Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Учебный предмет «Основы мировы...

Учебный предмет «Основы мировых религиозных культур» как воспитательный аспект поликультурной образовательной среды


Сязи Н. М.
Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
г. Тарко-Сале

Сязи Н.М. МКОУ «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Пуровский район

         Одной из характерных черт начала XXI века является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. Соответственно, акцентируется важность поликультурного образования, позволяющему выпускнику школы успешно взаимодействовать в поликультурном пространстве, содействовать возрождению культурных ценностей, сохранению  культурного многообразия в современных процессах глобализации. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится воспитание гармоничной поликультурной личности [6].

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена объективной социальной потребностью в создании современной поликультурной образовательной среды. Ведущие приоритетные направления духовно-нравственного воспитания обучающихся, обозначенные в законах, документах и положениях, среди которых: Закон РФ «Об образовании», Концепция государственной национальнойобразовательной политики в РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции  федеральной целевой программы развития образования  на 2016 – 2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р, направляют современного педагога на воспитание личности с гражданской ответственностью; на создание условий для развития социально –культурной, духовно-толерантной личности, способной быть активным членом поликультурного гражданского сообщества; на сохранение, развитие и трансляцию поликультурных ценностей: патриотизма, гражданственности, социально-ответственного поведения, уважительного и доброжелательного отношения к духовным ценностями народов России [1,2].

         В связи с этим, следует отметить особую важность учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» как воспитательногоаспекта для создания поликультурной образовательной среды, в которой возможно эффективное освоение духовных ценностей конфессионального наследия народов нашей страны, успешное взаимодействие в поликультурном пространстве на основе толерантности и сотрудничества. Выделенные обстоятельства  дают возможность констатировать тот факт, что современная образовательная система направлена на признание культурного разнообразия и создание условий для познания культурных ценностей других народов, формирования толерантности между представителями иных этнических групп. Решение данной насущной проблемы возможно в становлении и создании поликультурной образовательной среды в современной общеобразовательной школе.

         Соответственно этому, обязательное введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебно-воспитательный процесс общеобразовательные учреждения становится значимым условием воспитания гражданина России, социально-ответственной поликультурной личности.

         В современной педагогической науке выделяют четыре приоритетных направлений, благодаря которым происходит формирование личности – знания, умения, социально-ориентированный опыт творческой деятельности и духовно-нравственное  развитие. Изучение образовательных документов выявил их нацеленностьпрежде всего на сохранение, развитие и трансляцию культурных и духовных ценностей. Современные концепции определяют глубокую взаимосвязь культуры и образования, отмечая тот факт, что идея многообразия культуры оказывает значимое  влияние на образовательный процесс, так как при определении важных педагогических категорий следует опираться на такое существенное понятие, каким является культура.

         В философии понятие «культура» представлено в тесной взаимосвязи с человеком, его деятельностью, что предопределяет духовное, нрав­ственное развитие и совершенствование личности.

         Следует отметить, что в педагогической науке наряду с понятием поликультурного образования используются также понятия многокультурного образования. В нашем исследовании мы придерживаемся мнения известного ученого В.С. Малахова, что культурные границы не всегда совпадают с этническими. Два индивида, относящиеся к одной этнической группе, не обязательно могут относиться к этой группе по своему культурному самосознанию. С другой стороны, два человека, изначально различными по этническому самосознанию, могут принадлежать к одной конфессиональной культуре. Поликультурное образование, как было отмечено, может охватывать одновременно людей разных социальных групп, различающимися своими этническими, расовыми, культурными особенностями. Т.В. Поштарева, основываясь на позициях Л.Г. Почебут, цель образования определяет не в том, чтобы заставить других людей отказаться от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической группе оценить в равной мере собственную и чужую идентичность [5].

         Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.                                                                                                                        В силу этого особо значимым становится включение в школьную программу учебного предмета «Основы мировых религиозных культур».

Учебный предмет направленна формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к конструктивному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Определяя учебный предмет «Основы мировых религиозных культур» как культурологический,  следует выделить  основные перспективныенаправленияданного учебного предмета: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур,формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия[4].

         Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –   педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, а также традиционные верования коренных малочисленных народов Севера), мировое сообщество.           Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся – в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, что способствует формированию базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, многонациональная культура, человечество.   

         Отличительной особенностью учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» считается включение в её содержание дополнительного блока «Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера». Полагаем, что знания этнических особенностей – этикета, традиций, культуры народов Севера, вхождение  обучающихся в этнокультурное пространство малой родины, способствует целенаправленному  формированию  поликультурной  образовательной  среды. Внедрение и компетентное преподавание курса «ОРКСЭ» учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», как нам представляется, может повлиять на снижение социальной  напряженности благодаря своей ориентации на толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение. Учебный предмет наглядно демонстрирует, что в основе разных конфессиональных культур лежат схожие базисные ценности и идеалы. Это четко прослеживается  в мировых религиях. И в христианстве, и буддизме, и в исламе,  в иудаизмеи традиционных религиозных верованиях народов Севера  заложены стремление к миру, добру, справедливости, проповедуется любовь к ближнему, нравственное самосовершенствование, почитание родителей и другие духовные ориентиры. Формированиеответственного поведения обучающихся происходит в значительной мере через ознакомление и принятие нравственных норм и заповедей, на которых основаны традиционные для России мировые религии. В первую очередь это православие как основная форма восточного христианства, которое существует в нашей стране издавна, наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом. Обучающиеся   учатся давать нормативную оценку действиям, поступкам и поведению людей (в том числе и своему собственному) по критерию добра и зла, правды или лжи, справедливости и несправедливости. Одновременно с этим  происходит  развитие нравственных чувств детей, выработка устойчивых установок и мотивов их нравственного поведения[3].       Примечательно, что большая часть проблем современных подростков существуют на культурно-стилистическом уровне, когда нравственные правила поведения, прививаемые ребенку в обществе, семье и школе, не всегда совпадают. Поэтому одним из основных принципов учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» является ее культурологическая направленность. Учебный предмет расширяет представления обучающихся о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним [4]. Реализация учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» происходит через системно-деятельностный и культурологический подходы, направленные на самостоятельную, творческую работу, развитие активности, рефлексивности, понимания и принятия иного мнения  учащихся. Осваивающие курс смогут освоить различные методы, подходы, способы решения трудных задач и смогут применить их при необходимости в реальных условиях.Следуя требованиям ФГОС,  мы выделяем следующие формы реализации учебного предмета:пресс-центры, встречи, диалоги, вечера, дискуссии, патриотические клубы,благотворительное движение, межкультурные тренинги,культурные ассимиляторы и др.; поликультурные технологии: конкурсы, деловые игры,фестивали, участие в национальных праздниках и фестивалях,дни культуры народов России,  научно-практические конференции школьников.

         Как указывалось выше, учебный предмет   «Основы мировых религиозных культур» имеет широкие возможности для применения активных и информационно-коммуникационныхформ освоения учебного содержания, а такжеиспользования примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного социального опыта поликультурного взаимодействия в учебную деятельность. Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют проектные, исследовательские задания, реализуя умения и навыки поликультурного сотрудничества.      На каждом уроке предусмотрена насыщенная и эффективная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для закрепления понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. Приведем несколько примеров тем: «Культура и религия», «Нравственные заповеди в религиях мира»,«Представление о духовности в обществе», «Мой выбор?» «Что значит быть добрым?» «Морально-нравственный кодекс коренного жителя», «Любовь и уважение к Отечеству»,«Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»  рассмотрение, которых, возможно с опорой на пословицы, работа с художественным словом и притчами.   Их  использование   позволяет  наиболее эффективно и интересно осваивать ведущие понятия учебного предмета.

         Остановимся подробнее на фрагменте урока с применением информационных технологий – пример веб-квеста.  Веб-квест в рамках раздела «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Тема занятия: «Семья. Семейные ценности».

         Представим деятельность обучающихся на уроке. Основные сведения об истории становления мировых религий, и их духовных и нравственных ценностях учащиеся получили на предыдущих занятиях. Эти данные легли в основу разделения учащихся, проводимых в логике технологии веб-квест, на пять групп (кейсы) каждая группа представляет религиозную культуру, (том числе, пятая группа – традиционные верования народов Севера): 1) группа, изучает текст о буддийской семье;2) группа, изучает текст о православной семье;3) группаизучает текст об исламской семье;4)группа, изучает текст об иудейской семье;5)группа, изучает текст о традициях в ненецкой семье. Работа с источниками в группах (Приложение № 1).

         Учащиеся получают источники, из которых они должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?Как вы считаете, почему? Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? Давайте составим,единыесемейные ценности для всех религий.

         Задания веб-квеста были сформулированы таким образом, чтобы они способствовали решению личностно-значимых проблем эмоционально-ценностных отношений поликультурного содержания, например: ценности, правила поведения в семье, традиции,  взаимоотношения. В ходе учебной работы учащихся с веб-квестами учитель организует учебную деятельность,  придерживаясь  стратегии фасилитатора, то есть осуществляет следующие установки: предложение  обучающимся заданий, представляющих для них подлинный интерес, которые основаны на субъективных значимых духовных ценностях подростков; составление заданий для учащихся на том уровне, на котором они способны понять его и найти правильное решение. 

         Ключевое задание веб-квеста: Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности). Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших   ценностей?

         Следовательно, работа в малых группах  дает обучающимся возможность активно участвовать в работе, развивать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.     Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала обучающихся, формирует мотивацию  к осознанному ответственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, достойного гражданина России, уважающего духовные и культурные традиции многонационального народа России.

         Эффективность преподавания учебного предмета отслеживалась путем мониторинга. Нами была разработана анкета, выявляющая сформированность базисных культурных ценностей (Приложение 2). Мониторинг проводился с учащимися 4-х классов в начале и в концеучебного года (2015-2016 гг.). Сопоставив результаты анкетирования, мы получили следующие данные (рисунок 1).

Рис. 1. Показатели сформированности поликультурных знаний учащихся на начало и конец учебного года.

         В ходе исследования, нам немаловажно было узнать взгляды родителей о значимости  учебного предмета для развития детей. В анкетировании приняло участие 38 родителей учащихся школы. В процессе проведенного исследования были выявлены следующие уровни (рисунок 1).

Рис. 1 – Результаты исследования значимости изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

         Из представленного рисунка видно, что для 72% респондентов оценили значимость  учебного предмета для развития детей как высокую, 20% респондентов  оценили его как недостаточно высокую. Оценили ее как низкую – лишь 8% респондентов. Данные материалы свидетельствуют о важности изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в образовательном учреждении.

Таким образом, поликультурная образовательная среда способствует формированию гармоничной, нравственной и инициативной личности, ответственного гражданина. Воспитание духовно зрелой личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании религиозным заповедям и канонам, но и на соблюдении морально-нравственных правил поведения единых для всех народов России.Полученные нами результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и эффективность введения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в программу обучения в общеобразовательной школе.  Изучая религиозные традиции мировых религий и традиционные религиозные верования народов Севера, учащиеся выявляют общенациональные нравственные ценности, характерные для любой этнической группы многонационального государства. Именно в этом, заключается воспитательный аспект поликультурной образовательной среды в рамках учебного предмета  «Основы мировых религиозных культур».

Библиография

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2008.-96с.

2.     Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3.     Левитинский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

4.     Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мициякаи др. М., 2010.

5.     Поштарева Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Монография. Ставрополь: Литера, 2006. – 3000 с.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл.ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

 

Приложение № 1.

Семья в православной  культуре.

Cемья  в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной  культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн АбиАлдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны.

Семья в иудейской религиозной  культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем  его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь  о  почитании родителей  рассматривается  в  иудейской  культуре  как  высший  долг  человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное  объединение. Член  семьи  считается   ответственным  за  её  доброе  имя. «Семья  подобна  куче  камней  -  вытащи  один,  и  вся куча  рассыплется».

Семья в буддистской  религиозной  культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям.

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью.

В краю родном, где отчий дом (Ненецкая семья).

            …Со стороны женщины уважительное отношение к мужчине вызвано прежде всего тем, что именно он является кормильцем, хозяином родового огня, продолжателем рода и фамилии. Женщина веками жила заботами о его одежде и обуви, пище и покое. Любыми способами она старалась помочь и спасти его, когда он оказывался в беде. Например, в самый решительный момент боя женщина перерезает тугую петлю аркана противника, сужающуюся над головой ее мужа, брата, отца, сына.

            На протяжении жизни всех поколений она проявляла заботу о том, чтобы не погас родовой огонь. Ради этого, преодолевая трудности, рискуя своей жизнью, спасает женщина продолжателя рода, хозяина огня. Часто в фольклоре можно встретить рассказ о том, как в разгар боя мужчин женщина прячет малолетнего ребенка — будущего продолжателя рода в ямку, образовавшуюся на снегу под железным листом, на котором разводится огонь в чуме, при этом она приговаривает: “Тебе надо выжить! Видишь, злой враг всех твоих сородичей погубил. Тебе быть продолжателем рода, и чтобы ради тебя женщины могли разжигать родовой огонь”. Затем она тайком от глаз людских уносит младенца за пазухой оврагами и хоронится вместе с ним в землянке-пещере, заброшенном логове зверя, соломенном чуме до тех пор, пока он не вырастет.

            Свое уважительное отношение к жене, женщине мужчина выражает через практические дела. В решении важных вопросов он советуется с ней. В ненецких сказках, легендах и преданиях мужчина, раздумывая над тем, как начать важный разговор, сначала начинает трогать металлические украшения на ее искусственной косе и только потом советуется с ней о своих намерениях или проверяет, как она поступит, если ему понадобится помощь. В обыденной жизни уважительное отношение к жене мужчина выражает тем, что он для ее упряжки выбирает самых мудрых, легко управляемых, красивой масти оленей, запрягает их. Для женщины мужчина мастерит большую, прочную, удобную для перевозки детей нарту с высокими копыльями, которую снабжает красивой и прочной упряжью.

            В своих песнях он выражает нежность и преданность женщине, дающей возможность гореть родовому огню.

            ...поэтому эту роль полосок я всегда стараюсь разъяснить молодежи, ссылась на то, как четко соблюдают все правила взрослые женщины в тундре. Эти запреты, на мой взгляд, имеют далеко идущие корни, говорящие каждому жителю тундры: “Не переступи закон, соблюдение которого важно не только для лиц женского пола, но и для каждого человека, а именно: не обмани, не укради, не сквернословь, не допускай безнравственных поступков, не роняй честь женщины, семьи, рода и т.д. Далее, входя в чум, знай, через какую важную черту ты переступил — с какими мыслями, намерениями ты входишь; выходя из него, направляясь в большую дорогу жизни, также помни — перед чем надо остановиться, чтобы уверенно сказать слова: “Стоп!” или “В путь!” Потому что в этих двух словах выражены твои мысли и чувства о том, каким человеком ты намерен вернуться в родную тундру, войти в свой родной чум, приблизиться к родному очагу...”

            Мне кажется, что знаки “Стоп!” сыграли большую роль не только в жизни женщин, но и мужчин тоже, в выработке ими тех же нравственных качеств... Е. Г. Сусой

Приложение №2

Анкета (фрагмент анкеты)

Дорогой друг!

Нас интересуют Ваши знания о культуре народов нашей страны, и Ваше отношение к изучению этого вопроса в школе. Благодарим за ответы.

1.     Что такое религия?

2.     Какие мировые религии вы знаете?

3.     Какие народы проживают в России?

4.     Люди,  каких национальностей являются коренными жителями Ямала?

5.     Чем люди одной национальности отличается от другой?

6.     Хотел бы ты узнать больше о культуре других народов?

7.     Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в мире с людьми других национальностей?

8.     Знаешь ли ты культуру своего народа?

9.     Соблюдаешь ли ты культурные традиции и обычаи своего народа?

     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт