Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Организация исследовательской ...

Организация исследовательской деятельности школьников на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности


Баранова Т.Л.,

учитель английского языка МБОУ «Гимназия №1»,

г. Ноябрьск

Организуя исследовательскую деятельность учащихся в рамках своего предмета, я ставлю своей целью показать практическую ценность изучения языка, повысить уровень владения обучающимися не только предметными умениями, но и метапредметными.

Размышляя над тем, как организовать исследовательскую работу школьника по иностранному языку так, чтобы она не была по-настоящему интересной как для исследователя и его научного руководителя, так и для широкого круга людей, и при этом она носила бы исследовательский характер, я поставила пред собой следующие задачи:

- определить общественно значимые темы, подходящие для настоящего лингвистического исследования;

- определить такую модель работы с учащимися, которая способствовала бы повышению уровня владения обучающимися не только предметными, но, и оргдеятельностными навыками, обеспечивала бы формирование их учебной самостоятельности.

В данной статье я расскажу о том, каким образом я решаю поставленные задачи.

Постановка проблемы и определение темы исследования можно назвать, пожалуй, самым сложным и ответственным этапом работы. Неудивительно, что он вызывает затруднения не только у учащихся, но и учителей, являющихся их научными руководителями. Многие коллеги сетуют, что они не видят исследовательских перспектив для обучающихся в своем предмете. Здесь не следует забывать о том, что язык можно рассматривать не только сам по себе, но и на стыке наук, что вызывает немалый интерес у учащихся.

При определении темы исследования я учитываю особенности учащегося - ведь организуя учебное исследование, я ставлю своей целью помочь учащемуся раскрыть его творческие, интеллектуальные способности, развить определенные качества личности, т.е. в центре всей организуемой работы стоит Ученик, и, соответственно, тема, которую он будет исследовать, должна способствовать тому, чтобы он смог проявить, развить себя, научиться новым умениям, получить новые навыки. Поэтому в ходе определения с учащимся темы я учитываю возрастные особенности, личностные качества, уровень сформированности предметных и метапредметных умений.

Это не значит, что я всегда принимаю темы, предложенные самим учащимся как окончательный вариант, так как в таком случае рискую никогда не научить его сути исследования. В зависимости от того, насколько хорошо ученик уже умеет анализировать, делать выводы, обобщать, я начинаю работать с ним в направлении проблематизации предложенной им темы. Я считаю, что важно не «дать» готовое название темы, а помочь сформулировать ее, основываясь на интересах учащихся. Прежде всего, я прошу своих будущих исследователей определиться с той предметной областью, которая их интересует – в самом широком смысле. В ходе бесед, которые перемежаются перерывами для размышлений ребят о тех аспектах выбранной предметной области, которые интересуют их больше всего, поиском информации из различных источников по интересующему вопросу и формулированием собственной проблемы ребята приходят к формулированию темы. Примеры того, какие изменения претерпели выдвинутые первоначально названия тем, приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Проблематизация тем, предложенных учащимися

Класс

Название темы (интересующей предметной области), сформулированное первоначально учащимся

Новое звучание темы

10 класс

1. Англоязычные песни о любви

«Способы создания эмоционального фона в песнях Элтона Джона»

9 класс

1. Американский сленг

«Особенности употребления сленга в американских художественных фильмах»

10 класс

3. Почему заголовки английских газет непонятны?

«Особенности заголовков английских газет»

10 класс

4. Почему компьютерные переводчики переводят неточно и насколько неточно?

«Проблемы и сфера применения машинного перевода»

 

При определении тематики, характера и объема исследовательских работ важно также учитывать требования возрастной психологии. Для подросткового и школьного юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, главной задачей в этом возрасте [1].

Как я уже упомянула, чтобы исследование было интересным и обучающемуся, и тем, кому он будет представлять его, оно должно рассматривать язык не только сам по себе, но и на стыке наук. Причем эти науки могут быть интересны ребятам даже больше, чем язык, и здесь их интересы я использую, чтобы привлечь их более пристальное внимание к своему предмету, помочь им реализовать себя в нем, исследовать интересующую их область средствами языка. Во время работы на уроках или личного общения я обращаю их внимание на то, что на вопросы, которые они задают, можно найти ответ, исследуя определенные явления в речи или в языке.  К примеру, во время обсуждения экологических проблемы в нашей стране, ребята заметили, что в западных странах этим вопросам уделяется больше внимания и ситуация намного лучше. Вспомнив о таком понятии, как экологическое сознание, мы задумались, находит ли оно свое отражение в языке. Так родилась тема «Экологическая терминология как отражение экологического сознания в русском и английском языках», которая сейчас находится в разработке.

Вопросы взаимосвязи языка и сознания всегда вызывают большой отклик у ребят. Так, интересующаяся обществознанием обучающаяся задалась вопросом о том,  почему одни понимают свободу как вседозволенность, а другие чувствуют рамки дозволенного и не против ограничений. Этот вопрос стал прологом к ее исследовательской работе «Особенности концепта демократия в русской и американской национальных концептосферах», автор которой стал лауреатом всероссийского конкурса им. Вернадского.

Одной из главных задач обучения иностранным языкам в школе является воспитание стремления к диалогу культур. И всегда приятно, когда видишь в обучающихся такое стремление. Желание узнать, как нас видят в тех странах, язык которых мы изучаем, подвигло ребят на написание группового, очень объемного, исследования «Анализ британского медиадискурса российской тематики», которая была отмечена дипломами I степени на городской и окружной научно-практических конференциях учащихся «Юность. Наука. Культура», а также стала победителем XV Российской научной конференции школьников «Открытие».

Разработка подобных тем имеет, помимо прочего, и большое воспитательное значение, поскольку вносит существенный вклад в формирование национальной идентичности, гражданского самосознания и способствует развитию стремления к диалогу культур.

Вторую задачу по поиску такой модели работы с учащимися, которая способствовала бы повышению уровня владения обучающимися помимо предметных умений еще и метапредметными, формированию их учебной самостоятельности, я решила посредством применения личностно-ориентированной модели организации исследовательской деятельности обучающихся, при которой моя роль сводится к роли организатора деятельности, консультанта по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Личностно-ориентированная модель предполагает, в частности, вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области (о чем я упомянула), личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями [1]. Я стараюсь учитывать и развивать познавательные предпочтения ребят, что иногда требует гибкости в организации этапов исследовательской деятельности в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.

Еще одним проявлением личностно-ориентированной модели является то, что в ходе исследования мы поддерживаем постоянный исследовательский диалог.

Для меня особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Все это делает исследование обучением учению, ведь основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным.

Личностно-ориентированная модель организации исследовательской деятельности школьников предполагает стартовое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией по ходу исследования. Для системной реализации данного принципа в нашей гимназии учащимся 10 классов предлагается элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности», который реализую в том числе и я.

Его цель - познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому обучающихся. Этот курс фокусируется не только на формировании основ практических умений организации научно-исследовательской работы или на получении ими теоретических знаний о различных формах организации научно-исследовательской деятельности, его задача также в том, чтобы сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы. Они получают представление о роли науки в жизни общества, принципах научного мышления, методах научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук, об учении В.И.Вернадского о ноосфере, о выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижениях, основных видах научно-исследовательских работ, компонентах их содержания и правилах их написания: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв.

Прежде чем приступить к собственным исследованиям, ребята знакомятся с принципами организации и проведения научно-исследовательской работы, оформления научно-исследовательской работы; работы с научно-популярной литературой. Они также знакомятся с всеобщими, общенаучными, частными и специальными методами научного исследования.

Развитию навыков контроля и оценки своей деятельности в рамках данного курса способствует формирование портфолио, в которое каждый обучающийся вкладывает свои эссе о понимании научного мировоззрения, доклады о выдающихся ученых, написанные на представленные им в качестве образцов успешные исследовательские работы сверстников аннотации, тезисы, отзыва и рецензии, а также подготовленными ими для практических занятий сообщения.

Правильно организованная исследовательская деятельность школьников является мощным инструментом для развития их учебной самостоятельности, умения анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, делать умозаключения.


 

Список литературы

  1. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4. – С. 8-13.

  2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт