Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Ориентир на интеллектуально-тв...

Ориентир на интеллектуально-творческую личность


Дубовцева Т. Ф.
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
г. Новый Уренгой

Дубовцева Т. Ф., муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества, г. Новый Уренгой,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Мозг, хорошо устроенный, ценится выше,

чем мозг, хорошо наполненный.

М. Монтень

 

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки обучающихся, способных

-                  ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

-                  самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-                  грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

-                  быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтов;

-                  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Соответственно перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятии такие условия, при которых каждый ребёнок чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Как развить личность ребёнка, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения?

Таким образом, необходимость развития общей культуры обучающихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество. Этот заказ – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, способную мыслить творчески, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Раскрытие творческих возможностей детей через организацию проектно-исследовательской работы – ведущее направление воспитания и обучения в учреждении дополнительного образования. С этой целью педагогом разработана образовательная программа «Ориентир». Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации проектно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности для активной социализации в обществе.

Освоение программы предполагает решение следующих задач:

1.                 Сформировать у обучающихся интерес к научному творчеству, понятийный аппарат, навыки исследовательской работы.

2.                 Развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности; углубить и закрепить полученные при обучении знания, умения и навыки.

3.                 Воспитать у обучающихся высокую культуру исследовательского труда.

4.                 Содействовать формированию научного мировоззрения.

Важным условием обеспечения полноценного развития интеллектуально-творческих и исследовательских навыков обучающихся и отличительной особенностью от других программ является организация образовательной среды – создание творческой атмосферы, вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности; блочное построение содержания предлагаемого курса: логические задания конвергентного типа; творческие задания, направленные на развитие дивергентного мышления; интеллектуальные игры, не только как соревнование в знаниях, один из эффективных способов расширения кругозора детей, но и как форма занятий, направленная на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения); проектно-исследовательская работа.

Первый блок – логические задания конвергентного типа – содержит задания на смекалку и сообразительность, задания, направленные на развитие логического мышления, умение проводить рассуждения, рационально перебирать возможные варианты решений, а также осуществлять нестандартный подход к решению задач и т. д.

Второй блок – творческие задания и упражнения. Содержит задания, направленные на развитие у детей общих приёмов дивергентного мышления. Для решения творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:

1.                  Мозговой штурм – метод творческого поиска.

2.                  Синектика – метод решения творческих задач путём поиска аналогий.

3.                  Метод фокальных объектов – это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.

4.                  Метод творческих преобразований. Обучающимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом объекте при применении к нему того или иного преобразования.

Третий блок представлен интеллектуальными играми, особенность которых состоит в формировании у детей познавательной активности, устойчивости внимания, самостоятельности мышления, т. е. тех качеств, которые необходимы детям при успешном обучении.

Четвёртый блок – проектно-исследовательская работа, которая включает основные элементы проведения исследования: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Блочное построение учебного материала подчинено следующим основным принципам:

- каждый элемент, введённый в блок, имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного и нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления);

- каждый элемент блока несёт в себе определённую умственную нагрузку для детей, что способствует реализации идеи овладения исследовательскими методами как методами познания;

- каждый элемент блока представлен в нестандартной, интересной для детей форме, построен на доступном для них материале.

Для оптимальной организации, предупреждения усталости используется следующий алгоритм занятия:

1.                 Разминка.

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает весь детский коллектив.

Обучающимся предлагается серия простых вопросов, но работа усложняется тем, что она проводится в высоком темпе и проходит в форме учебного диалога. Обучающиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель кто быстрее).

2.                 Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).

Детям предлагаются специальные задания, формирующие способы рационального запоминания, тренирующие внимание.

3.                 Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого обучающиеся самостоятельно, без участия педагога или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

4.                 Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных заданий, решение серии специальных логических задач способствует развитию умения логически мыслить, смекалки, внимания, памяти и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разностороннего анализа взаимосвязей, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы и познавательной активности.

Творческая деятельность позволяет ребёнку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно – внутренней и социальной защищённости по отношению к постоянно меняющемуся миру, даёт возможность ребёнку быть более жизне- и конкурентоспособным.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт