Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Определение единых требований ...

Определение единых требований к обучению английскому языку детей школьного возраста


Шулишова С.С.,

преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж

профессиональных и информационных технологий»,

г. Ноябрьск

«Мы находимся на пороге обязательного введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку для российских школьников. В 2020 году в ряде регионов ЕГЭ пройдет в апробационном режиме», — цитирует ТАСС заявление госпожи Васильевой на заседании Ситуационно-информационного центра Рособрнадзора. Таким образом, в 2022 году для получения аттестата школьники должны будут сдать ЕГЭ по русскому языку и математике, истории и иностранному языку. Количество школьников, желающих после 9 класса поступить в колледж, увеличивается с каждым годом. Почему наметилась такая тенденция и почему число подростков, не желающих заканчивать 11 класс, увеличиваетс  

В настоящее время подготовка к ЕГЭ и последние два года обучения в школе (10-11 классы) напоминают не воспитательно-образовательный процесс обучения, а «натаскивание на ЕГЭ». Можно предположить, что введение ЕГЭ по иностранному языку увеличит приток в учебные организации среднего профессионального образования первокурсников, желающих получить среднее профессиональное образование после 9 класса, и причиной этому будет владение иностранным языком на уровне Elementary. Опытные преподаватели-репетиторы иностранного языка, готовящие школьников к сдаче ЕГЭ, не берутся за подготовку десяти, одиннадцатиклассников, имеющих уровень владения иностранным языком Elementary, либо сразу предупреждают, что результат будет ниже желаемого. В данном случае идет речь об индивидуальном подходе обучения со школьником, а не группой, состоящей из 15-20 учеников. Из личного опыта работы со студентами, закончившими 9 классов и поступивших в колледж, могу констатировать, что владение иностранным языком у первокурсников составляет уровень А1. В лучшем случае они умеют уверенно читать и переводить простейшие тексты, знают в теории правила образования времен группы Simple и Progressive. Построить высказывание, ответить на вопрос, т. е устная часть становится невозможной ввиду низкого качества подготовки.

В настоящее время разработано большое число программ, УМК, методик преподавания, и каждая школа вправе выбрать программы обучения. Так, в одной школе в разных классах могут использовать в образовательном процессе издательства разных авторов. 29 апреля 2014 г. опубликован приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В нем насчитывается не менее 15 учебных изданий, рекомендованных для преподавания английского языка в школе. При этом необходимо отметить, что на все не вошедшие в Перечень учебники, распространяется действие пункта 3 настоящего приказа о праве использования в течение пяти лет в образовательной деятельности ранее приобретенных учебников. Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников – усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

На данный момент у всех авторских обучающих программ есть как положительные стороны, так и недостатки (информация о которых замалчивается). Современные преподаватели постоянно проходят обучение, повышают квалификацию, обмениваются опытом и имеют доступ к пособиям, что повышает вероятность получения более высокого качественного результата преподавания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности, а значит, отсутствует системность изложения материала в пособиях, а переход от одного издания и учебно-методическому комплексу к другому в разных классах приводит к потере интереса и запутыванию в понимании преподавания иностранного языка. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети осваивают с большим трудом. Итоговые контрольные работы (за четверть, за год) и ЕГЭ, в том числе, все школьники пишут одинаковые, показывая разные результаты.  

Низкий уровень показателей качества обучения выпускников 9 классов, решивших продолжить обучение в колледже, свидетельствует о том, что цели изучения иностранного языка на ступени основного общего образования (развитие коммуникативной, речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенции; развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения и познания и т.д.) остаются недостигнутыми.

Проведение современного урока английского языка учителем – это, зачастую, новаторский подход, включающий различные приемы и методы, разработки из личного опыта и перенятые у коллег, переход от одного УМК к другому. В итоге получается, что все уроки  – это результат творческой и научной деятельности отдельно взятого преподавателя, когда не все может получаться и давать сразу высокие показатели.

Как современному специалисту избежать таких подводных камней и не запутаться в море разработанных и утвержденных программ, учебных изданий, приемов и методов? Как сделать, чтобы его уроки соответствовали единым требованиям обучения и давали высокий результат? Ответы на эти вопросы кроются в разработке единого учебно-методического комплекса по английскому языку, который включал бы самые лучшие проверенные методы, приемы и наработки, позволяющие реализовать стандарт основного общего образования по иностранному языку.

Мотивация учащихся и талант преподавателя построить урок английского языка увлекательно и легко, где каждый был бы задействован в образовательном процессе (здесь и сейчас, в искусственно созданной напряженной и активизирующей мыслительную деятельность атмосфере) является, на мой взгляд, основополагающим аспектом организации образовательной деятельности современного педагога. Когда есть единая система требований к обучению, единый учебный материал, откуда мы черпаем информацию, и единые контрольно-измерительные материалы, тогда появляется единое видение и понимание образовательного процесса, пропадает бессистемность и хаотичность применяемых методик и приемов обучения. Если вводится единый государственный экзамен по иностранному языку, необходимо разработать единый учебно-методический комплекс для всех школ, включающий в себя комплекс системно выстроенных пошаговых разработок, инструкций, грамматических правил,  приемов обучения, отвечающих требованиям ФГОС и дающим возможность каждому школьнику, освоившему программу, успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Единый государственный экзамен должен быть проверкой тех знаний и умений, которые учащиеся почерпнут, обучаясь по единому учебнику, где лексический материал, задания и последовательность изложения учебного материала регламентировано и соответствует общим требованиям. При таких условиях экзамены перестанут нагнетать страх как у школьников, так и у их родителей.

 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт