Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация исследовательской ...

Организация исследовательской деятельности обучающихся МБОУ ДО Дом детского творчества г. Новый Уренгой


Семченко Л. В.
заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
Дом детского творчества
г. Новый Уренгой

Семченко Л. В., заместитель директора

муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования

Дом детского творчества, г. Новый Уренгой,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

В МБОУ ДО Дом детского творчества города Новый Уренгой осуществляется деятельность по формированию и развитию исследовательской культуры обучающихся. В учреждении реализуется образовательная программа «Ориентир», цель которой – развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности для активной социализации в обществе. Одна из основных задач обучения детей и подростков – это создание такого образовательного пространства, которое позволяло бы им учиться мыслить нестандартно, самостоятельно, но и вместе с тем принимать правильное коллективное решение; использовать энергетический потенциал знаний, умений, навыков; формировать желание повышать свой интеллектуальный уровень; овладевать методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем.

Интересным опытом в данном направлении является образовательный проект «Интенсивная школа "Наследие" как модульная организация проектно-исследовательской деятельности в изучении историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Ямала на базе краеведческого музея МБОУ ДОД ДДТ», реализуемый в Доме детского творчества с 2012 г. Данный проект получил высокую оценку на различных конкурсах: I место в Муниципальном конкурсе инновационных образовательных проектов при поддержке Тюменской областной Думы, Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», призёр окружного конкурса исследовательских проектов.

В рамках интенсивной школы «Наследие», реализуются образовательные программы, направленные на углубленное изучение и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности, изучение историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Ямала с целью решения проблемы сохранения этого наследия, расширение краеведческих знаний обучающихся и формирование гражданской компетентности.

Деятельность Интенсивной школы «Наследие» организована в соответствии с представ­лениями о модульной организации образовательного процесса. Три модуля представляют собой годовую образовательную программу, что позволяет существенным образом повысить эффективность использования учебного времени. Модуль организован и объединен образовательной задачей, которая определяет структуру-сценарий модуля, образовательные формы (организационно-деятельностные семинары, имитационно-ролевые игры, проектные семинары, экспедиции, образовательные путешествия и др.), а также его тему. Первый модуль «Шаг в науку» (главная задача организационно-образовательного модуля – формирование умений и навыков обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности); второй модуль «Я – исследователь» (образовательная задача задаёт проблемно-поисковый характер: развитие исследовательской компетентности путём включения обучающихся в изучении актуальных вопросов развития этнокультурного пространства коренных малочисленных народов Ямала); третий модуль «Мои открытия» (задача образовательного модуля – переход ученика-исследователя к ученику исследователю-гуманитарию).

Образовательная программа «Ориентир» выстроена с учётом рекомендуемых И. Е. Семёновой этапов:

– этап получения информации (организуется поиск необходимой информации);

– этап обработки информации (отбирается нужная для дальнейшей работы информация);

– на этапе обобщения информации происходит её систематизация и упорядочение, анализ в соответствии с целью и задачами исследования;

– этап представления информации характеризуется итоговым оформлением полученных результатов, созданием собственных текстов, презентаций;

– этап обсуждения информации характеризуется определением цели выступления, позиции автора в представляемом материале, формулируются возможные вопросы выступающему;

– рефлексивный этап, во время которого проводится критериальный анализ [2].

Образовательная программа позволяет сформировать исследовательские умения как необходимое условие развития личности, способной к активной деятельности и продуктивным исследованиям, дающим с одной стороны, изобретения, новые технологии, научные открытия, а с другой – навыки мышления, «приобретают навыки и осваивают формы учебного сотрудничества со сверстниками и педагогами» [1, с. 242].

В результате приобретённых знаний и полученных навыков в проектно-исследовательской деятельности обучающиеся имеют возможность создавать исследовательские работы и представлять их на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ разных уровней. Так, в МБОУ ДО ДДТ ежегодно проходит научно-практическая конференция «Будущее Ямала», на которой обучающиеся демонстрируют свои достижения в исследовательской деятельности. Обучающиеся Дома детского творчества являются постоянными участниками и призёрами муниципальных, всероссийских, международных конкурсов исследовательских работ: Латышева Дарья – I место, Антонова Алена – II место, Погонец Дарья – III место в XIV городской олимпиаде по краеведению «Север без границ»; Терехова Алиса – I место, Мусабирова Виктория, Путилина Арина – участники городского конкурса исследовательских работ среди учащихся 3–4 классов «Я – Исследователь»; Мининков Максим, Баскакова Дарья – участники городской научно-практической конференции «Мир увлечений»; Латышева Дарья – I место, Антонова Алёна – III место, Погонец Дарья – участник городской научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Шаг в будущее»; Антонова Алена – победитель XX Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; Латышева Дарья – призёр XX Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; Сапожникова Яна – I место в Окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее»; Аюбова Элина – участник Международного конкурса исследовательских работ учащихся «Калейдоскоп»; Сапожникова Яна – II место во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих проектов.

 

Список Литературы

1.                 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с.

Семёнова И. Е. Формирование исследовательской компетентности школьников как средство повышения учебной мотивации // Методист. Научно-методический журнал. 2010, № 10. – С. 53 – 55.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт