Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Отец Иринарх – Обдорский мисси...

Отец Иринарх – Обдорский миссионер просветитель


Христич Ольга Леонидовна
МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
г. с. Новый Порт

Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света - есть дело поистине святое и равноапостольное.

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

  

Иван Семенович Шемановский (игумен о. Иринарх) – известный русский церковный деятель, историк, переводчик, основатель первого музея на Обдорской земле.

28 января 1873 года в потомственной дворянской семье Шемановских родился мальчик нареченный Иваном. Родился он в городе Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии.

Так как мальчик в раннем детстве осиротел, обучался он в  Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте ведомства Императрицы Марии. Согласно тогдашним правилам, «в число установленного в Институте комплекта принимаются круглые сироты, сыновья бедных офицеров военной и чиновников гражданской службы».   Курс Гатчинского Института И.С. Шемановский окончил 19-ти лет. Позже (в 1882) стал учеником  5 класса Новгородской духовной семинарии.  После ее окончания 5 октября 1897 года  Антонием, епископом Чебоксарским был пострижен в монашество и наречен именем Иринарх.В возрасте 24 Иринарх назван членом Обдорской миссии по собственному прошению. На следующий день епископ Чебоксарский возвел его в чин иеродиакона, а 17 октября – в чин иеромонаха.    

И уже 5 марта 1898 года отец Иринарх (Иван Семенович Шемановский) был назначен на должность  настоятеля Обдорской миссии. Что удивительно, ведь  Обдорск, по мнению многих, стоял на краю света  и часто его называли адом. В апреле того же года священнослужитель прибыл в город Обдорск Березовского уезда Тобольской губернии.

С первых дней пребывания о. Иринарха на северной земле, принявшей его не совсем гостеприимно, активно включился в работу. В 1904 году было создано Обдорское миссионерское Братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца. Председателем же был выбран отец Иринарх. Братство это призвано было оказывать «помощь миссии в деле распространения христианства между язычниками - самоедами и остяками Обдорского края.

Его преосвященством Преосвященным Антонием, епископом Тобольским и Сибирским  за плодотворный труд, за миссионерскую просветительскую деятельность отец Иринарх объявил благодарность и наградил наперсным крестом ( 12 июня 1091). А 7 апреля 1905года  определением Святейшего Синода возведен в сан игумена.

Тринадцать лет оставался Иринарх на посту настоятеля Обдорской православной миссии, имя которого и до настоящего времени связывают с периодом наибольшего расцвета миссионерского дела на Северо-Западе Сибири. Игумен Иринарх занимался просвещением и христианизаций местных кочевых народов, или как тогда говорили "северных номад". Ездил зимой и летом в отдаленные стойбища с походной церковью. В своих путевых заметках он написал, что невозможно просвещать народ, если не понять его душу.

Вот что пишет отец Иринарх  о начале своей новой жизни  в 1910 году в журнале «Православный благовестник» очерке «Елка»: «…Я приехал в Обдорск. Род службы заставил меня сходиться с людьми, приспособляться к ним, жить с ними одной жизнью… Радоваться их радостями, плакать с ними в их несчастьях, горевать в их печалях и неудачах. Для успеха своего дела я должен был стать человеком, могущим понимать чувства и душевное состояние всяких людей: богатых и бедных, честных и воров, счастливых и несчастных…»

Отец Иринарх сполна испытал все тяготы жизни, которые ему приготовил Север, ему  довелось испытать все, о чем писал в Синод еще до его приезда Тобольский епископ. но, несмотря ни на что, в совершенно непривычных условиях.

В сентябре 1904 года в Обдорске прошли юбилейные торжества по случаю 50-летия православной миссии.

По свидетельству очевидца, «к этому времени в Обдорске собралось великое множество туземцев, и съехалось все духовенство прибрежных сел, а также уездная администрация г. Березова. 31 августа туда же прибыл и преосвященный Антоний, епископ Тобольский и Сибирский». По этому поводу в журнале «Нива» в заметке «Юбилейное торжество на краю света», в частности, сообщалось: «Юбилейные торжества начались 4-го сентября и продолжались по 7-е. В течение этого времени в местных храмах были совершены торжественные богослужения при участии единственного оставшегося в живых свидетеля первых дней существования миссии священника о. Тимофея Карпова. Тогда же был освящен новый храм миссии, и состоялось торжественное заседание в местной церковно-приходской школе. На этом заседании в присутствии всех членов миссии, приходского духовенства и воспитанников местного инородческого пансиона и приюта были прочитаны адреса и речи. На четвертый день торжеств был устроен в здании инородческого пансиона оригинальный обед для инородцев. Обед этот состоял из чая с кренделями и маслом, конфет и пирогов с рыбой. Пред обедом были прочитаны по-остяцки и самоедски молитвы. Владыка благословил обед и обошел, беседуя с гостями, все комнаты и двор, где тоже разместились обедавшие».

Столь достойная встреча юбилея – миссия – заслуга отца Иринарха.

Игумен Иринарх вел  огромную просветительскую, исследовательскую и литературную деятельность. Он следовал своим словам: «Когда человек родился во тьме и не ведает, что такое свет, он и не тянется к нему. Он просто не знает о его существовании. Вывести человека из тьмы, дать ему возможность узреть, что такое свет, – и он сам не захочет больше во тьму!»

 И. С. Шемановский вел обширную переписку с учеными, научными учреждениями, помогал в сборе материалов путешественникам и исследователям Севера, оказал немалую помощь экспедиции Императорского русского географического общества под руководством профессора Московского университета Бориса Михайловича Житкова на полуостров Ямал с исследовательскими целями (1908 г.).

«В Обдорске горячее и ценное участие в судьбе экспедиции при первом же известии о ней принял начальник Обдорской миссии, игумен Иринарх, отдавший более 10 лет своей жизни широкой просветительной деятельностив глухом Обдорском краю, - писал Б. М. Житков в своей книге "Полуостров Ямал”. - Ему наше предприятие обязано и сложными предварительными сношениями, и организацией сбора коллекций в Обдорске и на нижней Оби, и разнообразными материальными жертвами».

Как уже отмечалось выше, И. С. Шемановский вел дневники, результатом обработки которых явилась серия очерков, которые он объединил под общим названием «Из дневника Обдорского миссионера». Они были изданы в «Православном благовестнике» в 1903-1905 гг. Позднее, в 1907- 1911 гг. в том же журнале вышла серия путевых заметок «В дебрях крайнего северо-запада Сибири».

В «Православном благовестнике» за 1911-1916 гг. был опубликован большой исторический труд И. С. Шемановского «Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии, 1032-1910 гг.», в состав которого входила Обдорская волость. Здесь он показал себя как незаурядный исследователь. Скорей всего, это произошло после изучения им книги И. В. Щеглова «Хронологический перечень важнейших дат из истории Сибири, 1032-1882 гг.», изданной в Иркутске в 1883 году. На этого автора он часто ссылаетсяв своей работе, а также на труды сибирских историков: Г. Ф. Миллера, И. Е Фишера, П. А. Словцова и др. Кроме того, Шемановский использовал записки, отчеты ученых, путешественников, побывавших на Тобольском Севере: А. В. Оксенова, К. Д. Носилова, П. М. Буцинского, Б. М. Житкова, Ю. И. Кушелевского, А. А. Дунина-Горкавича, Н. А. Абрамова,   11.   М. Ядринцева, И. Папай и многих других.

Созданию «Хронологического обзора...» предшествовал определенный опыт, приобретенный им при описании полувековой деятельности Обдорской духовной миссии, которое также было напечатано в «Православном благовестнике» в 1904-1906 гг. Кроме перечисленных работ у И. С. Шемановского вышло в этом журнале немало других статей на различные темы: «К вопросу об организации школьного дела среди кочевников» (1904), «Справка о народе "Нях-самар-ях”» (1904), «Экспедиция на полуостров Ямал» (1908), «Чем объяснить почитание инородцами крайнего северо-запада Сибири иконы Николая чудотворца» (1909) и др. Это характеризует его как одаренного, неравнодушного, разностороннего человека. Литературные труды Иринарха  востребованы до сих пор.

Благодаря труду, просветительской деятельности игумена Иринарха многие люди, многие жители Севера обратились в христианскую веру.

Вложив не только свои труды, но и свои деньги  игуменом Иринархом была создана библиотека на 5 000 томов с северным отделом, в который вошли материалы существующей литературы об обдорских инородцах. В библиотеке были книги на русском и иностранных языках, книги о севере. Часто  ученые, изучавшие север, обращались за помощью к Иринарху и получали помощь. Обдорский просветитель в 1906 г. основал единственный на то время  в Обдорске музей с отделом шаманского культа, часть экспонатов в который, как и книги, приобретал на собственные деньги. По инициативе И.С. Шемановского в 1906 году при Братстве Святого Гурия было создано "Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера" (музей). Располагалось Хранилище в помещении библиотеки Братства.   Это был самый первый и уникальный музей о Березовском крае. Музей посещали как местные жители, так и приезжие, оставившие свои отзывы в музейном журнале. Среди наиболее видных посетителей можно отметить: членов экспедиции И. Н. Шухова, направленной Императорской академией наук для исследования рр. Назыма и Таза, участников экспедиции Казанского университета, известного путешественника К. Д. Носилова, прибывших из Гамбурга через Ледовитый океан норвежских моряков, строителей телеграфной линии Березов-Обдорск и других. Все они весьма благожелательно отзывались о той работе, что была проделана работниками музея и его создателем. Сейчас современный музей в Салехарде носит имя Ивана Шемановского. 

  Один из учеников отца Иринарха, первый в Ямало-Ненецком округе заслуженный учитель школы РСФСР, автор первых учебников на языке ханты Петр Ефимович Хатанзеев, через много лет с благодарностью вспоминал первого наставника: «Иринарха забыть трудно. Личность яркая. Высокий, сильный. Волосы до плеч. Золотой крест на груди. Голос – нечто среднее между басом и баритоном. Сочный, внушительный, поставлен хорошо. Строгое, худощавое лицо. Орлиный нос. Прямой проницательный взгляд темных глаз. Тип мыслителя. Приветливый был… И справедливый».

Вне зависимости от того, как дальше сложилась судьба Ивана Семеновича Шемановского, на Ямале он оставил добрый след.

Отец Иринарх огромное  внимание уделял и строительству храмов на Обском Севере. С этой целью в Обдорске был создан комитет по храмовому строительству, состоявший из членов миссии и 16 представителей местного общества. В 1903 г. началось строительство молитвенного дома в селении Пуйко, где работы вел рыбопромышленник А. И. Туполев. Он закупил в Тобольске готовый сруб, доставил его на барже, и рабочие собрали его на месте. Им же был приобретен и установлен иконостас для молитвенного дома.  

В тот же период в 300 верстах на северо-восток от Обдорска на берегу Обской губы в местности Хэ был открыт молитвенный дом в честь святителя Николая Мирликийского, в котором постоянно проживал один из членов Обдорской миссии и размещалась школа.   В самом Обдорске при миссии имелись храм во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», две походные церкви, молитвенные дома в Шурышкарах и Пуйко и часовни в Надыме и Нангах. Часовня в Надыме, построенная на средства иеромонаха Иринарха, была освящена в честь св. покровителей Обдорского края святителя Николая Мирликийского и Гурия Казанского чудотворца.

Многие из учеников игумена Иринарха впоследствии стали видными творческими работниками и общественными деятелями. Среди них можно назвать Ивана Федоровича Ногo , ненецкого драматурга, автора пьес «Ваули», «Шаман», и заслуженного учителя, автoра первых учебников на языке ханты Петра Ефимовича Хатанзеева. 

Хотелось бы отметить еще один род занятий И. С. Шемановского. По рекомендaции Л. Л. Дунииа-Горкавича он решил устроить в Обдорске огород, для его обрaботки был даже приобретен железный плут «Шнарцгофа» и простая крестьянская борoна, а дли сенокошения сенокoсилка и грабли с точилом «Диринга». И саду были посажены цветы, небольшая грядка огородных овощей и сделано нечто вроде парника.

«Я летом этого года, - писал он в 1907 году, - сделал опыты посадки в Обдорске и грядках свеклы, репы, брюквы, моркови, картoшки и капусты. Все пoсаженное вырослo до нормальных размеров к 1 августа, кроме капусты, ушедшей в лист. Этот опыт так меня заинтересовал, что я выписал разные сельскохозяйственные инструменты и в лето следующего1908 года произведу опыты посевов овощей в размерах более значительных. В устроенном мною единственном в Обдoорске саду прекрасно растут разные садовые цветы, тoлькo не успевают обсемениться...»

Несмотря на все заслуги игумена Иринарха, чье имя современными исследователями упoминается наряду с главными миссионерами-просветителями того времени, отношения его с епархиальным духовным начальством складывались не совсем гладко. Об этом свидетельствует проведенная в 1909 г. ревизия, после которой финансирование Обдорской миссии резко сократилось, был закрыт Хэнский стан. Вероятно, и сам настоятель пoнимал этo и решил покинуть место своегo многолетнего пребывания. Этo было связaно с тем, что состоявшийся в августе1910 г. миссионерский съезд принял решение преобразовать Обдoрскую миссию в Тобольскую северную миссию в составе Березовского и Сургутских уездов с постановлением во главе ее начальника в сане Березовского епископа, викария Тобольской епархии, с резиденцией в Обдорске.

23 октября1910 г. игумен Иринарх навсегда оставил Обдорск.  

Иван Семенович Шемановский был удивительной личностью — искренне веривший в то, что он делал, ошибавшийся, как и все мы, грешные, увлекающийся, веривший в разум человеческий, пытавшийся делать и сделавший много доброго в своей непростой, противоречивой жизни. Как он сам писал: «Миссия приучила меня к постоянному общению с людьми, к жизни на людях... Моя жизнь, проведенная в целой трети своей на поприще миссионерском, на постоянном труде на пользу ближним, прежде всего, сделала меня не умеющим думать о себе. Я привык думать о других и о себе даже мыслить не умею. Я привык для других работать, на благо и пользу душевную, иных, а не свою».

За время своей деятельности в Обдорске он оставил заметный след в жизни края. Его ученики воспитали своих учеников. Как прежде, так и сейчас библиотекой открытой отцом Иринархом  пользуются ученые, исследователи, путешественники, студенты, учителя, школьники, краеведы, то есть все те, кто интересуется историей Ямала, Севера.

  На современном этапе развития Ямало - Ненецкого автономного округа  национальное образование является одним из важнейших факторов благосостояния района, благополучия каждого гражданина, независимо от национальной принадлежности, проживающего на ее территории.  образование должно  способствовать равноправию национальных культур народов проживающих на Ямале.

         Краеведческий материал имеет огромную ценность воспитательного характера. Он позволяет растить гражданина и патриота не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни земляков, на событиях из истории своего края. Также краеведение имеет духовно – нравственное воздействие на ребенка, удовлетворяя его потребности в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

В 2012 году в школах округа введен для изучения в четвертом классе предмет «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Данный предмет имеет идейно – тематическую связь с краеведением, а также дает возможность реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Основы религии и светской этики подразумевает систематическое и последовательное включение в учебный процесс материалов страноведческого характера, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а также материалов, обеспечивающих коммуникативную компетенцию учащихся.

Включение НРК в учебный процесс является основным условием приобщения школьников к культуре той местности, где он живет; обучения вежливому, доброжелательному общению с соблюдением норм этикета; развития культурно и духовно богатой личности; укрепления уважения к многообразным национальным культурам. Так как я  являюсь преподавателем  по ОРКС важнейшими задачами в воспитании младших школьников я поставила:

    • Обогатить учащихся опытом гражданского отношения к окружающим;

    • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, формирование нравственных основ личности;

    • Воспитание патриотизма, развитие сопричастности судьбам земляков, малой родины;

    • Формирование культуры взаимоотношений;

    • Воспитание любви к родителям, близким, дому;

    • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

Я считаю, что чем раньше даются детям понятия о нравственности, тем тверже укореняются в них эти понятия. Необходимость духовно-нравственного развития личности, способность её к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте определяются общечеловеческими ценностями.

        На уроках «Основы мировых религиозных культур» я стараюсь как можно больше рассказывать о истории становления села Новый Порт, их малой родине,откуда они будут черпать свои жизненные силы и вдохновение. Вместе с ребятами мы посетили   Часовню,  рассказала о истории её строительства и о выполнение религиозных функций. Организовала экскурсию во всемирный известный  Новопортовский  Мерзлотник, который связал несколько поколений новопортовцев трудившихся на его строительстве и работавших в нём. Мы частые гости в школьном музее, где ребята ,некоторые впервые, узнали о роли их семей в становлении посёлка и Ямальского района. Во время таких экскурсий уроки нравственности проходят увлекательно, эмоционально. Рассказывая о истории нашего удивительного края я обязательно рассказываю детям о таких людях как И. Шемановский, стараюсь донести до  их сердец, что личность в истории играет большую роль. Именно на  людях большой величины  как И. Шемановский или на простом человеке вложившим душу, труд и сердце в становлении своей  пусть и малой родины и держится РУССКИЙ МИР.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт