Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация проектно-исследова...

Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания


Голова Оксана Николаевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
г. Губкинский

 Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир                                     

природы с безграничным богатством явлений, с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.
 В. Сухомлинский

 

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением  открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

 Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.                                                          

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.         

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В своей работе по экологическому воспитанию я столкнулась с рядом противоречий: 

  - между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка.

  - между необходимостью дифференциального подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка дошкольного возраста и единообразии содержания типовой программы.

  - между методологическими подходами традиционной программы и социальным заказом.

Наши педагогические наблюдения подтвердили, что ребенок обучается лучше:

 

- при наличии в группе достаточного количества различных учебно–игровых материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними при помощи наиболее развитых органов чувств и широко развивают их компетенцию;

- при обеспечении возможности свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности  и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;

- при сочетании в равной степени интересов детей и требований учебно– воспитательного плана;

- при замене фронтального способа организации образовательного процесса на индивидуально–групповой, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;

- при использовании игровых форм обучения;

- если существует заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами.

Опираясь на разработанную программу «Мы», становится ясно одно чрезвычайное обстоятельство гибели природы, есть не что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как общему состоянию. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит  об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Актуальность темы

Почему я выбрала тему природы? Потому что в наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе,  не заменит живого общения с ней.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает  познавать красоту, разнообразие природы.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился  «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами. 

Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Задачи

• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

        Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имели возможность усложнения.

Дидактические принципы

Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса - позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу), увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.

1) В старшем дошкольном возрасте позитивное отношение к окружающему миру становится опорой, прочным фундаментом, на котором начинает создаваться увлеченность процессом познания (особое состояние личности, характеризуемое интенсивным восприятием, интуитивной мотивацией, потоком энергии и чувством глубокого удовлетворения от осуществления жажды исследования) и ее составляющие: сосредоточенность внимания, инициативность, эмоциональный подъем познавательной деятельности, познавательная активность, самодеятельность.

И соответственно чрезвычайно важно, чтобы каждый акт взаимодействия внутри детско-взрослого коллектива, реализующего метод игровых проектов, был сориентирован, главным образом, на развитие в ребенке перечисленных качеств.

2) Метод игровых проектов погружает детей в игру (для которой так мало остается времени в режиме дня детского сада) и окрашивает любой вид деятельности ребенка (даже потенциально непривлекательный) в яркие, притягательные тона.

3) Относительно третьего критерия, который предполагает самостоятельный, творческий подход к делу,- и его показателей: познавательной самостоятельности, успешности выполнения нестандартных заданий, проявления склонности к предмету своего интереса в свободное время - нужно быть крайне осторожным. Ждать от дошкольника ответственности даже по отношению к своему интересу преждевременно и опасно, так как она естественным образом должна вырасти из увлеченности, а преждевременным ее стимулированием можно погасить в ребенке искру зародившегося интереса.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

 

Основные принципы, которые легли в основу опыта:

·      Принцип учёта возрастных особенностей детей;

·      Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;

·      Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;

·      Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;

·      Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;

·      Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

·      Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;

На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Технология опыта

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

 Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 - 7 лет.

Проект как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру - самую притягательную для дошкольников деятельность.

После кризиса трех лет ребенок оторвался от непосредственного смысла предметов и шагнул в двойной мир - у него появилось воображение - центральное новообразование дошкольного возраста, столь необходимое для развития игровой деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, пик, развития которой приходится на старший дошкольный возраст. Именно это новообразование дошкольного возраста делает возможным развитие проектной деятельности как деятельности предвосхищающей и проектного мышления как способности вообразить (предвосхитить) желаемый результат и пошагово двигаться к его достижению (продукту).

Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.

 

 

 

Инновационно-профессиональная деятельность

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

 • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

 • комплексные тематические занятия;

 • интеграция:

        - полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

        - частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).

 • метод проектов:

       - форма организации образовательного пространства;

       - метод развития творческого познавательного мышления.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.                            

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Мною разработан ряд проектов «Юные защитники природы Ямала», «Наша тундра», «Прогулка с интересом», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные,  от 1 месяца до года.

Одним из активных методов обучения является экологический игровой тренинг.

Цель тренинговых игр такова:

1. Установление, укрепление межличностных контактов при работе в группах;

2. Возможность самовыражения каждого участника;

3. Возможность посмотреть на себя со стороны;

4. Пробуждение интереса друг к другу;

5. Пробуждение энтузиазма к теме тренинга;

6. Развитие эмпатии, воображения, творчества.

В подгруппы дети объединяются по желанию. Для создания эмоционального фона во время выполнения заданий можно использовать спокойную музыку. В конце тренинга возможна рефлексия. Заменить рефлексию можно просмотром записи игры, предоставить возможность посмотреть на себя со стороны. При организации тренинговых игр педагог опирается на ранее полученные знания и практические действия детей. То есть прежде чем провести игру-тренинг, необходимо провести предварительную работу. Игры-тренинги можно использовать как самостоятельный вид деятельности, так и часть занятия.

Следующий метод обучения -  это занятия-экспериментирования:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса;

2.  Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления;

4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы;

6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Также широко использую современные развивающие формы и методы обучения – это технические средства обучения (DVD – фильмы, телевидение, компьютер):

 - наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;

 - словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания;

 - игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру (сюжетно-ролевая игра «Учёные»);

 - методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск:

·      «подумать самостоятельно»;

·      «спросить у другого человека»;

·      «посмотреть в книгах»;

·      «посмотреть по телевизору»;

·      «понаблюдать»;

·      «провести эксперимент»;

·      «получить информацию с помощью компьютера»;

·      «связаться со  специалистом».

В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают.

При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

 -в учебной деятельности: занятия-путешествия («Путешествие Капельки», опыты с водой, наблюдения за превращением воды, беседы);

 -в повседневной деятельности (целевые прогулки и экскурсии на водоем);

 -в практической деятельности (опыты, наблюдения, экспериментирования).

Создание экологической развивающей среды

Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды  должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

До недавнего времени в нашем детском саду действовала экологическая комната – лаборатория, которая выполняла обучающую, познавательную и релаксационную функции. В настоящее время помещения для экологической комнаты нет, поэтому мы используем групповые помещения.

Зона коллекций (в группах): предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения  классификации по различным признакам;

Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и  самостоятельных исследований;                                                                                                                                                                                                                                                                               

Огород на окне: создается для наблюдений за ростом растений:

Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком,  для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;

Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений.

Кроме этого в группе действует уголок природы,  для закрепления знаний широко используются дидактические игры. 

Трудоемкость

При использовании данного опыта важна серьезная подготовка педагога, нужно учитывать все возможности:

 - организации экологического просвещения родителей;

 - развитие экологического движения: конкурсы, конференции, создание кружка экологической направленности;

 - пополнения библиотеки учебной и методической литературой;

  - сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, эколого – эстетическим центром «Гармония», музеем освоения Севера;

 - использование взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей:

 - поддерживать интерес детей к природе;

 - поощрять их экологически грамотные поступки;

 - проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

 - и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями  большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие.

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например: «Ребята и зверята», «Я и природа» и др.

Родители оказывают помощь в сборе  коллекций, экспонатов из природного материала,   выращивании растений для уголка природы.

Результативность

Результаты экологического образования дошкольников и по диагностическим данным, и по субъективным оценкам показывают значительный эффект, оказанный эколого-образовательным процессом, в изменении личного отношения детей к природным объектам, в принятии ценности и уникальности любого живого существа. Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость развития ценного, личностно-значимого отношения к природе закладывания основ экологической культуры уже в период дошкольного детства, чтобы не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.

В результате проделанной работы,  дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

 

Область применения опыта

Предлагаемый опыт адресуется как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Он не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

 

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»;

2. Программа экологического образования «Мы» автор Н.Н. Кондратьева;

3. Программа «Наш дом – природа» автор Н.А. Рыжова;

4. «Экологические занятия в ДОУ» автор Т.М. Бондаренко;

5. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С.Н. Николаева;

6. «Экологические занятия в детском саду» автор О.А. Воронкевич.

Центр воды и песка
Центр воды и песка
Центр воды и песка
Центр воды и песка
Зона наблюдения
Зона наблюдения
Зона наблюдения
Зона наблюдения
Зона наблюдения
Зона наблюдения
Зона экспериментирования
Зона экспериментирования
Зона экспериментирования
Зона экспериментирования
Зона экспериментирования
Зона экспериментирования
   Сводная диагностическая карта  по выполнению образовательной программы «Детство»  за 2009-2012 уч. год.
Сводная диагностическая карта по выполнению образовательной программы «Детство» за 2009-2012 уч. год.

Сводная диагностическая карта по выполнению образовательной программы «Детство» за 2009-2012 уч. год.

Уровень освоения программного содержания в %
Уровень освоения программного содержания в %

Уровень освоения программного содержания в %

     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт