Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Особенности развития функциона...

Особенности развития функциональной грамотности студентов СПО в процессе обучения русскому языку и литературе


Малова О. В., г. Надым.

ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

Целью профессионального образования на современном этапе является формирование грамотной и социально-адаптированной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому крайне актуальна в настоящее время проблема формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования.

Это обусловлено современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологичных производств.

Существует множество трактовок формулировки понятия «функциональная грамотность». Одно из наиболее современных определений функциональной грамотностисформулировано в словарно-справочном пособии «Формирование системы профессиональных квалификаций». «Функциональная грамотность — это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя обязанностей. Составными элементами функциональной грамотности являются правовая грамотность, компьютерная грамотность, готовность оформлять и представлять результаты работы на иностранном языке; работать в команде и разрешать конфликтные ситуации; готовность к управлению информацией и принятию решений, а также самообразованию, самообучению».

Целью формирования функциональной грамотности студентов в пределах профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования является повышение уровня образованности студентов в части социально-трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда и занятости — повышение профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства, в том числе по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств. Функциональная грамотность студента СПО рассматривается как уровень образованности, достигнутый в  процессе овладения общими и  профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в  знаниях, умениях, способностях и  помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и  внепрофессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях.

Основы функциональной грамотности закладываются в общеобразовательной школе. Методологической основой формирования функциональной грамотности студентов СПО являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в основе которых заложен компетентностный принцип реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и  служащих, программ подготовки специалистов среднего звена, профессиональные стандарты по профессиям и специальностям, содержащие современные требования к разработке профессиональных образовательных программ.

Формирование функциональной грамотности студентов осуществляется при реализации следующих принципов:

-       поэтапность и непрерывность;

-       преемственность общего и среднего профессионального образования в контексте формирования личностных, метапредметных, предметных, общих и профессиональных компетенций;

-       индивидуальный подход к формированию функциональной грамотности на диагностической основе с учетом психологических особенностей каждого студента;

-       персонализация обучения, предполагающая учет образовательных предпочтений и личностной мотивации обучающихся в процессе освоения профессии/специальности;

-       практико-ориентированная направленность всех составляющих образовательного процесса;

При освоении профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования одним из первых показателей, характеризующих функциональную грамотность студентов является общая грамотность — умение прочитать и грамотно пересказать заданный текст; без затруднений ответить на вопросы, составить биографию, написать изложение, заявление; умение выполнять простейшие математические операции, измерения, различать геометрические фигуры, делать вычисления, не пользуясь калькулятором; умение искать информацию в сети Интернет, используя безопасные сайты; пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты.

Наибольшее значение в развитии функциональной грамотности учащихся, в частности студентов средних специальных учебных заведений, играют курсыРусский язык и Литература, так как именно онинаправлены на формирование общей грамотности – умения читать и писать. Подтверждением значимости этих умений являются критерии отечественных и международных программ оценки качества образования.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годыформирование функциональной грамотности у студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, рассматриваются через призму Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Студенты Надымского профессионального колледжа в 2019 году принимали участие висследовании PISA. Исследование проводилось по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Под грамотностью чтения понималась способность человека к осмыслению письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. При этом оценивалась не техника чтения, а способность студента использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. При определении грамотности чтения студентов использовались критерии:

– нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; интерпретация текста;

– рефлексия и оценка текста.

Для решения заданий по оценке читательской грамотности студентам не потребовалось специальных предметных знаний, но необходима была сформированностьобщеучебных и интеллектуальных умений.

Таким образом, согласовывая обучение с принципами профессиональной направленности, следует отметить наиболее важный этап реализации проблемы развития грамотности – это установление межпредметных связей общего и профессионального образования в содержании, форме и средствах обучения. Поэтому для студентов разрабатываются учебные задания разных типов: практико-ориентированные, исследовательские, проектные, социальные, и др. Содержание таких заданий направлено на развитие у студентов таких умений, как:

-       рассуждать логически;

-       принимать решение, обосновывать и аргументировать его;

-       целесообразно и грамотно использовать речевые обороты в процессе устной и письменной коммуникации на родном языке в различных, в том числе профессиональных, ситуациях;

-       формировать поисковые запросы для информационных систем, самостоятельно осуществлять поиск, систематизацию, обобщение и интерпретацию полученной информации при решении профессиональных и внепрофессиональных задач;

-       взаимодействовать в коллективе (в том числе в распределенной команде) в процессе достижения общей цели;

Задания, имеющие четкую профессиональную направленность, способствуют мотивации обучения. Они позволяют связать непосредственно изучение русского языка или литературы с предметом специального цикла по выбранной специальности.

На уроках русского языка большое внимание уделяется изучению профессиональной лексики. Студенты изучают профессиональные слова и сферу их употребления, учатся находить профессиональные слова в Толковых словарях, отрабатывают умение грамотного письма профессиональных слов.

На уроке «Терминология в профессии Автомеханик» студентам предлагаются следующие задания:

-       с помощью словаря дать точное толкование того или иного термина;

-       составить с этим словом несколько словосочетаний;

-       составить предложение.

Например, вопрос: «Что означает термин трансмиссия?»

Ответ.

1.     Трансмиссия – устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.

2.     Все агрегаты, передающие энергию от мотора к колёсам.

3.     Трансмиссия - это латинское слово transmission, что означает пересылка, передача, переход.

Словосочетания:

Трансмиссия автомобиля

Работа трансмиссии

Включение трансмиссии

Предложение:

В автомобилях часть трансмиссии (сцепление и коробка передач) входит в состав силового агрегата.

Эффективными бывают интегрированные занятия, например,Литература и Технология приготовления пищи в группах профессии Повар.По литературе студентам выдаются опережающие задания: найти в произведениях изучаемого писателя описания сервировки стола и рецептов приготовления блюд. На уроке, обсудив и проанализировав произведения, студенты приступают к приготовлению блюд и сервировке стола. Следует отметить, что при выполнении подобных заданий также проводится работа с профессиональной лексикой и терминологией, приводящей к обогащению словарного запаса студентов.

Подобные уроки не позволяют студентам оставаться безучастными, учебный процесс перестает быть обезличенным процессом обмена информацией, студенты начинают осознавать учебную деятельность как социально значимую, общественно-полезную, мотивационно-оправданную.

Осмысление разных текстов, включая художественные, стало неотъемлемой частью процесса обучения русскому языку. «Современная концепция преподавания русского языка признает важным речевую направленность учебного процесса». В перечень требований к уровню подготовки современного выпускника входит развитие всех видов речевой деятельности, в частности, немалое место отводится развитию умений осуществлять текстовую деятельность: первичную (создание текстов) и вторичную (чтение и осмысление текстов на основе их лингвистического анализа).

Вопросам развития речи студентов уделяется внимание, прежде всего, в трех направлениях:

1.     овладение нормами русского литературного языка;

2.     обогащение словарного запаса учащихся;

3.     формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Преподавание литературы состоит не только в том, чтобы давать интерпретацию текста в готовом виде, а в обучении пониманию текстов.  Чтение, как вид речевой деятельности, и связанные с ним умения интерпретационной деятельности осознаются как важнейшие коммуникативные умения, на базе которых совершенствуются другие коммуникативные умения: создание и редактирование собственных текстов разных жанров и стилей, умение полного, сжатого, выборочного пересказа и др.

Таким образом, особую значимость в процессе обучения русскому языку приобретает формирование речевых умений,поэтому больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленному развитию монологической речи студентов; формированию умений рассуждать на предложенную тему.

Обучение русскому языку и литературе систематизирует и углубляет знания студентов и по профессиональным дисциплинам, способствует развитию логического мышления, устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости, функциональной грамотности.

Список использованных источников

 

1.                Нормативно-правовое обеспечение

1.1.         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».

1.2.         Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018–2025 гг.».

1.3.             Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095

2.                Научная и учебно-методическая литература

2.1.         Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. – С. 6-9.

2.2.            Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно-справочное пособие. — М.: Перо, 2016. – 48 с.

2.3.         Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Cост. Г. В. Токарев. – Тула, 2018. – 124 с.

Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. — Омск: СибАДИ, 2012. – 196 с.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт