Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация работы с одарённым...

Организация работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования


Кельбас Р. В.
кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска "Центр детского творчества"
г. Ханты-Мансийский автономный округ

Кельбас Р. В., кандидат педагогических наук,

заместитель директора по учебно-воспитательной

работе муниципального автономного учреждения

дополнительного образования г. Нижневартовска

"Центр детского творчества",

Ханты-Мансийский автономный округ

 

 

Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Большую роль в развитии детской одарённости и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в детских объединениях различной направленности.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одного этапа на другой.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского творчества» предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом его индивидуальных способностей, стремлений. 
Системно-деятельностный подход образовательного процесса позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых и талантливых детей. 
Выделив с помощью определённых методик тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги, каждый для себя, решает, какие задачи в работе с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие.

В Центре детского творчества многообразие направлений деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов одарённости посредством:

-                  корректировки дополнительных общеобразовательных программ;

-                  разработки индивидуальных образовательных маршрутов с включением заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

-                  организации индивидуальной работы;

-                  отбора и оформления достижений обучающихся в виде реферативных, проектных и исследовательских, творческих работ для представления на ежегодной научно-практической конференции «Будущее России»;

-                  подготовки обучающихся к конкурсам различного уровня;

-                  предоставление опыта работы с детьми с признаками одарённости в виде творческого отчёта на заседании творческой проблемной группы педагогов, методической учёбе, педагогическом совете;

-                  организации и проведении семинаров-практикумов для педагогов дополнительного образования по особенностям работы с детьми с признаками одарённости;

-                  участия в тренингах по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;

-                  психологического сопровождения работы с одарёнными детьми;

-                  самообразования в работе с детьми с признаками одарённости;

-                  консультирования родителей по вопросам развития способностей у детей.

В учреждении разработана и реализуется программа «Развитие детей, подростков и молодёжи с признаками одарённости на период 2011–2015 гг.», которая направлена на развитие творческих способностей детей и подростков в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Разработку и внедрение индивидуальных и групповых общеобразовательных программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы детей с признаками одарённости, обеспечение благоприятных условий для развития, поддержки и координации работы с одаренными детьми, расширение возможностей для участия одарённых и способных детей и подростков в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, выставках, фестивалях, соревнованиях, слётах различного уровня.

Для отработки полученных знаний на практике, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации программы по работе с детьми с признаками одарённости в учреждении создана материально-техническая база по различным направлениям деятельности:

-                  естественнонаучное (учебно-опытный участок, лесная делянка, зимний сад, дендросад, теплица, экологическая лаборатория, метеостанция);

-                  художественно-эстетическое направление (выставочный, актовый, хореографические залы, звукостудии);

-                  туристско-спортивное (спортивный, тренажёрный залы) и др.

Педагоги учреждения используют следующие формы обучения детей с признаками одарённости: комплексное обучение по общеобразовательным программам в Образцовых коллективах, городском научном объединения учащихся «Росток», школьном лесничестве «Бурундучок», турклубе «Каскад» и др.; организация образовательного процесса по программам индивидуального развития и обучения в творческих группах: «Мониторинг городской среды», «Вокал», «ИЗО», «Туризм», «Хореография» и др.; обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области (экология, музыка, спорт, хореография, туризм, ИЗО); работа по исследовательским, творческим проектам в режиме наставничества, консультирования (в качестве консультантов выступают, как правило преподаватели Нижневартовского государственного университета); семинары; каникулярные сборы, сессии, мастер-классы, творческие лаборатории, полевые практикумы; система творческих конкурсов, научно-практических конференций, фестивалей, слётов, форумов; сетевое взаимодействие.

Благоприятные возможности чётко проявляются, в частности, в сфере художественного развития, приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных способностей в данном направлении.

Применительно к обучению интеллектуально одарённых детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Системная работа с детьми с признаками одарённости в разных направлениях деятельности даёт определённые результаты:

-                  в 1999 году создано городское научное объединение учащихся «Росток», которое с 2009 года является отделением Общероссийской детской общественной организации Малая академия наук «Интеллект будущего», с 2011 года окружным сетевым центром российского национального конкурса водных проектов старшеклассников и входит в Ассоциацию детских и молодёжных общественных экологических объединений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Неоднократно ГНОУ «Росток» входило в пятёрку лучших детских и молодёжных экологических объединений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Четверо воспитанников представляли ХМАО – Югру на Международных экологических форумах (Исландия, 2006 г.; Корея, 2009 г.; Америка, 2011 г.);

-                  звания «Образцовый художественный коллектив» удостоены: вокальная студия «Мэри Поппинс», шоу-балет «Айс-Крим», хореографический ансамбль «Родничок», ансамбль эстрадно-джазового танца «Стиль Данс»;

-                  школьное лесничество «Бурундучок» – лучшее школьное лесничество Югры на протяжении 15 лет;

-                  в 2014 году туристско-спортивный клуб «Каскад» отметил двадцатилетний юбилей. За это время в клубе сложились свои традиции, проведено более 80 туристско-спортивных сборов, завоёвано множество медалей. Среди выпускников клуба 10 мастеров и 36 кандидатов в мастера спорта. Ежегодно участники клуба совершают многодневные спортивные водные походы по рекам Алтая и Среднего Урала.

Двадцать два обучающихся Центра детского творчества занесены в энциклопедию «Одарённые дети России». Пять обучающихся получили гранты Президента Российской Федерации в рамках программы «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи», один удостоен премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ежегодно более 1500 обучающихся и воспитанников стабильно показывают высокий уровень подготовки на региональных (окружных), всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, слётах, форумах, где они становятся лауреатами и дипломантами. Результативность участия в таких мероприятиях – это один из важных показателей работы учреждения. За последние три года на 12 % произошёл прирост доли детей, вовлечённых в мероприятия, направленные на выявление и развитие одарённости.

С 2000 года в Центре традиционно проводится научно-практическая конференция «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», которая с 2009 года стала межрегиональной. За этот период в данной конференции приняло участие более 1 200 обучающихся города Нижневартовска, Нижневартовского района, Томской области.

В каникулярный период организуются лагеря с дневным пребыванием детей: «Малая академия наук», «Территория первых». Основной концептуальной идеей работы лагерей является формирование интереса школьников города Нижневартовска к научно-исследовательской деятельности и ключевых компетенций потенциальных участников слётов научных обществ обучающихся, форумов, научно-практических конференций, фестивалей различных уровней.

В летнем лагере труда и отдыха «Панама» созданы профильные отряды спортивного, прикладного, эколого-биологического, музыкально-хореографического, социального направлений, где воспитанники отрабатывают полученные навыки на практике по организации опытнической и исследовательской деятельности, публичного выступления, выездов на пленэр и др.

В выборе подходов к осуществлению работы с одарёнными детьми принципиальная позиция педагогов учреждения в том, что они не отбирают одарённых детей, а принимают всех и работают с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность её в том, что одарённость проявляется в деятельности и оценивается по результатам – успех в деятельности. Главным принципом работы с одарёнными детьми в Центре детского творчества является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности каждому ребёнку. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт