Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » От этнотуризма к практикоориен...

От этнотуризма к практикоориентированному подходу в обучении


 

Сухарь Людмила Антоновна

МБОУ «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур Пуровского района

В июне 2014 года в нашу образовательную организацию поступил приказ департамента образования Администрации Пуровского района о создании на территории школ-интернатов района этногородков. У нас этот документ вызвал особый интерес, так как 95% наших учеников – это представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в тундре. Более того в нашей школе на тот момент уже были созданы три развивающие зоны в учебном корпусе, три в группах-семьях, успешно шло развитие предпрофильного обучения, функционировала сезонная кочевая школа. Этногородок – это мини-стойбище, кусочек тундры посреди школьного двора, а для ребят – это уголок родного дома. Решение было принято единогласно – берёмся и делаем! И не только этногородок, а целый этнографический комплекс.

Было принято решение активизировать всех участников образовательного процесса в школе для этой важной работы. Экспонаты комплекса были переданы в дар представителями родительской общественности или же созданы руками учащихся и работников школы. И уже через год, в августе 2015 года, состоялось торжественное открытие этногородка.

В фондах нашего этнографического комплекса насчитывается более 200 экспонатов. Работа в комплексе включает следующие виды: участники «Малого этнографического общества» осуществляют поисковую деятельность по сбору экспонатов и информации о них для этногородка, изучают особенности культуры и быта лесных ненцев, проводят экскурсии для гостей на трёх языках: русском, ненецком и английском. По окончании экскурсии проводится рефлексия для гостей и экскурсоводов и чаепитие в чуме. В результате такой практики посетители получают новые знания по этнологии, а экскурсоводы развивают коммуникативные компетенции, овладевают искусством публичных выступлений; при проведении мастер-классов по прикладным видам народного искусства, совершенствуют свои навыки в бисероплетении, изготовлении берестяной посуды и др.

Будучи директором школы-интерната, посчитала необходимым возглавить работу этногородка, а непосредственными исполнителями, ведущими внеурочную деятельность в этом направлении, назначены учитель истории и обществознания Пихтовникова Дарья Александровна, педагог дополнительного образования Явид Валентина Алексеевна, учитель физической культуры Шашкина Юлия Ивановна.

По итогам первых полутора лет этнографический комплекс школы стал визитной карточкой Пуровского района по развитию этнотуризма, центром культурного развития, площадкой для реализации образовательных и просветительских программ, этнокультурных мероприятий. При этом он является интересным туристическим объектом, привлекательным как для жителей близлежащих населенных пунктов, так и для гостей ЯНАО, России. На сегодняшний день в общей сложности этнографический комплекс посетило более 450 человек, среди которых первые лица Пуровского района и Ямало-Ненецкого автономного округа. Все проводимые экскурсии вызывают огромный интерес у посетителей, о чём свидетельствуют отзывы, оставленные в книге посещений нашей школы, очерки и статьи на страницах районной газеты «Северный луч», видеозаписи ТРК «Луч», ОГТРК «Ямал-регион».

Нашими учащимися в настоящий момент ведутся исследования в области краеведения, истории, этнографии и этнокультуры лесных ненцев, составляется ненецко-английский толковый словарь.

Безусловной гордостью нашей школы стал Диплом I степени во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик в 2015 году в номинации «Сельские (поселенческие) мини-практики». Наш проект признан лучшим на Всероссийском форуме "Вовлечение граждан в местное самоуправление: актуальная муниципальная практика" и рекомендован для реализации в других регионах России, а также включён во Всероссийский Атлас лучших муниципальных практик    

Перспектива этнографичкеского комплекса – дальнейшее проведение экскурсий для учащихся и педагогов, жителей и гостей Пуровского района и округа, введение платных услуг, выступления на научно-практических конференциях различного уровня, создание новых экспозиций комплекса. Мы нацелены на реорганизацию этнографического комплекса из просто элемента образовательной среды в полноценный школьный этнографический музей под открытым небом, а также создание 3-Д экскурсии на школьном сайте. Для этого у нас имеется группа активистов среди школьников, инициативная группа педагогов и родительской общественности. Нерешённым и вызывающим затруднения в этом направлении остаётся вопрос документального закрепления нового статуса. Но мы не остаёмся с этой проблемой один на один: департамент образования Администрации Пуровского района и департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа оказывают всестороннюю поддержку в реализации инновационной образовательной практики.

После создания практикоориентированной образовательной среды учебного заведения мы занялись изучением её влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности школьников. Эта практика, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие наших учащихся, о чём свидетельствуют результаты исследования педагога-психолога. Таким образом, от репродуктивного проведения экскурсий, мы перешли к практикоориентированному обучению, прикладной этнографии. Данный вид внеурочной деятельности способствует овладению детьми дополнительными жизненными навыками, необходимыми в условиях тундры, а также развитию умения публичного выступления и ведения работы музейного комплекса.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт