Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Воспитательные возможности уче...

Воспитательные возможности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Степанова Ирина Ивановна
г. Губкинский

«Нельзя сводить духовный мир маленького    человека к ученью. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет  невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего,  человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями»

                                                                   В.А. Сухомлинский

Мы живём в  многонациональном социуме, поэтому воспитание толерантности, уважения к духовным ценностям другого народа – это уже вопрос мирного сосуществования народов, что целиком зависит от культуры, прежде всего, духовной. Очень часто именно благодаря своим православным традициям русский народ ведёт себя очень миролюбиво и всепрощающе.

Долгое время учёные, общественность и Русская Православная Церковь требовали обращения современной педагогической практики к отечественным духовным традициям, и наконец, предприняты конкретные шаги, реализуется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

От школьных учителей курса, их мастерства, таланта, ума и сердца зависит, какими будут их ученики. Учитель всегда воспринимался как носитель высокой духовности, гражданских чувств, образец нравственности. Учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» должен не только знать предмет, но обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесёнными на уроках. Ведь ему доверены маленькие души детей 10-11 лет от роду. И именно он должен стараться найти любые возможности для решения основной задачи – воспитание и развитие представлений ребёнка о нравственных идеалах и ценностях народов страны.

Если судить  о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяющие этими качествами [3].

У каждого учителя своё видение и пути  решения этой нелёгкой задачи. Но всех объединяет одна цель – воспитание нравственности маленького человека, очищение его от всевозможных страстей, чтобы он мог различать добро и зло. Только объединившись вместе, постоянно обмениваясь опытом преподавания курса, мы можем качественно и грамотно воспитывать детские души. Понимая это, учителя нашего города на протяжении двух лет работают сообща, делясь друг с другом ценным материалом для проведения интересных уроков, приёмами воздействия на сознание младших школьников с целью формирования их мировоззрения. «Фестиваль педагогических идей», так мы назвали данное мероприятие, которое продолжается целый год. Каждый учитель старается показать что-то  интересное и ценное на своих необычных уроках. И это не только показ мастерства, но и копилка воспитательных приёмов воздействия на формирование у обучающихся младшего подросткового возраста мотиваций к осознанному нравственному поведению.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной системой. Все модули согласуются между собой и направлены на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним [1]. Для достижения этой цели детям предоставляется возможность проявлять свои творческие способности через создание проектов «Моё отношение к людям», «Мой друг», «Моё отношение к миру» и другие,  а также написание сочинений. Данный  вид работы в основном выполняется детьми дома, совместно с родителями, что даёт возможность родителям  продолжить начатое в школе воспитательное воздействие на своего ребёнка.

Учебные занятия проводим также в виде семейных праздников. Так, в 2014/15 учебном году в нашей школе велись четыре модуля учебного курса – основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы светской этики. Мы решили провести праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», на котором были представлены национальные костюмы, кухня народов России, народное творчество, поделки,  приготовленные родителями с детьми, а закончился праздник   большим концертом. Это ещё одна из  воспитательных возможностей курса.

 Особое место уделяется экскурсиям и урокам вне школы.  Отдельно хочу сказать об организации экскурсий в православный  храм, мечеть  и воскресную школу, где также ежегодно проводится православная олимпиада. Ребята, изучавшие основы культуры своей страны, очень активно принимают участие в них. Такие мероприятия воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности. Конечно, мы помним о наличии согласия  родителей [1]. Но согласитесь, где лучше послушать рассказ о выборе религии князем Владимиром: в храме или в кабинете школы?

 Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения, условий жизни, труда, учёбы, нравственной атмосферы семьи, примеров взрослых и сверстников, увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, из СМИ. А это всё воспитательные возможности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».                                                                    

Литература

1.     Данилюк А.Я., Емельянова Т.В. Основы религиозных культур и светской этики. М., «Просвещение», 2014.

2.     Розина О.В. Духовные основы религиозной культуры. Книга 1.М. «Наука и слово», 2009.

3.     Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2007.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт