Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация работы с одаренным...

Организация работы с одаренными детьми в начальной школе


Константинова Л. Е.

Константинова Лариса Евгеньевна,
методист учебного отдела,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Научно-информационный методический центр,
г. Новый Уренгой, ЯНАО.
e-mail: nimz_2010@mail.ru
Телефон: (3494) 22-15-14, факс: (3494) 22-15-01

Аннотация

В статье раскрывается система работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, которая направлена на оптимальное развитие одаренных и способных детей.

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому основной задачей направления работы с одаренными детьми является обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

В муниципальной системе образования г. Новый Уренгой сложилась эффективная система работы по выявлению и поддержке талантливых детей.

  • Направлениями деятельности Управления образования в работе с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности, являются:
  • выявление одаренных и талантливых учеников из общей школьной среды (организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях);
  • организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач в очной и дистанционной форме);
  • инклюзивное образование одаренных детей в условиях начальной школы (реализация специальных образовательных программ для групповых занятий с одаренными детьми);
  • использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания);
  • индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы;
  • реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;
  • использование метода проектов, технологий инновационного образования, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании;
  • создание обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей (предметные олимпиады в начальной школе, интернет-олимпиады для школьников);
  • очные муниципальные и школьные конкурсы, фестивали, выставки, соревнования интеллектуального, творческого и спортивного направления; заочные (в том числе дистанционные) конкурсы различного уровня (муниципальные, окружные, федеральные, международные);
  • исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;
  • детские общественные организации (советы командиров и коллективных творческих дел, школьные музеи);
  • организация дополнительного образования.
  • Комплексная работа с одаренными детьми дает стабильные результаты:
  • ежегодно школьники становятся победителями и призерами региональных и федеральных предметных олимпиад и конкурсов (всероссийская предметная олимпиада по математике «Мета Школа», всероссийская олимпиада «Познание и творчество», международные конкурсы: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и природа», «Британский бульдог», «Человек и природа», «Инфознайка» и др.);
  • увеличивается доля учащихся начальных классов, участвующих в муниципальных предметных олимпиадах, конкурсах, выставках (городские предметные олимпиады «Юный математик», «Юный грамотей», городской конкурс «Я – исследователь» и др.)
  • увеличивается охват детей дополнительным образованием.

Одарённые дети – уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают, что это далеко не так. Поэтому вся система обучения в г. Новый Уренгой создает необходимые условия, ориентируясь на естественный рост и развитие природных, врожденных свойств ребёнка, начиная с дошкольного возраста и до осознанного выбора жизненного пути.

Литература

  1. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
  2. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007
  3. Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
  4. Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009

Интернет-ресурсы

  1. www.odardeti.ru
  2. www.1september.ru
  3. www.standart.edu.ru


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт