Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Памяти дедов – будем достойны...

«Памяти дедов – будем достойны!»


Колесник Валентина Васильевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Муравленко

«Памяти дедов – будем достойны!»

Человечество шагнуло в двадцать первый век, век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей.  В Законе  РФ «Об  образовании в Российской Федерации» в  «центр»  воспитания  поставлены гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих  ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает»- сказано в  и Конвенции о правах ребенка.

Именно нравственно-патриотическое воспитание - основополагающий элемент всего общественного сознания, в котором и заключается основа жизнеспособности каждого государства. Понимая актуальность этой проблемы на современном этапе, необходимо осознавать, что формирование личности дошкольников, просто невозможно без воспитания у них патриотических чувств, с малых лет.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше компонуется с данным вопросом.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 «Сегодня – дети, а завтра – народ», сказал наш великий  писатель Сергей Михалков. Мы глубоко разделяем это мнение, понимая,  какая ответственность возложена на семью и педагогов.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение?

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народом, с его традициями и бытом с раннего  детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, его историей.

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Именно так – постоянная готовность к ее защите.  Анализируя происходящее в мире, приходится констатировать, что  происходит то, что еще лет 20 назад, можно было с трудом представить.  Все чаще мы  сталкиваемся с проявлениями  переписывания истории, с оправданием фашизма, с приуменьшением роли нашей страны в победе над ним. Это стало возможным потому, что нам казалось, пережив  страшную войну, с миллионами жертв, человечество больше никогда не допустит такого. Тщетно. Часть человечества допускает!И это, именно та часть человечества, что и всегда. Допускает возрождение фашизма, допускает откровенную ложь, допускает и культивирует ненависть к тем, кто не разделяет их мнение, не признает их исключительность и мировое господство.  Допускает возможность  новой войны, окружая базами НАТО наше государство, при этом визжа, что это мы  угроза миру, потому что, укрепляем свою оборону. Все знакомо, к сожалению, классика жанра!

Уходит поколение героев, с каждым годом все меньше ветеранов, свидетелей тех героических дней. Печально, что им приходиться  видеть, как в так называемой цивилизованной Европе демонтируют памятники нашим солдатам, сложившим головы в боях за ее освобождение  от фашизма. Но еще хуже, что и у нас в стране есть те, кто бы «сдал Ленинград»…Пришли другие времена? Настолько другие, что можно осквернять память погибших? Что можно отрицать очевидное? Думаю, все это делают те, кто хочет забвения подвига нашего народа, кто стремиться забыть наш флаг над рейхстагом, потому что он -  знаковый символ победы  над  мировым злом. Наши деды великодушно подарили  жизнь оставшимся в живых врагам, а сейчас оценивая сложившуюся обстановку в мире, надо полагать, что они все эти годы ждали реванша, воспитывая свое поколение в страхе  и  ненависти к нашей стране?Их страх так велик, что они пытаются  во всем плохом, что случается в мире обвинять Россию.  Зависть к победам нашей страны   во внешней  политике, в науке, спорте, культуре привела к бесконечным санкциям под любым надуманным или сфабрикованным предлогом.  Результат не удовлетворяет, продолжается нагнетание обстановки. Мир на планете снова под угрозой.  А у нашей страны, как во все  времена  - миссия миротворца и защитника.  Осознавая это, мы педагоги понимаем что, от нас и от семьи воспитанников зависит, будут ли наши дети, наша молодежь  понимать, осознавать и разделять миссию государства.

Мы можем в данном направлении сделать самое важное – вместе с родителями  воспитывать детей патриотами.  Из опыта работы знаем, там, где родители воспитывают детей в духе патриотизма и любви к своей стране, никогда не услышишь: «Эта страна» или «Раша». Любящие свою страну не будут участвовать в проплаченных протестных митингах с позорными плакатами, потому что это не конструктивно, это усугубляет обстановку в общем.

В семье с уважением чтящей традиции, культуру, историю и религию своего народа, никогда не будет национализма, потому что, чтящий свое, в состоянии понимать и уважать это у других. «Нет в России семьи такой, где, не памятен был свой герой»! Эта строчка из песни любимого нами фильма «Офицеры»и без архивных данных, справедливо подтверждает факт сопричастности наших семей к подвигу народа в Великой Отечественной войне, к Великой Победе. В семьях, где свято чтят своих героев, берегут их память: письма, фото, документы, личные вещи, пересказывают историю судьбы человека, никогда не бывает случаев уклониться от службы в армии, просто потому, что память сердца не позволит! В таких семьях гордятся своей историей, своей страной, считают службу священным долгом и служат из поколения в поколение.

9 мая, День Победы – один из самых дорогих сердцу праздников. С утра с букетами алых роз и  гвоздик, семьями люди идут в храм, чтобы во время службы помянуть своих погибших в боях за Родину героев.  Видя, как блестят слезы на глазах у внуков и правнуков, как маленькие ручки праправнука героя держат зажжённую свечу, понимаешь  - из семьи все идет, в семье формируется память сердца.

Память сердца… Это она ведет нас по жизни, это она звучит в нас, когда мы  шагаем в нескончаемом потоке «Бессмертного полка» вместе со всей страной. Наши герои будут жить в наших сердцах, пока  будет гореть пламя свечи в руках наследников Победы, пока мы будем помнить и передавать свою память следующим поколениям.

В поисках наибольшей эффективности работы с семьями воспитанников  в данном направлении, нами был разработан проект  «Памяти дедов – будем достойны».

Создание проекта «Памяти дедов - будем достойны!» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории,  предполагает привлечение детей и их родителей к изучению  знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке  и празднованию 75-летия Победы.

Цель: приобщить воспитанников к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданской  позиции, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

-  формировать у воспитанников  интерес к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

- формировать у воспитанников навыки и умения работать с  дополнительным материалом  с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

- изучить, собрать и сохранить материал основных исторических событий Великой Отечественной войны, биографии ее героев;

- повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности воспитанников и их родителей.

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, дойдут до наших потомков в качестве книги памяти «Помним и гордимся», музейных экспонатов, творческих работ в виде рисунков, плакатов, макетов и помогут сохранить нашу историю.

О работе по составлению книги памяти «Помним и гордимся» особый разговор.  В самом начале с родителями и педагогами  была проведена беседа о том, что они знают о своих  родных, об их жизни в период Великой Отечественной войны, о  дедах – участниках сражений.  Каждому было предложено собрать фотографии, архивные документы  и совместно всей семьей написать рассказ о своем герое. Некоторые из рассказов озвучены ветеранами лично, и звучат как обращение к детям и молодежи с призывом  беречь мир и защищать Родину. Это было так трогательно, сколько бередящих душу историй!  Они так тесно переплетаются с историей страны. Взрослые вместе с детьми пересказывали биографии и истории из жизни близких людей, которым довелось жить в те времена. Многие предоставили копии архивных документов с мест службы, фронтовых писем, наградных приказов, выписок из документов о боевых потерях и копии  схем захоронений.  Когда читаешь эти документы – как будто попадаешь в то время. Так все реально, и так все близко!С фотографий смотрят молодые люди, большинство из которых не дожили до победного мая 1945 года. Мы в неоплатном долгу перед ними. Порой задумываемся, все ли об этом помнят?

Почему так ставим вопрос? 

  • Потому, что до сих пор не преданы земле солдаты. До сих пор неизвестна судьба без вести пропавших.
  • Вызывает тревогу состояние памятников  по всем городам и весям. 
  • Возмущает, что в части общества допустимо  «откосить» от армии, мало того, считать это достижением. 
  • Раздражает, что на всех каналах в самое лучшее время,в разных ток-шоу,  дают слово ораторам, порочащим нашу страну, нашу армию, нашу Победу.Кричащим, при этом, что у нас  нет демократии и свободы слова.

Что делать в такой ситуации? 

  • Продолжать работу по увековечиванию памяти.
  • Укреплять и совершенствовать работу поисковых отрядов.
  •  Ухаживать за памятниками, приводить в порядок существующие, устанавливать новые.
  • Поддерживать ребят, которые служат в армии. Мы, кстати, каждый год проводим акции «Посылка солдату». И по откликам солдат, знаем настолько им важно такое внимание, особенно детские рисунки и поздравления. 
  • Посещать вместе с детьми ветеранов. Нет ничего важнее личного опыта ребенка во время общения с героями. 
  • Очистить эфир от  тех, кто порочит нашу страну, искажает историю.

И решать нашу главную задачу: любовь к Родине и гордость за нее, укреплять и преумножать нашими достижениями, нашими победами.  Воспитывать детей и молодежь в духе патриотизма, чтобы они были достойными памяти дедов, достойными наследниками Великой Победы.

Приложение

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Азбука нравственного воспитания. Просвещение.

М. 1984.

2. Власова А.В. Развитие личности ребенка. Учитель. В. 2011.

3. Козлова С.А. Наша Родина.Просвещение. М. 1984.

4. РыжоваН.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском

 саду.Линка-пресс. М. 2008.

5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском

 саду.  Линка-пресс. М. 2003.



Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт