Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Память о войне» в произведени...

«Память о войне» в произведениях литературы народов Ямала


Вэлло Надежда Семеновна, ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж», Надымский район, г. Надым

 

«Память о войне» в произведениях литературы народов Ямала

 

1.     Введение

Для каждого человека свой, особый смысл имеет слово «Победа».                            С этим словом связаны воспоминания о самой страшной трагедии на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека в стране и на нашем маленьком полуострове Ямал. Из каждого ямальского поселка ушли на фронт молодые и пожилые мужчины. Многие из них не знали русского языка, но они были смелые, отважные и хотели защитить Отечество от фашистского ига.

Данное исследование посвящено авторам, которые воспевают в своих произведениях геройские подвиги наших земляков в годы войны.                                 В формулировке темы использовано название цикла стихов, посвященных военному лихолетью одного из поэтов – «Память о войне».

В год, предшествующий крупнейшим историческим событиям, – 75-летию Великой Победы и 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа, изучение этой темы является своевременным и актуальным.

Объектом исследования является литература народов Ямала ХХ века о Великой Отечественной войне, предметом исследования – специфика произведений ямальских авторов, посвященных войне.

Данная работа была проведена с целью рассмотрения особенностей национальной художественной литературы ХХ века в контексте изображения исторических событий. Поставленной целью определяются и основные задачи исследования:

выявить авторов, которые обращались к теме Великой Отечественной войны,

изучить отличительные особенности национальной литературы, посвященной этой теме,

дать характеристику темы войны в литературе народов Ямала,

провести анализ произведений хантыйского поэта и писателя Р. Ругина.

Гипотеза исследования заключается в анализе произведений литературы народов Ямала, который показывает, что величайшие события истории народа и страны, в частности, Великая Отечественная война, представлены через восприятие отдельного, конкретного человека.

2. Характеристика темы войны в литературе народов Ямала                            

В ямальской литературе прочно соединились история страны и история народа. Известных русских поэтов и писателей трудно перечесть, а у малых народностей в каждом поколении их появляется всего несколько. Историческая тема представлена в творчестве Г. Д. Лазарева, М. И. Шульгина, М. К. Вагатовой, Р. П. Ругина, Е. Д. Айпина.

История стала одной из составляющих темы родины и народа                в национальной литературе народов Ямала. Р. П. Ругин и Е. Д. Айпин повествуют о событиях, которые изменили не только ход истории, но и уклад жизни народа. В их произведениях история северного народа вкладывается                    в «большую» историю страны и мира в целом. Р. П. Ругин часто обращается              к событиям Великой Отечественной войны (повести «Ранний ледостав»,          «В ожидании сына», «Сорок северных ветров», рассказ «Особая командировка», большое количество стихотворений). Автор воссоздает необыкновенное единение людей, сплоченных одной бедой, одним общим горем. Писатель прослеживает метаморфозы жизни ханты, показывает, как война отражается в судьбах и характерах героев.

Интерес к историческому прошлому наблюдается и в творчестве                   Е. Д. Айпина. В его произведениях видно стремление запечатлеть культурно-историческую реальность. Прозаик пишет о Великой Отечественной войне (роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари», рассказ «В окопах, или явление Екатерины Великой»); соединяет события истории страны с событиями региональной истории [1, с. 26 – 27].

3. Цикл стихов Р. П. Ругина «Память о войне»                                                                 

Роман Прокопьевич Ругин родился за два года до начала войны, в 1939 году в семье потомственного рыбака и охотника Прокопия Кирилловича. Воспитывался будущий писатель в большой семье, в которой было 12 детей. С раннего детства он помнит наставления отца и матери, которые впоследствии стали для него правилами жизни.

Великая Отечественная война – важная составляющая гражданско-патриотической лирики Р. П. Ругина. В сборнике «Избранные стихи» есть цикл стихов «Память о войне», который посвящен событиям Великой Отечественной войны. Большинство стихов переведено на русский язык Ильей Фоняковым. По мнению исследователя творчества Р. П. Ругина                             С. Роговера, данный цикл стихов можно охарактеризовать как лироэпические воспоминания [3, с. 66].

Память о войне во мне осталась,

И ничем её не отскрести.

Все при мне, что в детстве мне досталось,

Перевидеть и перенести [4, с. 254].

В стихотворениях поэт зафиксировал факт первого призыва ханты на воинскую службу во время Великой Отечественной войны:

Веками, в сторонке от общей дороги,

Для нас по-иному текли времена,

И позже других мы узнали в итоге,

Что значит короткое слово «война» [4, с. 258 – 259].

3.1. Анализ стихотворений о войне

Все стихотворения Ругина о войне объединяет мотив памяти. Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети.

3.1.1 Анализ стихотворения «Да, мои неокрепшие руки…»

Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…» – яркий пример изображения юных тружеников тыла, которые не по своей воле «слишком рано» стали работать наравне с взрослыми, потому что «Всех мужчин отняла война»: «И когда я садился в лодку, чуть виднелась над черным бортом голова моя, – как игрушку, нашу лодку несла волна». Поэт перечисляет, что пришлось перенести в отсутствии отцов, старших братьев: скудность пищи – «хлеб да чай на столе – такая ежедневно была еда»; тяжелый изнурительный труд – «в ледяной воде неводили – непростая эта работа», 

         шёл в пургу не ради забавы,

не для прихоти с ветром спорил…

чтобы зайца или куропатку

подстрелить себе на обед [4, с. 93 – 94].

В стихотворении перед читателями разворачивается картина постоянного труда детей, женщин, стариков. Используемые олицетворения «неокрепшие руки …узнали», «несла война», «с ветром спорил», «дождь бушует» делают описание ярким, одухотворенной. Поэт использует                        в стихотворении эпитеты, метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «черным бортом», «с горячим потом», «с жгучим северным ветром», «морозом лютым», «в гневе яром». Итак, стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…» показывает, как рано лирический герой вынужден был познать тяжелый труд.

3.1.2 Анализ стихотворения «Горсть родной земли»                                        

В историческую тему у Р. П. Ругина вплетается и мотив плача. Плачут матери по сыновьям, отправляя их на армейскую службу («Проводы сына в армию»), плачут вдовы по погибшим мужьям, плачут дети и старики («Ветераны войны»).

«Горсть родной земли» рассказывает о том, как многие матери,           не дождавшись сыновей с той страшной войны, поступали так, как лирическая героиня этого стихотворения. В этом стихотворении повествуется о том, как мать долго ждала своего сына с войны, и когда она поняла, что сын уже никогда не вернется, решила ехать туда, где ее сын сложил свою голову. Только где, в каком далеком месте ей рассыпать горсть родной земли? Но она всё-таки решила ехать, и однажды на исходе дня она нашла памятник неизвестному солдату, который был весь в цветах.                  Этим цветам нет числа. Мать, вздохнув, впервые растерялась, так как она не принесла цветов, ведь на севере лето коротко, холода суровы, да и не принято было у нашего народа класть цветы на могилы.  Краешком платка вытерла слезы и туда, на камни, где легли георгины скорбные и розы, робко положила горсть земли. И опять молча, долго стояла у могилы неизвестному солдату. Но через боль и слезы она поняла, что люди, стоящие рядом, поняли ее.

И молчала, сына вспоминая,

И лежала серой горсткой та

Та земля, что всюду нам – родная,

Та земля, что мать любым цветам [4, с. 264].

Поэт создал образ матери, которая, не дождавшись сына с войны, рассыпает горсть земли на граните близ Вечного огня. Ее сын увековечен в мраморе, свидетельством человеческой памяти выступают в стихотворении цветы и земля.

Поэтом используются устойчивые словосочетания (народная лексика): «в отчий дом», «солдатская могила», «горсть родной земли», «близ Вечного огня», «Неизвестного солдата», «материнским сердцем». Мать-женщина и мать-земля хранят павших воинов, подаривших мирную и светлую жизнь новым поколениям. Память о героях воплотилась в мраморе и Вечном огне.

3.1.3 Анализ стихотворения «День Победы»         

Одним из пафосных   поэтических произведений, посвященных теме войны, является стихотворение «День Победы». Лирический герой не помнит радостнее дня, чем День Победы.

Как сошлись, волнуясь,

Наши старики,

Парень с костылями,

Парень без руки.

Слабые…Больные…

Вдовы … Ребятня…

Все равно не помню

Радостнее дня! [4, с. 257]

В этом стихотворении звучит мысль о том, что несмотря на все пережитые трудности, правда восторжествовала, пришла Победа, которую так долго ждали.

Было мне впервые

Ощутить дано,

Сколько значит слово

Мощное одно:

«Победа!» [4, с. 258]

         С большой теплотой поэт пишет о тех, кто пришёл с войны живым.

Говоря о ветеранах, поэт подчеркивает:

И славу, и смерть вы в глаза повидали,

Душой не сломились, пройдя сквозь бои,

И каждая осень чеканит медали

Для вас, старики дорогие мои! [4, с. 261]

4. Заключение

Рассмотрев особенности литературы народов Ямала, проанализировав произведения Р. П. Ругина о войне, мы пришли к выводу о том, что ведущим принципом при изображении событий истории народа и страны в целом стал принцип историзма. Особенности литературы народов Ямала заключаются              в том, что глобальное показывается через восприятие и высокое переживание так называемого «маленького» человека.

 

Список использованных источников

1. Косинцева, Е. В. Хантыйская литература от истоков до современности: темы, образы, традиции: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.02 / Косинцева Елена Викторовна. – Саранск, 2013.      – 42  с. – Текст непосредственный.Филологические науки. Художественная литература -- Российская Федерация -- Хантыйская литература -- с 1917 г. -- История литературы. Идейно-художественные особенности литературы
Хранение: FB 9 13-4/3224;

2. Попов, Ю. И. Литература Ямала XX века: Сб. литературно-критических статей: Учебное пособие для учителей литературы старших классов / Ю. И. Попов, Н. В. Цимбалистенко; Ямало-Ненецкий окружной институт усовершенствования учителей. – Салехард, 2001. – 114 с. – Текст непосредственный.

3. Роговер, Е. С. Изучение творчества Р. Ругина в школе: Пособие для учителя / Е. С. Роговер. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2003. – 175, [1] с. – Текст непосредственный.

4. Ругин, Р. П. Избранные стихи / Р. П. Ругин. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 2004. – 319, [1] с.: ил. – Текст непосредственный.

5. Урванцев, А. Сердце, пронзенное любовью / А. Урванцев // Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. – Екатеринбург, 2000. – С. 69–78. – Текст непосредственный.



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт