Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОСТУПНОСТЬ ДОШК...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ


Казымкина Людмила Владимировна,

заведующий муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Росинка" д. Харампур Пуровского района

 

В Концепции модернизации системы образования, одной из приоритетных задач, ставится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения.

На территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа проживают 906 детей из числа коренных народов Севера в возрасте от 0 до 7 лет, из них 481 ребёнок совместно с родителями ведёт кочевой образ жизни (данные Управления по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации Пуровского района).

Проблема состоит в том, что дети, родители которых ведут кочевой образ жизни, не имеют возможности  получать услуги, предоставляемые дошкольными учреждениями. Привозить своих детей в детский сад посёлка кочевники не могут, потому что, во-первых, некоторые стойбища расположены на очень отдалённых расстояниях от населённого пункта, во-вторых, климатические условия нашего северного региона не всегда могут позволить длительные переезды по тундровой местности, тем более с маленькими детьми. Круглосуточные группы тоже не решат данную проблему, так как при проведении исследования путём опроса кочующего населения о потребности в предоставлении им услуг дошкольного образования мы выяснили, что даже если бы и были группы круглосуточного пребывания, они не готовы отдать своих детей в раннем возрасте в детский сад на круглосуточный режим с длительным отрывом от семьи.

Исторически сложилось так, что в условиях кочевья воспитание и образование детей дошкольного возраста полностью зависят от их родителей. Но образовательный уровень самих родителей, проживающих в тундровой местности, и традиционный образ жизни не всегда позволяют должным образом подготовить ребёнка к школе. В то время как дети, посещающие детский сад, имеют представление об учебном процессе, у них есть опыт работы в группе, они привычны к режиму дня.

Характерной особенностью современной образовательной политики является организация вариативных форм дошкольного образования. Одной из таких форм стало создание групп кратковременного пребывания, обеспечивающих гарантированное государством право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в условиях кочевья.

Первая кочевая группа была открыта в сентябре 2012 года в стойбище Хадутэй Харампуровской тундры. Затем по запросу коренного населения в ноябре 2014 года – вторая в стойбище Медвежья гора. В сентябре 2015 года открыты ещё две группы в стойбищах Чебачье и Верхняя Часелька, а в сентябре 2016 года - в стойбище Верхняя Часелька. В настоящее время на базе детского сада "Росинка" деревни Харампур успешно функционируют 5 кочевых групп, которые посещают 45 воспитанников.

В отдельных чумах, приспособленных под группы детского сада, созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Кочевые группы оборудованы ростовой мебелью, в помещениях оформлены уголки творчества, развивающие центры, для просмотра обучающих фильмов и мультфильмов приобретены телевизоры и DVL-проигрыватели. Для разностороннего развития в каждой группе имеется библиотечный уголок с детской художественной литературой, игровой центр обеспечен многочисленными игрушками, дидактическими, развивающими играми. Возле чума оборудованы небольшие игровые площадки с качелями, скатными горками.

Содержание образования определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования групп кратковременного пребывания воспитанников (кочевая дошкольная группа), разработанной учреждением самостоятельно в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

При разработке Программы основной акцент делался на сохранение национальной культуры, традиций, языка. Программа направлена:

- на обогащение знаний детей о родном крае, о коренных жителях – лесных ненцах, их быте, культуре;

- на развитие устной ненецкой речи у дошкольников;

- на становление личности на основе национальной культуры.

Обучение и воспитание проводится на русском и ненецком языках. Содержание деятельности детей в кочевых группах разнообразно, их знакомят c необходимыми для жизни в условиях кочевья навыками и культурологическими составляющими:

- традиционным бытом кочевников (пастьба в зимнее время, подготовка к касланию, каслание);

- изменениями в природе (сезон грибов и ягод, сбор природного материала для поделок);

- календарными датами и национальными праздниками (День оленевода, рыбака, Вороний день, Рассвет северной земли и т.д.);

- традициями, направленными на передачу новому поколению верований, обычаев, обрядов (Поклонение святой берёзке, Посвящение личной песни ребенку и т.д.);

- ручным трудом (изготовление сувениров из меха, сукна, бисера с ненецким национальным колоритом);

- играми лесных ненцев (прыжки через детские нарты, метание аркана на хорей).

Специфика Программы кочевых групп кратковременного пребывания заключается в том, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду особо важные для дошкольного возраста направления развития и в то же время не перегружать малышей.

Практика показала, что выпускники кочевых групп (9 детей) заметно отличаются от детей неорганизованных, они легче преодолевают языковой барьер, безболезненно переносят адаптацию к условиям общеобразовательного учреждения, имеют определенную базу знаний и умений, активно участвуют в различных конкурсах всероссийского, окружного и районного уровней, занимая призовые места.

В 2014 году по результатам участия во Всероссийских конкурсах было 2 лауреата, в районном конкурсе – 1 победитель. В 2015 году по результатам участия в Международном конкурсе детского творчества – 4 победителя, в 2016 году – 14 победителей.

Руководители и педагоги также являются активными участниками конкурсов педагогического мастерства:

- проект "Развитие кочевого образования в Пуровском районе" муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Росинка" д. Харампур получил первое место во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Лучший проект – 2015";

- социальный проект "Росинка" – капелька России" занял первое место во Всероссийском конкурсе педагогических идей "Лучшее из опыта работы".

В 2015 году приняли участие в Международном форуме "Ценностные ориентиры современного образования", проходившем в Финляндии. В рамках форума поделились опытом своей работы по кочевому дошкольному образованию с зарубежными коллегами, представили вниманию презентации "Дошкольное образование в условиях кочевого образа жизни" и "Воспитание детей дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера".

Муниципальная практика детского сада "Росинка" д. Харампур признана лучшей на Всероссийском форуме "Вовлечение граждан в местное самоуправление: актуальная муниципальная практика", проходившем в 2016 году в г. Москва, и рекомендована для реализации в других регионах России.

Нашим опытом работы в Пуровском районе воспользовались дошкольные образовательные учреждения с. Самбург (в 2013создана кочевая группа в Самбургской тундре) и п. Ханымей (в 2014 год открыта кочевая группа в Вынгапуровской тундре).

Положительный опыт работы транслировался на российском канале в программе "Новости", операторами окружного, районного каналов телевидения, освещался в журнале "Огонёк", в муниципальной общественной районной газете "Северный луч".

Идея открытия групп кратковременного пребывания воспитанников в условиях кочевья достаточно актуальна, интересна, востребована. Они позволяют обеспечить доступность дошкольного образования без отрыва детей от родителей, способствуют приобщению к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

Кочевые группы кратковременного пребывания воспитанников должны развиваться. Именно эта модель дошкольного образования является оптимальной для коренного населения.

 

                Воспитанники кочевой группы «Оленёнок» стойбища Хадутэй

  

                Воспитанники кочевой группы «Лисёнок» стойбища Верхняя Часелька

 

              

             Сохранение традиционного образа жизни в условиях кочевого дошкольного образования

 

             

 

             Организация образовательного процесса с учётом жизни КМНС

 

     

            На прогулке в кочевой группе «Зайчонок» стойбища Верхняя Часелька

      

 

Предметно-развивающая среда в чуме-группе

 

      

 

Игровая деятельность в чуме-группе

 

 

Примечание: Все фотографии в Приложениях являются оригинальными, снятыми во время рабочих поездок и этнографических экспедиций Казымкиной Людмилы Владимировны, заведующего МКДОУ «Детский сад «Росинка» д. Харампур.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт