Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ОПЫТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИ...

ОПЫТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С УЧЁТОМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК


ОПЫТ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

С УЧЁТОМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

 

Падиков Сергей Васильевич,

руководитель сектора по производственному обучению

государственного бюджетного профессионального образовательного

учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский полярный агроэкономический техникум», г. Салехард

 

Сельское хозяйство России переживает сложное время. С одной стороны, Россия вышла на первое место в мире по экспорту зерна пшеницы. С другой стороны, остро ощущается недостаток продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота); обеспеченность этими продуктами не превышает 70–80 %. Кроме того, в течение 5 последних лет наблюдается снижение доходов населения, а сельское хозяйство является производителем конечного продукта и, следовательно, наблюдается устойчивое снижение спроса на качественные (и дорогие) продукты и замещение их более дешевыми. В ситуации снижения поступлений выручки сельскохозяйственные предприятия сокращают производственные затраты, в первую очередь это касается вложений в основной капитал, в т. ч. в инновации. Кроме снижения спроса у сельского хозяйства наблюдается и исчерпание резерва экстенсивного роста, особенно эта проблема ярко проявляется на Ямале. Основные отрасли сельского хозяйства Ямала – оленеводство и рыбодобыча. В оленеводстве на сегодня насчитывается около 700 000 голов оленей. При этом научно-обоснованная оленеёмкостьпастбищ не превышает 400 000 голов. Пастбища к тому же заражены, в массе своей некробактериозом и различными гельминтозами. При забое оленей получаем большой выход туш низкой упитанности. Давно назрела необходимость сокращения поголовья и переход на более эффективное хозяйствование. Однако разовое снижение поголовья оленей приведет к массовым банкротствам как предприятий, так и частных хозяйств.

В рыбодобыче тоже происходит сокращение ресурсной базы – давно запрещён вылов осетра, сейчас запрещён лов муксуна, в перспективе щёкура и ряпушки.

Рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям приходится переходить на «чёрную рыбу» при одновременном снижении выручки. Все эти факторы в совокупности требуют пересмотра работы сельскохозяйственных и рыбодобывающих предприятий с экстенсивного пути на интенсивный, с применением наиболее эффективных способов ведения хозяйства.

Наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития оленеводства – сокращение поголовья с одновременно максимально высоким (до 90–100 %) использованием полученного сырья. Для этого возможны следующие пути:

1. Сокращение потерь от падежа – развитие подготовки олневодов-пастухов в направлении ветеринарии. Снижение заболеваемости некробактериозом, своевременные вакцинации оленей, обработки от подкожного овода, дегельментизация собак, ветеринарно-санитарная профилактика и т. д.

2. Полноценное использование туши оленя после забоя. Для этого необходимо наладить грамотный и своевременный сбор крови и эндокринно-ферментативного сырья.

3. Сокращение потерь оленей от травежа, просто потерь от ухода оленей - для этого применение оленеводами-пастухами современных средств связи, самоходной техники, применение электронного биркования оленей и т. д.

Поскольку техникум непосредственно связан с оленеводством Ямала, постоянно на базе техникума проходят круглые столы, конференции по итогам прохождения практик, просто встречи с руководителями и специалистами хозяйств. По итогам этих встреч происходит обновление программ и профессий, которые сегодня необходимы.

В частности, при получении квалификации «Ветеринарный фельдшер» студенты одновременно получают рабочие профессии – санитар ветеринарный и сборщик эндокринно-ферментативного сырья. По этим же профессиям техникум неоднократно проводил курсы повышения квалификации оленеводов, в том числе с выездом в посёлок Тазовский.

Для повышения квалификации пастухов-оленеводов в техникуме организована подготовка по профессии «оленевод-механизатор», программа которой предусматривает изучение современных средств связи, информационных технологий, применение и ремонт самоходной техники и тракторов, самостоятельное проведение первичных ветеринарных мероприятий, т. е. наиболее эффективные и современные способы ведения оленеводства.

Проблема остаётся за работой забойных пунктов. На них пока организованы только разделка и охлаждение туш и сбор отдельных субпродуктов, остальное утилизируется.

В рыбопереработке происходит переход от переработки «белой рыбы» на переработку «черной» (язь, щука, ёрш и т. д.). Рыбоперерабатывающим предприятиям приходится переходить на новую рецептуру, готовить блюда из рыбы, ранее не использовавшиеся, расширять ассортимент выпускаемой продукции. На сегодня ООО «Салехардский комбинат» производит одновременно несколько десятков наименований продукции, происходит переход с жестяной банки в консервах на другие способы сохранения продукции. Соответственно усиливаются требования к подготовке технологов – в первую очередь по знанию ассортимента продукции и видов применяемого сырья.

Производство широкого ассортимента продукции уже не позволяет технологу держать рецептуру и технологию приготовления «в голове». Приходится максимально широко использовать компьютерные технологи – не только как базу знаний, но и как программирование ожидаемого результата. В результате техникум усилил подготовку технологов по этому направлению, дополнительно введя новую дисциплину «Современные информационные технологии в рыбном хозяйстве».

Сокращение ресурсного потенциала потребовало перехода на рыборазведение (в частности начал работу Собский рыбоводный завод), и студенты техникума не только стали проходить на нем преддипломную практику, но и в программе подготовки технологов уже давно появилась такая дисциплина, как «Болезни рыб Обь-Иртышского бассейна».

В целом техникум старается идти в ногу со временем и изменяющимися требованиями к подготовке специалистов.

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт