается наиболее сильному влиянию под воздействием информации извне» [3].

Отсюда можно сделать вывод, что кино является мощным инструментом воспитания, поэтому очень важно уметь правильно его использовать, постараться не допустить отрицательного воздействия на психику человека.

Педагог, желающий использовать кино как средство формирования личности, должен  отчётливо представлять, какие задачи он хочет решить в процессе кинопоказа. А их на самом деле очень много. Это может быть расширение кругозора, проверка полученных знаний, помощь в осмыслении труднодоступной темы через художественные образы и т.п. А если организовать обсуждение после кинопоказа, то можно способствовать формированию таких умений, как умение рассуждать,  умение слушать,  высказывать свою точку зрения, повышать словарный запас ребёнка.

На занятиях по «Основам православной культуры» мною регулярно используются произведения отечественного и зарубежного кинопроизводства. Для малышей – это мультипликационные фильмы, для детей постарше – небольшие короткометражные ленты и для старшеклассников – серьёзные полнометражные фильмы.

Использование фильма как дополнения к рассказу – один из наиболее удачных приёмов. Кино в этом случае оказывает педагогу большую помощь, повышая наглядность: яркие образы создают эмоциональный отклик в душе ребёнка. Ещё одним неоспоримым плюсом является то, что фильм способен  убрать возможное сопротивление воспитательному воздействию, т.к. воспринимается смотрящими как своего рода развлечение. Он расслабляет и снимает всякого рода психологические барьеры. Кинопоказ, благодаря созданию доверительной обстановки в группе, способствует укреплению взаимопонимания между педагогом и детьми.

Приведу несколько примеров использования кинопоказа из собственной практики.

Христианство уникально и неповторимо благодаря своему духу. Понять его можно только через личный опыт. Приблизиться к пониманию можно через изучение удачного опыта других людей. Рассказывая детям о христианском мировосприятии, о личностном росте христианина, я не могу пройти мимо такой темы, как жертвенная любовь, которая может иметь разные проявления.  Предлагаю детям привести примеры такой любви из личных наблюдений, из рассказов. Потом предлагаю посмотреть ещё один пример на экране. На мой взгляд, наиболее подходящим для этого является фильм «За имя моё». События фильма разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Главные герои – девочка, которую не принимают в деревне, так как она дочь немца, и священник, приютивший эту девочку, и своим собственным примером показавший, что такое христианская любовь.

В фильме очень хорошо показано, как священник идёт на ещё одно проявление этой любви – «мучение ради Христа»: со смирением, спокойствием и твёрдой уверенностью, что именно такое решение является единственно верным в этой ситуации. Таким образом, через яркие образы киноленты дети воспринимают суть христианства. А обсуждение нравственных идеалов, показанных в картине,  помогает в жизни реализовать добродетели и отвергать недобрые проявления души.  

А вот пример того, как можно использовать фильм для разъяснения труднодоступного материала. При изучении темы «Секты. Пагубное влияние на жизнь человека» было рассказано, что такое секта, каковы её признаки, чем она отличается от Православной церкви и как она может навредить человеку. Вроде всё понятно, но чувствую, как-то не коснулось детей, нет глубины осознания. Включаем фильм «Божья вотчина» о женщине, которая пыталась вызволить себя и свою семью из секты мормонов. 

Перед началом показа даю задание найти в фильме признаки секты и описать моменты, которые вызвали наибольшее эмоциональное переживание. По окончании просмотра в коллективе не остаётся ни одного человека, который бы до глубины души не осознал, насколько разрушительной может быть такая организация. Кроме того, идёт актуализация знаний: в ходе обсуждения удаётся без подглядывания в конспекты вспомнить основные теоретические моменты. А педагог понимает, насколько глубоко усвоен материал. В результате удаётся решить несколько задач: выяснить степень усвоения материала, закрепить полученные знания через обсуждение, развить умение вести дискуссию, подвести к более глубокому осознанию темы через личные сопереживания героям фильма.

Как уже было сказано выше, для того чтобы усилить воспитательный эффект от кинопоказа, после просмотра можно  организовать обсуждение фильма, устроить небольшой диспут. Он может быть свободным и проблемным. При свободном течении беседы разговор осуществляется без предварительного плана. Во время проблемной дискуссии её участникам предлагается отвечать на вопросы [4].

В первом случае дети просматривают фильм и в конце делятся своими впечатлениями. Здесь важно педагогу направить обсуждение в нужное для него русло, так как дискуссия может пойти по абсолютно не предсказуемым направлениям. Для свободного обсуждения,  как правило, выбираются «серьезные фильмы», показывающие поступки, требующие нравственной оценки. Опять же приведу свой пример. Фильм «Дочь» был показан старшей группе без привязки к какой-либо теме, поэтому показ не имел чёткого плана обсуждения. В фильме показана история девочки Инны, живущей со своим папой и маленьким братом в небольшом провинциальном городе. Её жизнь меняется с приездом новой девочки Маши. Между ними завязывается дружба. Но Маша становится жертвой серийного маньяка, который орудует в городке, убивая девочек 13-15 лет. В результате расследования выясняется, что маньяк – это отец Инны. От неё все отворачиваются, младшего брата забирают в детский дом, в результате Инна пытается покончить с собой.

Как видно из описания, в фильме поднимается очень много серьёзных проблем современного общества, поэтому предложив детям просто поделиться впечатлениями, сразу получила несколько сюжетных линий обсуждения, многие из которых носили негативный характер. В этом случае было важно вместе с детьми найти положительные стороны, показать, что многие ошибки в жизни можно исправить. Задача педагога в таком обсуждении постараться достичь того, чтобы в душе у детей не осталось неприятного осадка. Также можно акцентировать внимание на тех сторонах, которые важны, но остались незамеченными. Например, дети в ходе обсуждения совсем не обратили внимания на то, как Инна почтительно относится к своему отцу, даже после того, как узнала, что это он убил её лучшую подругу.  А между тем такое отношение многого стоит.   Умение донести эти моменты до детей тоже является немаловажной задачей.

Теперь рассмотрим второй вариант, кода обсуждение носит проблемный характер. Как уже было отмечено выше, в этом случае перед началом просмотра детям ставятся чёткие задачи, которые они должны решить в процессе просмотра. Во время проблемной дискуссии её участникам предлагается отвечать на поставленные вопросы. В этом случае роль педагога меняется, он не просто направляет спонтанно возникшее обсуждение в нужное ему русло, а уже создаёт для себя план и этапы  обсуждения, старается с помощью поставленных вопросов-проблем держать его в нужном тематическом русле. Именно педагог вопросами помогает воспитанникам обозначить проблему и раскрыть пути решения.

Помимо педагога в качестве «ведущих» могут выступать сами ребята, если их разбить на две команды и предложить выступить в качестве оппонентов друг другу. В качестве оппонента может также выступить проблемная рецензия на какой-либо фильм. Она зачитывается детям перед показом, а после просмотра идет обсуждение,  в чем согласны с автором статьи, а где могли бы поспорить или вообще не согласиться с такой точкой зрения. В качестве таких «неоднозначных» фильмом можно взять фильмы «Остров» П. Лунгина и «Поп» А. Хотиненко. Критических статей на эти фильмы в интернете очень много, есть из чего выбрать.  

Можно разделить по времени просмотр фильма и его обсуждение для того, чтобы у ребят было время обдумать увиденное, подготовиться к обсуждению. В качестве творческого задания можно предложить поискать высказывания святых отцов или примеры из жития святых, где описывается подобные вещи. В результате у детей развивается творческий подход, умение формулировать и излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, а также умение работать с источниками, подкреплять свои мысли авторитетными высказываниями.

Приводить примеров можно достаточно много, так как фильмов с христианским содержанием отснято большое количество как отечественного, так и зарубежного производства. Наибольшее впечатление на детей произвели такие фильмы, как «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» Столярова,  «Простая истина» Антроповой,  «Щенок» Ефстафьевой, «Предел ангела» Дрейдена,  «За имя моё» Можар, «Излечить страх» Пархоменко, «Начало пути» Ахмедова. Для среднего школьного возраста:  «Притчи», «Притчи 2», «Притчи 4» режиссёра Любецкого и «Притчи 3: три слова о прощении» монахини Иоанны (Орловой). Среди мультипликационных фильмов можно выделить «Заступницу», «Твой крест», «Пересвет и Ослябя», «Это мой выбор»,  «Братья», «Необыкновенное приключение Серафимы», «Маланья», «Свет неугасимый», «Встреча», «Путеводительница», а также короткометражные мультфильмы телеканала «Радость моя» – «История ветхого завета», «Кто-то рядом» и «Хуторок». Умелое их использование помогает педагогу доступно и увлекательно донести до детей православное мировосприятие.

Ансельм Брийя-Саварен, известный французский философ и юрист, ещё в начале XIX века сказал такую, ставшую крылатой, фразу: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу –  кто ты». Это в полной мере касается и пищи для души. Этой пищей является информация, поступающая в сознание и формирующая состояние души. Как от горькой, казалось бы, непригодной пищи бывает польза, а от сладкой и приятной бывает вред, так и в информации, формирующей состояние души, педагогам нужно уметь находить полезное и вредное. Этому же научить и детей, чтобы впоследствии, окунувшись в море окружающей их информации, они умели брать полезное и отвергать вредное.

Список литературы

1.        Свод житейской мудрости [Электронный ресурс]. ― Режим доступа:URL:http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/49876.html?page=3 (дата обращения: 09.09.2016).

2.        База данных ФОМ. Массовый опрос населения. Кино. Что смотрят россияне. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: URL: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 (дата обращения: 09.09.2016).

3.        Как кино влияет на людей. [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  http://obozrevatel.com/press-release/kak-kino-vliyaet-na-lyudej.htm (дата обращения 01.09.2016).

4.        Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 176 с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт