Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Повторительно–обобщающий урок ...

Повторительно–обобщающий урок в 9 классе по теме: «Оттепель» (символы эпохи)


Михайлова Алиса Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2»

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о временном периоде 1953-1964 гг.; помочь глубже осознать эпоху «Оттепели» на основе повторения изученной темы; усилить практическую направленность обучения.

Развивающие: развивать креативное, творческое мышление; самостоятельность, внимательность; развивать умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью.

Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности; развивать умения работать в группе.

Задачи:

Предметные: обобщать и систематизировать знания обучающихся на основе повторения и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода; выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты, воссоздавать атмосферу определенного исторического периода.

Личностные: развивать умение находить в известном и знакомом неизвестные стороны и детали, дополнять полученные знания новыми фактами; формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, умения работать в коллективе и находить согласованные решения; проявлять инициативу при выполнении заданий; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; умение исправлять и дополнять ответы других учащихся.

Метапредметные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; выбирать главное событие или личность из перечня, обосновывать свой выбор; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Структура урока:

1. Организационная часть

2. Формулирование целей урока и постановка задач.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Вводный инструктаж к уроку.

5. Защита проектов.

6. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка результатов учащимися.

Ход урока:

1.Организационная часть: Учитель приветствует учеников, стимулирует положительный, эмоциональный настрой на работу.

2. Целью нашего урока «Символы эпохи» будет создание творческого мини-проекта по периоду 1953-1964г. Звучит песня «Оттепель» из одноименного сериала режиссера В. Тодоровского.

3. «Трудным и долгим был — как путь через снежную зиму к оттепели — путь к счастью Соколовского и «врача-вредителя» Веры Григорьевны, Савченко и Сони Пуховой, актрисы драмтеатра Танечки и брата Сони художника Володи. Володя проходит своё искушение ложью и трусостью: на обсуждении художественной выставки он обрушивается на друга детства Сабурова — «за формализм». Раскаиваясь в своей низости, прося прощения у Сабурова, Володя признается себе в главном, чего он не осознавал слишком долго: у него нет таланта. В искусстве, как и в жизни, главное — это талант, а не громкие слова об идейности и народных запросах.»

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

(Это отрывок из повести «Оттепель» Ильи Эренбурга, давшая название целой эпохе.)

А какое оно время оттепели? Давайте попробуем воссоздать, почувствовать дух этого времени.

4. На прошлом уроке вы разделились на группы. Каждая группа получила задание подготовить материалы о различных сторонах жизни советского общества по годам и алгоритм действий. По окончании выступления каждая группа предлагает символ своего года.

Алгоритм действий:

1. Внимательно изучите события своего периода;

2. Выберите самые важные, на ваш взгляд, события года;

3. Продумайте форму представления (коллаж, презентация, литературно-музыкальная композиция, др.)

4. Представьте результат вашей работы. (Используйте в выступление музыкальные произведения, стихи советских поэтов, плакаты, иллюстрации, анекдоты этих лет);

5. Запишите на доске символ вашего года.)

5. Защита проектов.

6. Учитель: И это лишь фрагменты мозаики, калейдоскоп ярких и повседневных событий, явлений, эпизодов - того, из чего складывается обычная жизнь. Возможно, они помогли вам ощутить неповторимый аромат эпохи, которую в истории называют «оттепелью», услышать звуки этих дней и увидеть краски каждого года, когда происходило очень много хорошего, и разного. Песня из кинофильма «Оттепель».

Рефлексия.

Подводятся итоги. В группах обсуждаются и выставляются оценки. В заключение, учитель выставляет отметки, благодарит за урок, прощается с учащимися.

Литература:

1. Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-256с.

2. Борзова Л.П. Дидактические игры// Преподавание истории в школе. 2000.№1.

3. Синявский А.С. Русский город  1960-1980.М.,1995г

4. Подборки журналов 50-60-х г.

5. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление.1953-1985.М.,1995.

6. Эренбург И.Г. «Оттепель»

7. http://22-91.ru/god-rozhdenija/1953-1964-sobytija-v-sssr-i-mire.html



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт