Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Отечество», «малая родина», «...

«Отечество», «малая родина», « родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» как духовные скрепы личности


 

Фамилия, имя, отчество  ___Крузер Наталья Сергеевна  _____________

Название места работы/учёбы _____МБОУ "Школа №5"_____________

Наименование муниципального образования_______________________

Наименование населённого пункта _____г. Муравленко______________

 

 Тезисы

«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «семья и род», «дом» - эти слова тесно связаны между собой и близки  каждому человеку. Мы не рождаемся с чувством любви к этим понятиям. Оно закладывается в нас с взрослением.        

Идеологический вакуум, который возник в нашей стране после развала советского государства, привел к утрате нравственных ориентиров в обществе, негативно сказался на личности многих граждан.

Что станет нашими скрепами? За множеством вариантов одно несомненно: единение страны должно базироваться не на материальных, а на духовных ценностях.

Показать молодежи нравственные идеалы и образцы для подражания, передать духовные скрепы – вот задача образования, которое всегда придерживалось традиционных ценностей.

У каждого есть свои методы и приемы работы с молодым поколением.

Нужно показать молодежи нравственные ориентиры, взрастить патриотическое сознание. Для этого нам и необходимы духовные скрепы.

 

 

Если крикнет рать святая:
 «Кинь ты Русь, живи в раю!»
 Я скажу: «Не надо рая,
 Дайте родину мою».

С.А.Есенин

 

         «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «семья и род», «дом» - эти слова тесно связаны между собой и близки  каждому человеку. Мы не рождаемся с чувством любви к этим понятиям. Оно закладывается в нас с взрослением. С годами мы начинаем понимать, что отчий дом – это не десять соток, огороженных покосившимся забором, а место твоих воспоминаний; что семья – это не только вкусные мамины пирожки, но и фотографии дедов, которые защищали свою родину; а язык наш настолько богат, что можно не только соседке сериал рассказать, но и прийти в восторг от строк А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина. Понятия эти должны жить в сердце каждого, объединять нас, быть нашими скрепами.

         Идеологический вакуум, который возник в нашей стране после развала советского государства, привел к утрате нравственных ориентиров в обществе, негативно сказался на личности многих граждан. Собственная выгода оказывается для иных превыше интересов общественных. Все это приводит к тому, что люди становятся равнодушными к общим делам и преступлениям, которые совершаются рядом с ними. Страдает же, прежде всего, молодежь, которой мы, взрослые, должны дать нравственные ориентиры в жизни. Показать им пример единения, а не разобщенности.

Что же послужит единению такой огромной многонациональной страны, как Россия? Что станет нашими скрепами? Наверное, каждый сможет предложить свои варианты. Одно несомненно: единение страны должно базироваться не на материальных, а на духовных ценностях. И тут ничего лучше, чем обращение к вековым традициям нашего народа, не придумаешь.

Казалось бы, привить подростку любовь к простым и понятным вещам, таким как дом и Отечество, не составляет труда. Однако не так все просто. Когда оголтелые кумиры увлекают молодежь сладкой жизнью за границей, когда отовсюду летит реклама материальных ценностей, а негативной информации больше, чем позитивной, не сложно заблудиться в этом хаосе. И для молодежи, которой свойственно иметь кумиров, таковыми становятся рок-музыканты, порой заканчивающие жизнь от передозировки наркотиками, или бизнесмены, которые ради выгоды готовы продать родину. А восхищение вызывают, например, так называемые «зацеперы», люди, которые цепляются за транспорт и глупо рискуют не только своим здоровьем, но и жизнью. 

Ещё в 2012 году Президент РФ В.В. Путин, выступая перед Федеральным собранием сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». [1]. 

Показать молодежи нравственные идеалы и образцы для подражания, передать духовные скрепы – вот задача образования, которое всегда придерживалось традиционных ценностей. Массу ярких нравственных примеров любви и почитания своего Отечества дает нам литература и история. Помочь открыть их молодежи должны те, кто ближе к ней: педагоги, духовные наставники. У каждого есть свои методы и приемы работы с молодым поколением.

На уроках литературы, которые я веду у своих учеников, стараюсь научить ребят принимать решения, пользуясь понятиями доброты, честности, справедливости. Когда на уроке герои оживают и в наше время переносятся, тогда подростку не скучно и нравственные нормы изучать, тогда он учиться критически мыслить и не бояться авторитетов.

В поэтических разминках в начале урока нередко звучат строки о родине, родной природе:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
 И свинцовой свежести полынь.
 Никакая родина другая
 Не вольет мне в грудь мою теплынь. [3] 

Я обратила внимание, что некоторые удивительные двери для подростков закрыты, а сами открывать их они не спешат. Так получилось с документальным кино. Изучение литературы в 8 классе тесно пересекается с историей России. Мало кто из ребят увлечен документальными фильмами, а ведь они открывают нашу историю совсем с другой стороны. Показывают то, что ученики ранее не знали или о чем имели общее представление. По крупице вношу новое в их жизнь: показываю фрагменты, рассказываю, что видела сама, рекомендую посмотреть с родителями. Недавно по каналу «Культура» транслировался документальный фильм об Отечественной войне 1812 года. В частности, рассказывали и о герое этой войны А.И. Остермане-Толстом. Ребят впечатлила фраза, сказанная им одному из иностранцев, который служил в России: «Для вас Россия мундир ваш: вы его надели и снимете его, когда хотите. Для меня Россия кожа моя».  Красиво? Несомненно. Пафосно? Возможно. Но своей судьбой Александр Иванович доказал подлинность этих слов. Мундир можно снять, а чувствовать кожей боль своей Отчизны дано не каждому. Пример для ребят? Безусловно.

Для нашей страны важным событием, объединяющим нас до сих пор, стала Победа в  Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Здесь множество примеров беззаветной любви к Отечеству, к своему дому, семье. Мимо такого на уроках не пройдешь, потому что нет ни одной семьи, которой не коснулась бы трагедия этих лет. Здесь главное – интерес и неподдельная искренность самого педагога. На экране мелькают кинохроники, звучат стихотворные строки, рассказы детей о героях своего рода. На глазах у некоторых слезы. И даже самые циничные замолкают на таких уроках.

         Связь поколений ребята смогут проследить, когда составляют генеалогическое древо своей семьи. В этих схемах прослеживается и масштабность российской истории, и личные судьбы людей. Великие предки, защищавшие наше Отечество, родную землю, дом и хранившие любовь и преданность своей семье, роду, сумевшие сохранить нашу уникальную культуру, традиции, наш язык, должны стать для молодежи нравственными ориентирами в жизни. «Гордиться славою  своих предков, - писал А.С.Пушкин, - не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». [2]  Поэт призывал своих современников изучать историю Отечества и находить в ней дос­тойные примеры для подражания. И нам бы поучиться этому.

          Помогут в формировании целостного мировоззрения молодого поколения и внеклассные мероприятия. Таким грандиозным событием для моих восьмиклассников стал в этом учебном году конкурс «Во славу Отечества». Возрождать традиций патриотизма, укреплять традиционные устои семьи и российской государственности  - стало целью этого проекта.  Мы с ребятами только в начале пути. Нам предстоят еще игры, олимпиады, выступления на сцене и многое другое. Но уже сейчас у ребят и их родителей масса впечатлений после первых этапов. И главное, что это мероприятие объединило все звенья образовательной цепочки: детей, учителей, родителей, управленческих работников.  

Да, современный ученик не таков, какой он был еще десять, даже пять лет назад. «…влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ», - продолжал в своем выступлении В.В. Путин. [1] Надо признать, что президент прав. Новые социальные запросы определяют образовательные цели. Учитель должен быть мобильным, искать новые приемы и методы обучения, но помнить о том, ради чего все это. Духовность - вот что роднит, объединяет людей.

Подводя итог, хочется сказать, что необходимо формировать у молодежи позитивное восприятие жизни, веру в то, что именно здесь, в России, их ожидает счастливая будущность. Нужно заложить нравственные ориентиры, взрастить патриотическое сознание. Для этого нам и необходимы духовные скрепы.

     

              Список литературы:

1. Путин В.В., Послание Президента Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию РФ/ Российская газета, № 287 от 13 декабря 2012 г., с. 2 -4

2. Пушкин А.С. / Собрание сочинений в 10 т/ Т.6, с. 20

3.  https://ilibrary.ru/text/1294/p.1/index.html   Интернет-библиотека/  А.С.Есенин. Спит ковыль. Равнина дорогая.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт