Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Православная культура как осн...

«Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания ребенка»


Бинько Екатерина Андреевна, Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детская Школа Искусств №3, г. Новый Уренгой

«Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания ребенка»

Введение

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания волновали человечество во все времена, особенно в периоды социально- экономических и культурных трансформаций. Их актуальность очевидна и в настоящее время, в частности в современной России, где в последние десятилетия наблюдаются признаки социального кризиса, характеризующиеся, в том числе, и отсутствием ориентиров в воспитании подрастающего поколения.

 Следствием этого аксиологического вакуума является рост детской и подростковой преступности, а также наркомании во всех возрастных категориях, неуклонное увеличение количества разводов и числа детей, оставленных на попечение государства при живых родителях. Эти проблемы современности обострили общественное внимание к традиционному для отечественной педагогики религиозному варианту поиска духовно-нравственных основ воспитания.

Актуальность воспитания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций образовательных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Цель данной работы – рассмотреть православную культуру как основу духовно-нравственного воспитания ребенка. Собственно, из цели вытекает гипотеза исследования: православная культура играет важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Основная часть

Культура представляет собой определенный уровень развития человека, общества, выряжающаяся в формах организации жизнедеятельности, созданных и создаваемых духовных и материальных ценностях, это результат, процесс создания, хранения, освоения и распространения культурных ценностей.

Культура ценностей по своему характеру подразделяется на духовную и материальную.

Духовная культура – это деятельность эмоций, сознания человека, продукты  духовного производства (просвещение, воспитание и т.д.). Культура личности в данном аспекте рассматривается как способность индивида  реализации и усвоению, созданию, новых ценностей.

Православная культура – это совокупность предметной и духовной социальной деятельности, ее результатов, которые складываются в обществе под мировоззрением православной христианской религии[1].

Православная педагогика исходит из того, что воспитательная практика учебно-воспитательных учреждений, независимо от их типа, базируется на единой системе православного воспитания, возникновение и развитие которой обусловлено культурными и общественно-историческими предпосылками, а также предпочтениями самих педагогов. Православная воспитательная система считается одной из разновидностей педагогических систем, поэтому имеет некоторые общие с ними признаки. В качестве цели, объекта, субъекта своей деятельности она рассматривает развивающуюся личность, в качестве способа функционирования - педагогическую деятельность.

Структура системы православного воспитания может быть представлена традиционными компонентами педагогической системы: цель и задачи воспитания, принципы, функции, содержание, методы, среда, где цель воспитания является системообразующим фактором.

Целеполагание в святоотеческой педагогике, принципиально отлично от целеполагания в современной педагогике. В Православии цель бытия задана изначально. Под ее влиянием определяется и цель воспитания: спасение души.

Идеалом православного воспитания, в отличие от светской педагогики, является не всесторонне гармонически развитая личность, а личность, в формировании которой соблюдается принцип иерархии, т.е. в свете христианского учения человек должен характеризоваться не равномерным развитием всех сторон жизни, а соблюдением четкой иерархии в развитии сил. На вершине иерархических ценностей в воспитании ребенка (с точки зрения православной антропологии) стоит задача раскрытия образа Божия, воспитание целостной личности с соблюдением иерархичности ее устроения, с познанием эмпирической стороны жизни и без разрыва ее с вечной жизнью. Православное воспитание детей призвано способствовать свободному личностному принятию ребенком православных духовно-нравственных ценностей[2].

Таким образом, цель системы православного воспитания можно сформулировать следующим образом: организация процесса обучения с ориентацией на духовно-нравственное становление и развитие личности ребенка, содействие обретению им необходимого духовного и нравственного опыта, которые основываются на традициях Православия.

Для достижения цели системы православного воспитания решаются следующие задачи: приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям; раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований; активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу; формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу; охрана и укрепление духовного, душевного и физического здоровья детей; создание одухотворенного и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Православное воспитание школьников должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые детям нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.).

Актуальность развития православной педагогики в образовании, ее совершенствование вызвано изменениями в социальной, политической, экономической, духовной сфере жизни общества. Одно из основных направлений совершенствования православной педагогики является обновление содержания  социального и гуманитарного образования, направленного на преодоление негативных  последствий отказа государства от опоры на ценности духовной традиционной культуры[3].

Основными проблемами, в реализации православной культуры на традиционной основе, являются[4]:

  1. Отсутствие разработанной методологии.
  2. Отсутствие системы общественного духовного и нравственного воспитания, четкого учебного курса для разных уровней системы образования.
  3. Проблема представленности традиционной культуры.
  4. Разрушение традиционного уклада жизни, которые основаны на мировоспитании традиций, обычаев, правил благо честной жизни.
  5. Недостаточное число подлинных носителей традиционной православной культуры.
  6. Неподготовленность населения к воспитанию духовного содержания.
  7. Разрушение, кризис семьи, низкий уровень духовной и нравственной культуры, некомпетентность семьи в вопросах духовного воспитания.
  8. Отсутствие согласованности в воспитательном процессе всех социальных институтов.
  9.  Недостаточный уровень профессиональной компетентности кадрового состава, в частности в вопросах методики и содержания воспитания православной культуры.
  10. Нет четкой идеологической позиции со стороны государства о духовном и нравственном просвещении.
  11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов[5].

В современных условиях образовательного процесса  воспитание православной культуры будет успешным, при соблюдении ряда условий: 

- соблюдать принцип нравственного влияния на ребенка,

- создавать педагогическими средствами условия самостоятельного развития,

- терпеливо относится к поведению ребенка, соблюдать такт,

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся,

- окружать каждого ребенка заботой,

- уважать выбор ребенка,

- усвоение православных ценностей осуществляется в поступках.

Основной особенность в православной педагогике является то, что объекты и субъекту в процессе социокультурной деятельности объединяются.

При решении проблемы формирования православной культуры основной задачей является управление этим процессом[6]. Важным фактором в данном случае, является повышение эффективности управления путем педагогического анализа, управление его демократизации и т.д.

В различных источниках российской общественной мысли, сущность человеческой личности, ее нравственные качества, различны, однако в большинстве случаев. Личность в отечественной философии олицетворяется в религиозно-философском духе. Заложенные Господом нравственные  Заповеди воспринимались как продолжение его Божьей сущности.

Новая философия образования может включать в себя три основные составляющие – православное миросозерцание; патриотизм как одну из высших форм общинного сознания; идею свободной, нравственно ответственной личности. Именно эти три принципа и могут стать философским и нравственным основанием национального образования в России. И, может быть, тогда, независимо от государственных решений, в нашу жизнь начнет возвращаться великий духовный смысл бытия.

Заключение

Религия является одним из составляющих элементов воспитания. Психология и педагогика в своих основах должны иметь религиозное обоснование. Проблема формирования нравственных ценностей – это одна из лидирующих проблем в системе педагогики и философского знания. Изучением данного вопроса занимались философы от Цицерона до Энгельса. По мере того, как развивалось общество, а так же различные науки, под моральными ценностями понимались эталоны и нормы поведения людей.

Культурная и социальная ситуация в РФ сегодня сопровождается сменой порядка в обществе, а так же остротой социально-экономический, политических, нравственных и духовных проблем. Меняются идеалы и ценности, а так же усложняется социальная структура, нравственный и идейный плюрализм, идет обнищание семей, и это очень сильно влияет на молодежь, а точнее на ее социализацию и воспитание иерархии ценностей.

Важной проблемой в современном обществе является духовно-нравственное воспитание ребенка. Сегодня  становится очевидным тот факт, что в обществе наблюдается дефицит любви, добра, душевной щедрости и сострадания в детской среде. Основной причиной этого явления считается утрата обществом семейных традиций и ценностей, которые в течение длительного времени преумножало и сохраняло религиозное воспитание.

На основании анализа теоретических данных, можно сделать заключение, что актуальность воспитания православной культуры в образовательном учреждении способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействует сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.

Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры.

Объектом и целью нравственного и духовного воспитания является процесс воспитания сердца человека, что коренным образом отличается от умственного воспитания. В последнем, главным является мышление. Так же еще есть эстетическое воспитание – объектом, которого являются чувства.

Проблема взаимодействия Церкви и школы лежит больше в атмосфере духовности, искренности и подлинности внутренней религиозной установки, а не в преподавании определенных предметов. Суть в том, что бы школа пропитывалась изнутри религиозным смыслом.

Призвание учителя в православной культуре открывается только в контексте понимания этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно охарактеризовать, как своеобразное православное служение. Труд учителя направлен на духовное и нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенное в человеке и открытие в душе ребенка Божьего образа.

Таким образом, можно полагать, что гипотеза исследования оправдалась: православная культура действительно играет важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Список использованной литературы

  1. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия [Текст] : жизнеописания и материалы к ним : в 7 кн. / игумен Дамаскин (Орловский). – Тверь : Булат, 1992-2002. – 7 кн
  2. Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия.- М.: Книжкин Дом, Астрель,2008.- 155 с.
  3. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник №1, Белгород, 1997.
  4. Разина, М. В. Р 173 Психологические аспекты религиозного воспитания на основе православной культуры : [учеб. пособие] / М. В. Разина; М-во образования и науки Рос. Федерации ; Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 59 с.
  5. Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 2 (17). С. 15–25.
  6. Студит Послания / Студит, Преп Феодор. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2016. - 980 c.
 

[1] Киселева О.Ф. Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия.- М.: Книжкин Дом, Астрель,2008.- 155 с.

[2] Разина, М. В. Р 173 Психологические аспекты религиозного воспитания на основе православной культуры : [учеб. пособие] / М. В. Разина; М-во образования и науки Рос. Федерации ; Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 59 с.

[3] Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 2 (17). С. 15–25.

[4]Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия [Текст] : жизнеописания и материалы к ним : в 7 кн. / игумен Дамаскин (Орловский). – Тверь : Булат, 1992-2002. – 7 кн

[5] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Информационно-аналитический вестник №1, Белгород, 1997.

[6] Студит Послания / Студит, Преп Феодор. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2016. - 980 c.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт