Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Осмысление подвига святых XX в...

Осмысление подвига святых XX века в контексте «Стратегии развития воспитания до 2025 года»


Алексеева С.Г.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 8»
г. Новый Уренгой

 

На юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г. было сказано, что в наши дни РПЦ «приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм мучеников и исповедников Российских XXвека».[1]

Один из них – священномученик митрополит ПетрКрутицкий(в миру Полянский Петр Фёдорович).

История страны – это не только набор дат, событий и фактов, это история каждого отдельного человека. XX век, являясь переломным, ушёл в прошлое, а в переломные моменты русской историииз глубин народных масс выносятся на историческую сцену великие духом личности. Бурлящий водоворот событий как смерч вырывает из глубинных пластов  народной русской души   и ставит в первые ряды именно ту душу человеческую, которая присуща истинно русскому духу. Возможно, появление таких личностей, сконцентрировавших  лучшие качества русского народа, – доказательство Божественного предназначения России.   В XX веке одной из таких ярких личностей и стал митрополит священномученик  Петр Крутицкий,  осмысление подвига которого позволит увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях, а также  будет способствовать формированию принимаемого обществом нравственного идеала, который Стратегия называет идеальной целью воспитания подрастающего поколения. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек – свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

Глава 1. Что такое святость?

 «Не  стоит село без праведника»,  –  гласит народная мудрость. Праведные, благочестивые люди живут среди нас, и ими держится мир. К  святости призывает нас Церковь, « стяжание духа Святого», по слову преп. Серафима Саровского, является смыслом человеческой жизни.

Русские люди на протяжении столетий называли свою Родину святой Русью. За 1000-летие христианства наш народ дал человечеству примеры высочайшей святости: Сергия Радонежского,  праведного  Иоанна  Крондштадтского и многих других.

  В числе канонизированных общерусских святых представлены все чины святости, известные христианству: мученики, исповедники, преподобные, преподобномученики, священномученики, праведные, страстотерпцы, равноапостольные, блаженные.

  Русская церковь дала Православию огромное количество святых, изучением которых занимается наука агиология, что в переводе с греческого означает «наука о святых». Агиографическая (или житийная) литература всегда была любимым чтением русских православных людей.

 Так  кто же они, святые? Для того чтобы узнать мнения различных людей, я обратилась к Интернету. Мною был проведен опрос среди посетителей популярного сайта  «ВКонтакте». Вот несколько ответов на мой вопрос:«Святой - это такой человек, который делает мир лучше. Возможны варианты образа праведника: от волонтера Красного креста до физика на коллайдере, от воспитавшей пятерых детей матери до сапера, который обезвредил сотню минных полей», «Есть нормы морали, которым можно как следовать, так и не следовать. В одном случае ты  святой (строго соблюдаешь определенные правила и традиции), в другом нет», «По существу, святой – это тот, кто творит чудеса».

  Надо отметить, что некоторые термины не просто неопределимы, но еще и относительны, поэтому я вообще сомневаюсь в возможности однозначного ответа на этот вопрос. В словаре Ожегова мы читаем, что  святой   в  христианстве и некоторых других религиях это человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы; в  религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.[2]

  Святость – то же, что благочестивость, безгрешность, соответствие религиозным правилам, справедливость, а адмирал  Ушаков утверждал, что это жизнь согласно заповедям, моральным предписания какой-либо религии, соблюдение требований нравственности.[3] Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что в узком смысле праведник - это святой, великомученик, который претерпел гонения за свою веру, но не отрекся от Христа.

  Сам собой  напрашивается  вопрос:  «Возможно ли появление новых святых в наше время?»   Жизнь показывает, что возможно.  Из множества примеров назову только русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Чечне 23 мая 1996 года, причисленного Православной Церковью к лику святых, повторившего судьбу многих христианских мучеников, не отрекшихся от Христа. Знакомство с его жизнью и подвигом также важно для развития патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским и православным традициям. 

Глава 2.. Жизнь и духовный подвигсвященномученика митрополита Петра,

Местоблюстителя Патриаршего Престола

Я не буду подробно останавливаться на рассмотрении и  описании биографии и жизненного пути Местоблюстителя Патриаршего Престола, священномученика митрополита Петра Крутицкого до 1920 года. Скажу только, что родился в  Воронежской губернии в 1862 году в семье священника, закончил  духовном училище и  духовную семинарию,  затем  Московскую Духовную Академию, в которой остался в должности инспектора. В 1896 г. он защитил магистратскую диссертацию и сделался смотрителем Жировицкого духовного училища Гродненской губернии, где его успешная работа была отмечена Синодом и  он был приглашён  на постоянную работу в Учебный Комитет ревизором духовных учебных заведений. Эту должность Петр Федорович занимал вплоть до 1917 года.    В годы начавшейся гражданской войны он жестоко бедствовал и устроился бухгалтером в московскую кооперативную артель, производившую сапожную ваксу и стельки для обуви. [4]

    Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». [5] На мой взгляд, уже здесь проявилась его жизненная позиция   и сила духа.

Уже осенью 1920 г. патриарх Тихон рукоположил Петра в епископа Подольского и викария Московской епархии, и с этого момента его дальнейшая церковная карьера была чрезвычайно стремительной.   

В том же 1920 г. епископ Петр был впервые арестован и сослан в Великий Устюг.[6] Получив свободу, он вернулся в Москву и с этого времени стал неизменным и деятельным помощником святейшего патриарха  Тихона. В 1923 г. тот возвел его в сан архиепископа, а в 1924 г. – митрополита Крутицкого. Весной 1925 г., незадолго до смерти, патриарх объявил Петра Местоблюстителем Патриаршего престола. 

Уже в этот период проявилась его церковная и  гражданская  позиция: он передавал после службы деньги находящимся в тюрьме  и в ссылке священнослужителям и, как пишет иеромонах Дамаскин (Орловский), «он не был политиком, не был и дипломатом, единственная ясная цель виделась им – это быть со Христом и народом Божиим. И потому он уже тогда решил твёрдо – не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чём их не просить  и в переговоры не вступать».[7]

В ноябре 1925 года митрополит Пётр вновь был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. Незадолго до своего ареста он писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда – его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого – неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, – вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем – пастырском – особенно»[8].

После заключения в Суздальском политизоляторе Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.

В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем  после нескольких месяцев Тобольской  тюрьмы – на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска[9].

Как раз  в эти годы Сибирь  и наш край, ЯНАО, в период  революционного лихолетья и длительного периода насильственного насаждения атеизма превратились в огромный полигон социальных экспериментов и насилия, покрылась колониями «спецпереселенцев» и лагерями ГУЛАГа. И именно с этим периодом в истории православного ямальского Севера связана одна из наиболее ярких и трагичных страниц - пребывание в Хэ Местоблюстителя Патриаршего престола Петра (Полянского), митрополита Крутицкого и Коломенского (с 9 июля 1929 года по 17 августа 1930 года).[10]

Хэ — ныне несуществующий населённый пункт в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Располагался на южном берегу Обской губы. Согласно постановлению Администрации ЯНАО от 20.11.2007 г. № 522-А является памятником регионального значения.[11]

Святителю удалось снять  внаймы у местной старушки- самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежеговоздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. В конце 1928 года заканчивалась трёхлетняя ссылка Местоблюстителя, но 11 мая 1928 года постановлением особого Совещания ОГПУ  срок был продлен  на два года.[12] Здоровье владыки становилось всё хуже,  о чём он писал в заявлении 15 июля 1928 года в ОГПУ и во ВЦИК: «… Дальнейшее оставление меня в настоящем, трудно переносимом климате при моих болезнях…равносильно обречению на смерть».[13]   Но ни на это, ни на  следующее  обращение с просьбой  о переводе в другое место власти не отреагировали.  Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. А от денежных переводов от митрополита Сергия (Старгородского) отказался сам, т.к. узнал, что тот делает их тайно. 

17 августа 1930 года, когда до окончания срока ссылки оставалось  4 месяца, и когда  Митрополит раздал все свои вещи нищим,  он  вновь был арестован и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру.[14] Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор.   В ноябре 1930 года против Митрополита Петра было возбуждено новое дело по ложному обвинению в том, что, находясь в ссылке, он "вел среди окружающего населения …агитацию, говоря о близкой войне и падении советской  власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для  постановки борьбы с  властью".[15]

  Там его допрашивал уполномоченный ОГПУ - однофамилец Владыки. Он предложил узнику снять с себя звание Патриаршего Местоблюстителя, угрожая в противном случае продлением тюремного заключения. В заявлении, поданном на имя председателя ОГПУ Менжинского 27 марта 1931 года, Митрополит  Петр откровенно объяснил причины, по которым он не может согласиться с предложением ОГПУ: «…Лично о себе я не хлопочу: дней моей жизни осталось немного... Я только опасаюсь, что распоряжением и  деланием наобум могу  нарушить свой долг и внести смуту в души верующих».[16]

    Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили  могучее здоровье Владыки. Все годы тяжёлого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения.

За допросами последовало одиночное заключение в Екатеринбургской тюрьме, продолжавшееся почти год - без передач, без свиданий с кем бы то ни было, кроме уполномоченных ГПУ и тюремных надзирателей, почти без прогулок, без медицинской помощи. Здоровье 69-летнего узника, некогда необычайно крепкое, было подорвано. Мучительные боли наступали после каждого приема пищи. Ночами мучили приступы астмы. От духоты тюремной камеры часто случались обмороки, во время которых узник часами лежал на холодном тюремном полу.

Весной 1931 года в Екатеринбургскую тюрьму явился сотрудник  ОГПУ Тучков и на допросе сделал Митрополиту Петру циничное предложение стать осведомителем, угрожая в случае отказа новым сроком заключения. Предложение это было отвергнуто с негодованием, Местоблюститель резко ответил: «подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре».[17]

    Страдания Митрополита Петра после визита Тучкова были настолько тяжелы, что спустя несколько дней его парализовало; отнялись правая рука и нога. Рука впоследствии поправилась, а нога так окончательно и не выздоровела, что вызывало затруднения при ходьбе.

После ареста прошло девять месяцев, но Владыку не выпускали из одиночки. 25 мая 1931 года он писал Менжинскому: "В настоящее время я настолько изнурен, что затрудняюсь двигаться, стоять и даже говорить. ...За все время ареста я еще ни разу не видел солнца... Убедительно прошу Вас освободить меня из заключения и возвратить на место постоянного жительства, где бы я мог основательно заняться лечением у пользовавших меня раньше профессоров и иметь общение с сослуживцами архиереями – моим Заместителем и другими".[18]

Дело Митрополита Петра рассматривалось 23 июля 1931 года Особым совещанием ОГПУ, которое постановило заключить святителя в концлагерь сроком на пять лет, "считая срок с момента настоящего постановления", т.е. без зачета года, проведенного в одиночной камере. В администрацию Екатеринбургской тюрьмы направлена была служебная записка: "Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича, осужденного к заключению в концлагерь, просьба содержать под стражей во внутреннем изоляторе".[19]

После объявления приговора следователь посоветовал Митрополиту Петру раскаяться и написать покаянное заявление о своем участии в Союзе русского народа, запрещённой  после 1917 года крайне правой политической организации.[20] «Я не только не участвовал в такой организации,  но даже и не слышал, чтобы подобная организация существовала в Советском Союзе»,  -  ответил узник.

Томясь в тюремном изоляторе, священномученик продолжает обращаться к своим палачам с заявлениями, в которых просит об облегчении своей участи."Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. ...Болезни все сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены. Поступите со мной согласно постановлению, ...отправьте в концлагерь..."[21]

В июле 1933 года условия заключения патриаршего местоблюстителя были еще более ужесточены: ему,   престарелому и больному астмой,  запретили  ночные прогулки, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями и испарениями отхожих мест, на дне которого постоянно скапливалась вода. Когда святитель впервые увидел ночью свое новое место прогулки, ему стало дурно; он едва смог добраться до камеры и не сразу потом пришел в себя. Ещё ранее у него началась цинга. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.

Митрополита Петра мучили для того, чтобы заставить его отказаться от местоблюстительства. Объясняя свою позицию в заявлении властям, митрополит Петр писал:"В сущности Местоблюстительство лично для меня не представляет интерес, наоборот, оно все время держит меня в оковах гнета... Но я должен считаться с тем обстоятельством, что решение данного вопроса не зависит от моей инициативы и не может быть актом моей единоличной воли. Своим званием я неразрывно связан с духовными интересами и волей всей Поместной Церкви…"[22].

Шли годы, а он оставался в заточении, где условия его содержания становились все более страшными. Священномученика перевели из Свердловской в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения. Надзирателям было запрещено выводить его в такие места, где бы он мог встретить других узников.

Срок его заключения заканчивался 23 июля 1936 года, но за две недели до окончания срока Особым совещанием при НКВД СССР было решено продлить заключение митрополита Петра еще на три года.  Президиум ВЦИК удовлетворил ходатайство Особого совещания НКВД о продлении срока.  1 сентября 1936года об этом было объявлено узнику.[23]

    К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, который  в декабре стал  Патриаршим Местоблюстителем — ещё при живом митрополите Петре.[24]  В конце 1936 года в Патриархию поступили сведения о смерти Местоблюстителя Патриаршего престола. В январе 1937 года по нему, живому, страдающему в застенках, отслужена была панихида в Богоявленском соборе. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больногостарца-первосвятителя.

В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «...проявляет себя непримиримым врагом советского государства..., обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя».[25]

Митрополит Петр был расстрелян 10 октября 1937 года в возрасте 75 лет, в магнитогорскойтюрьме, в Челябинской области.  Место погребения остается неизвестным.  Так закончился его земной  путь и  исповеднический подвиг был увенчан пролитием мученической крови за Христа.

23 февраля 1997 года митрополит Петр был прославлен в лике священномучеников Архиерейским Собором Московского Патриархата. Он дважды изображён на иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления - святитель Петр изображен у центра средника непосредственно справа от увенчанного Крестом центрального престола, а на втором клейме иконы сидящим в заключении в зимовье  Хэ  рядом с Ледовитым океаном и распростёртым на земле перед палачом.[26]

        До конца он оставался в твердом убеждении, что церковь не должна иметь ничего общего с новой властью, начертавшей на своих знаменах непримиримую ненависть к Богу  и полнейшее истребление веры в стране. Он также отказался признать новый церковный курс своего заместителя митрополита Сергия,[27] не уступил никакому нажиму, не поддался  никаким уговорам и угрозам, никакому шантажу, выдержал все муки и не сложил с себя высокого и ответственного звания местоблюстителя. И хотя он находился далеко, на краю земли, и был полностью оторван от своей паствы, именно Петр, а не Сергий в течение 12 лет олицетворял истинное лицо Русской Православной церкви, именно он  в своей судьбе представлял ее судьбу. Это понимала и вся идущая крестным путем православная Русь. Пустьиз далекой ссылки от Петра почти не доходило никаких вестей, его живо помнили, чтили и любили в народе.

 

Заключение

 

         Двадцатый век пристально изучается историками, анализируется политиками, школьная  программавключает не только историю страны, но и историю ЯНАО. Я сознательно не останавливаюсь  на событиях в стране и на Ямале в рассматриваемый период, многое давно изучено, хотя, «белые пятна», конечно, есть. Но не это является предметом моего исследования.

Мне кажется, для современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Осмыслив духовный подвиг священномученика Петра, я могу с уверенностью сказать,  что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили,  выстоять и остаться победителями. 

Своим подвигом святые помогают человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути,   могут помочь в формировании выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.[28]

Для нормального развития  любого человека, особенно становления  подрастающегопоколения необходим высокий нравственный идеал, образец, которому можно и нужно подражать. На мой взгляд,  жизнь Митрополита ПетраКрутицкогоявляется таким идеалом нравственного совершенства.

Появление  иконы  сего изображением  я  считаю одним из наглядных доказательств того, что пройдут годы и века, какие-то факты и события канут в Лету, а жизнь многих Праведников, таких, как Петр Крутицкий не только останется в памяти  и сердцах верующих людей, но и поможет в формировании  и представлений о христианском долге, и в формированиии опыта духовно-нравственного поведения личности,  и в формированиии«представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозном мировоззрении как части сложной картины мира современного человека».[29]

Таким образом, гипотеза моего исследования получила подтверждение.

Закончу словами русского философа  и историка Г.П. Федотова: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной … русской культуры»[30],  а я бы добавила -  и ответы на многие проблемные вопросы не только культуры  и  истории, но и воспитания подрастающего поколения.

Библиография.

1.1.Источники, нормативные правовые акты.

1.                          Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,  https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

2.                          Основы социальной концепции РПЦ. Деяние юбилейного освящённого Архиерейского  Собора  РПЦ  о соборном прославлении  новомучеников и исповедников Российских XX  века. – М.:  2000.

1.2. Словари, справочники, энциклопедии.

1. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf /russian_history/7350/%D0%A1%D0%9E%D0%AE%D0%97.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.

3.Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова .   http://diclist.ru/slovar/ushakova.html.

1.3Литература.

1.Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. «Этнографическоебюро», Тобольск – Яр - Сале, 1994.

2.Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996.

3.Протопресвитер  М. Польский. Новые мученики Российские. Первое собрание материалов. Ч. 1.- М.: 1949. 

1.4.Интернет - источники.

1.Житие на сайте радио Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров":   http://www.grad-petrov.ru/den-za-dnem/10-okt-sshhmch-petr-polyanskij/.

2.Константин Рыжов. Св. Пётр Крутицкий.  http://www.proza.ru/2011/02/13/369 .

3.Петр Крутицкий – биография.  http://to-name.ru/biography/petr-krutickij.htm.

4.Протоиерей Владислав Цыпин.История Русской Церкви (1917–1997), http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istoria-russkoi-tserkvi-1917-1997.

5.Сибирская православная газета.  http://www.ihtus.ru/102010/st09.shtml.

6.В. Н. Топоров. Святость И Святые В Русской Духовной Культуре. Т. 1. Первый ВЕК ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.  http://bookitut.ru/Svyatostj-i-svyatye-v-russkoj-dukhovnoj-kuljture-Tom-1.html.

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D_(%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE).

http://drevo-info.ru/articles/3885.html

 

[1]Основы социальной концепции РПЦ. Деяние юбилейного освящённого Архиерейского  Собора  РПЦ  о соборном прославлении  новомучеников и исповедников Российских XX  века. - М.,  2000. -  89 с.

[2]Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.

[3]Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова .   http://diclist.ru/slovar/ushakova.html

[4]Константин Рыжов. Св. Пётр Крутицкий.    http://www.proza.ru/2011/02/13/369

[5]Петр Крутицкий – биография,  http://to-name.ru/biography/petr-krutickij.htm

[6]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[7]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 348 с.

[8]Житие на сайте радио Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров":   http://www.grad-petrov.ru/den-za-dnem/10-okt-sshhmch-petr-polyanskij/

[9]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 358 с.

[10] Сибирская православная газета,  http://www.ihtus.ru/102010/st09.shtml

[11]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%8D_(%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE)

[12]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 358 с.

[13]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[14]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 361 с.

[15] Там же, 362 с.

[16]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[17]Петр Крутицкий – биография,  http://to-name.ru/biography/petr-krutickij.htm

[18]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[19]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 363с

[20]Словари и энциклопедии на Академике, http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/7350/%D0%A1%D0%9E%D0%AE%D0%97

[21]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 368 с.

[22]Там же, 368 с.

[23]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[24]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[25]Иеромонах Дамаскнн (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви  XX  столетия, книга 2,  Тверь: Булат, 1996. – 369 с

[26]http://drevo-info.ru/articles/3885.html

[27]Константин Рыжов. Св. Пётр Крутицкий.    http://www.proza.ru/2011/02/13/369

[28]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",     https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

[29]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",     https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

[30]В. Н. ТОПОРОВ. Святость И Святые В Русской Духовной Культуре. СВЯТОСТЬ И СВЯТЫЕ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ. ТОМ 1.ТОМ I ПЕРВЫЙ ВЕК ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ  http://bookitut.ru/Svyatostj-i-svyatye-v-russkoj-dukhovnoj-kuljture-Tom-1.html



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт