Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация деятельности метод...

Организация деятельности методического объединения специалистов службы сопровождения в условиях муниципального сетевого окружения как эффективная форма системы непрерывного образования педагогов


Лисицина Татьяна Владимировна
педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Надым
Градобоева Татьяна Ивановна
педагог-психолог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Надым
Алексеева Ирина Николаевна
учитель-логопед
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Надым

Краткая аннотация к статье

 

В статье освещен опыт работы методического объединения специалистов службы сопровождения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представлены целевые установки, основные направления и результаты деятельности профессионального объединения. 

 

Организация деятельности методического объединения специалистов службы сопровождения в условиях муниципального сетевого окружения как эффективная форма системы непрерывного образования педагогов

 

Развитие системы образования невозможно без профессионального развития педагога, умеющего эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Ключевое значение приобретает готовность и желание педагогов к постоянному профессиональному росту. Методическое объединение в данной ситуации призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования, способствующего развитию творческого потенциала педагога, позволяющего ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет управляющие и управляемые подсистемы и их звенья, находящиеся во взаимодействии. При этом методическая работа отличается целостностью, основывается на достижениях науки, результатах работы школы и направлена на непрерывное развитие профессиональной компетентности каждого педагога.

Одним из структурных подразделений методической службы школы является методическое объединение специалистов службы сопровождения. В его состав входят педагоги-психологи, учителя-логопеды и социальный педагог. Существует принципиальное отличие целевых установок службы сопровождения и деятельности МО специалистов службы сопровождения. Так, психолого-социально-логопедическое сопровождение представляет систему профессиональной деятельности специалистов службы, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Целью деятельности методического объединения является создание системы методического сопровождения реализации образовательных потребностей специалистов службы в процессе их профессиональной деятельности, также непрерывное повышение квалификации.

Как и любое другое структурное подразделение школы МО руководствуется рядом нормативных положений и локальных актов. Одно из главных назначений работы школьного методического объединения – быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Поэтому с 2009/2010 учебного года сформулирована и разрабатывается методическая тема «Построение эффективной системы сопровождения на основе междисциплинарного подхода как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», которая содержательно связана с методической темой школы.

Определена основная цель работы методического объединения, которая заключается в следующем – поиск и реализация различных форм взаимодействия участников образовательного процесса на основе междисциплинарного подхода, направленного на конструктивное решение актуальных проблем развития обучающихся. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. формировать готовность специалистов службы сопровождения к внедрению и реализации ФГОС;
  2. обновлять и совершенствовать нормативно-правовую базу МО в соответствии с новыми стандартами;
  3. пополнять банк научно-методического и дидактического обеспечения по сопровождению субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС;
  4. осуществлять совместные проекты, направленные на повышение качества образовательного процесса, содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, выстраивать эффективное взаимодействие с родителями;
  5. создавать механизмы адекватного и гибкого реагирования на актуальные запросы отдельных педагогов, в том числе в системе осуществлять наставничество молодых специалистов;
  6. транслировать инновационный опыт педагогов МО через систему сетевого взаимодействия и иные формы методической работы;
  7. совершенствовать систему контроля, содействовать созданию гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов в рамках методического объединения.

Разрабатывая план перспективной деятельности методического объединения, опираемся на идеи междисциплинарности и надпредметности построения сопровождения образовательного процесса. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения способствует не только росту социальной и профессиональной активности, но и позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой. Каждое заседание объединения посвящено актуальной методической теме-проблеме. В ходе заседания разрабатывается проект, в котором намечаются основные этапы и сроки решения данной проблемной ситуации, определяется ролевое участие каждого специалиста и предполагаемые результаты. Все это становится возможным благодаря использованию таких форм работы МО, как совместная исследовательская деятельность, групповая дискуссия, или мозговая атака, элементы тренингов по совершенствованию профессиональных умений; семинары по учебно-методическим проблемам, творческие отчеты специалистов, взаимопосещение занятий с последующим анализом.

Приоритетным в работе МО является научно-методическое направление, которое ориентировано на решение конкретных проблем, активный обмен опытом, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение разнообразным диагностическим методам, проведению самоанализа педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей.

Убеждены, что современный образовательный процесс невозможен без консолидации усилий специалистов как внутри МО, так и во всех внутришкольных структурных подразделениях, осуществляющих образовательный процесс, включая родителей. Кроме того, методическое объединение работает в тесном контакте с внешними партнерами, т.е. учреждениями и организациями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, учебными заведениями разного уровня, учреждениями дополнительного образования.

Сетевая организация методической работы МО позволяет увеличить круг взаимодействия, следовательно, сделать результаты более продуктивными и качественными. В сотрудничестве с методическими объединениями учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» реализуем проект подготовки детей к обучению в школе. На основе банков диагностического инструментария, развивающих упражнений и методических рекомендаций составлена образовательная программа для будущих первоклассников «В школу – с радостью!». Данная программа стала лауреатом районного конкурса педагогических разработок «Радуга содружества», прошла процедуру лицензирования и апробации. На основании нормативных положений и локальных актов осуществляется набор детей дошкольного возраста на курсы кратковременного пребывания по подготовке к школе с отслеживанием динамики развития каждого ребенка и предоставлением рекомендаций родителям.

Совместно со специалистами Надымского «Центра Здоровья» осуществляем исследовательские проекты по выявлению неблагоприятных факторов эмоционального и соматического неблагополучия педагогов и обучающихся школы. Результаты исследования влияния метеогелиофизических факторов на психоэмоциональные особенности подростков общеобразовательной школы г. Надыма специалисты МО представили на XIII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения».

Еще одним важным направлением деятельности методического объединения является сотрудничество со специалистами муниципальной ПМПК. В результате совместной деятельности создана база диагностического инструментария для определения уровня развития ребенка, представлен материал для сборника Департамента образования по написанию психолого-педагогического представления ребенка на ПМПК и рекомендуемого диагностического материала, выпущен сборник «Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия».

В рамках взаимодействия с методическими объединениями педагогов школы и города происходит разработка и апробация комплексных адаптационных, профилактических, профориентационных и реабилитационных программ для школьников на всех этапах обучения, тренингов, семинаров, спецкурсов и других мероприятий.

Методическое объединение осуществляет разработку практических рекомендаций для педагогов по работе с одаренными обучающимися. Разработан и проведен практикум для педагогов города с целью обучения методам и приемам работы с одаренными и способными школьниками и дальнейшего развития творческого потенциала детей.

Повышение психолого-социально-логопедической компетентности участников образовательного процесса осуществляется специалистами МО в различных направлениях. В рамках институциональной программы «Преемственность» совместно с воспитателями и специалистами дошкольных учреждений отрабатываем основные критерии для написания психологического портрета ребенка при поступлении в школу, организуем семинары и собрания в базовых детских садах, разрабатываем методические рекомендации по работе с детьми, консультируем родителей. Результатом работы является программа практико-ориентированных занятий для родителей по профилактике школьной дезадаптации «Мой ребенок – первоклассник…», ставшая призером муниципального и всероссийского конкурсов.

Взаимодействуя с правоохранительными органами, Управлением по делам молодежи и спорту, СМИ города реализуется программа профилактических мероприятий, направленных на формирование у школьников здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции, профилактику правонарушений, воспитание нравственных сторон личности.

На протяжении трех лет методическое объединение работает над проблемами развития коммуникативной компетентности педагогов и профилактики синдрома «эмоционального выгорания». По материалам проведенных мероприятий выпущен институциональный сборник «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога». Кроме того специалистами МО разработаны методические рекомендации по повышению стрессоустойчивости и снятию эмоционального напряжения для педагогов.

Таким образом, можно смело утверждать, что представленная система работы методического объединения, основанная на активных формах внутреннего и внешнего взаимодействия, позволяет развивать творческий потенциал, инициативность, предприимчивость специалистов, обеспечивает развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Об этом свидетельствует положительная динамика эффективности коррекционно-развивающей и профилактической работы по разрешению проблем развития и обучения, высокая результативность участия педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях различного уровня, востребованность специалистов МО в методических мероприятиях институционального, муниципального и окружного уровней.

Убеждены, только умение ценить индивидуальность друг друга, не соревноваться, а сотрудничать, обогащать свой опыт путем обмена и обсуждения удач и проблем в работе дает возможность каждому педагогу самореализоваться как личности, и достичь высоких профессиональных результатов.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт