Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Патриотизм как элемент духовно...

Патриотизм как элемент духовно-нравственного воспитания молодого поколения


Менх Н.А.
педагог-психолог
муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Факел»
г. Ноябрьск

Менх Н.А.

Должность: педагог-психолог

Место работы: муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Факел», г.Ноябрьск,

м-н Вынгапуровский

 

Патриотизм как элемент духовно-нравственного воспитания молодого поколения

 

В современном мире в эпоху нестабильных политических отношений, попыток доминировать одной страны над другой, навязывания «чужих» принципов и убеждений в устройстве жизни той или иной страны, в эпоху информационно-психологической атаки, осмысление патриотизма актуально и востребовано как никогда. Стране нельзя «размыть» свои политические, экономические, религиозные, культурные, исторические границы, что неизбежно приведет к потере национальной идентичности.

Понятие патриотизма изучается философией, историей, политологией, педагогикой, социологией. Общепринято считать, что патриотизм – это социальное чувство, относящееся к нравственной категории и проявляющееся в любви к Отечеству, готовности защищать интересы Родины и народа, идентификации себя с народом, гордости за отчизну. Немало важную роль в понимании и формировании патриотического чувства играет христианская культура, в частности православие. История христианства показывает великий пример проявления патриотизма по отношению к Родине. Пример этому период правления князя Владимира Святославовича, который после смерти своего отца прекратил междоусобную войну среди своих братьев, завоевав престол и став правителем Великой Руси. Одним из важных шагов, совершенных им уже будучи на престоле, стало в 988 году крещение самого князя и Руси и, как следствие, выбор христианства в качестве государственной религии. Князем Владимиром сделан важный политический и духовный шаг, которым он объединил свой народ. Появился один правитель в его лице и единый вектор развития духовно-нравственного пути Руси и каждого человека в отдельности. На тот момент такой шаг со стороны князя был единственно правильным. Учения последователей язычества, буддизма, ислама, христианства могли помешать начинающейся стабилизации в Руси и стать поводом для ее раздробления.Именно поэтому следование единым христианским ценностям позволило обозначить общую идею политического, духовно-нравственного развития Руси[3].

В данном докладе рассматривается понимание патриотизма, как одной из составляющих «духовно-нравственного качества личности», опираясь на воззрения доктора психологических наук Гостева Андрея Андреевича и философа, отечественного мыслителя начала XX века Ильина Ивана Александровича.

Гостев А. А. указывает на необходимость воспитывать патриотизм, учитывая три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [1]. Когнитивный компонент предполагает приобретение и распространение информации, формирование знаний о культурных традициях, обычаях, ценностях и т.п. Эмоциональная сфера подразумевает работу в области формирования чувственной сферы: любви к Родине, гордости отдать жизнь за Родину, сопричастности истории. Поведенческий компонент ориентирован на формирование «способности действовать на основе общественно значимых ценностей». Критерием сформированности патриотизма, по мнению Гостева А. А., является действие перечисленных трех компонентов: не достаточно говорить о патриотизме, о своей принадлежности к нему, необходимо на чувственном уровне переживать патриотическое отношение к Отчизне, более того, важно поступать как патриот.

Ильин И. А. внес большой вклад в развитие идей патриотизма, выделив основные направления национально-патриотического воспитания [1]:

1. язык, который хранит в себе дух народа, его прошлое и «творческие замыслы»,для ребенка важно осознание принадлежности к родному языку, а также выражение собственных переживаний, мыслей на родном языке;

2. национальные песни, которые чудным образом несут в себе объединяющую силу народа;

3. «самобытная молитва», которая формируется конкретным народом, придерживающимся определенной религиозной традиции;

4. сказки, которые часто позволяют ребенку пережить многие чувства: опасности, тревоги, гордости, победы, трусости, храбрости, выбора;

5. национальные святые и герои, пример которых влияет на выбор жизненного пути, смиряет, помогает преодолевать трудности; 

6. классические национальные поэты;

7. национальное искусство, хранящее в себе историю народа, его традиции;

8. история своего народа, позволяющая узнать о прошлом и, учитывая прошлое, выстроить будущее;

9. национальная армия, смотря на которую ребенок должен восхищаться ее победами либо переживать ее поражения;

10. осознание просторов территории страны, понимая, что это наследие народа, его богатство, нуждающееся в защите от посягательства на него;

11. осмысление Родины, как «бесконечное и едва початое трудовое поприще».

В данном докладе представлена практическая работа по воспитанию патриотизма среди подрастающего поколения, осуществляемая на базе МБУ ЦРДПиМ «Факел» в рамках реализации проекта «Зерно добра», целью которого является создание условий для укрепления духовно-нравственного и патриотического потенциала детей, подростков, молодежи, старшего поколения через приобщение к универсальным категориям существования человечества.

В рамках проекта «Зерно добра» делается акцент на христианскую традицию. Конечно, мы не охватываем все ветви воспитания патриотической личности, но, все же, вносим посильный вклад в сохранение патриотического духа нашей страны.

В рамках проекта обращается внимание участников на традиционные христианские категории: «любовь к ближнему», «прощение», «почитание родителей» (старших),  «не завидуй», «не превозносись» и т.п. Приобщение к таким ценностно-смысловым сферам вырабатывает общую традицию и воспитывает патриотическое чувство к Родине, причастность к своему народу.

Проект рассчитан на 10 месяцев. За каждым месяцем закреплена одна из категорий. В течение месяца проводится мероприятие, посвященное этой категории. Участники проекта размышляют, высказывают свое мнение по поводу той или иной категории, рассматривают ее с христианской позиции, знакомятся с местами из Священного Писания,с произведениями литературы и искусства,описывающими ее.

Рассмотрим мнения и размышления участников по поводу некоторых тем проекта «Зерно добра». Понимание любви участниками сводится лишь к эмоциональному объяснению, например: «это когда сердце очень сильно бьется, и ты сходишь с ума», «это когда обнимают и любят друг друга», «это доверие и преданность, искренность», «это желание быть друг с другом». Конечно, такие ответы свойственны подрастающему поколению в силу их возрастных характеристик. Но для того, чтобы они «взрослели» в понимании самого ценного и вечного чувства, им полезно услышать и другую формулировку любви из Священного Писания, которая звучит следующим образом: «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»[2].

Тема прощения затронула сердца участников проекта, и они высказали следующие мнения: «прощение – это когда человек нечаянно сделал что-то плохое и его прощают», «это когда несколько месяцев не разговаривают, а потом помирились», «это когда ты готов забыть и отречься от того плохого, что тебе сделали», «это когда ты готов не закрывать глаза на проступки человека, но и не отталкивать от себя». Из ответов следует, что практика прощения присутствует в жизни участников проекта, и у каждого она индивидуальная.

Разговор на тему «Язык – мой враг» позволяет задуматься над тем, что первично: подумать и сказать, или сказать, а потом подумать. Опрос показал, что большинство участников считают, что язык является их врагом только в том случае, когда «не вовремя сказал, надо было просто подумать, а не озвучивать». Противоречивые чувства вызвало знакомство с отрывком из Священного Писания, который звучит следующим образом: «…один источник не может изливать  соленую и сладкую воду»[2], то есть нельзя одними и теми же устами говорить и хорошее и плохое. Успокоением было услышать, что «язык укротить никто из людей не может»[2].

Тема зависти вызвала бурю эмоций: все высказались, что завидовать – это плохо, но при этом считают, что не завидовать невозможно, ведь в современном обществе часто появляется то, что привлекательно, и что хочется иметь многим, например, мобильное устройство iPhone (пример участников). В рамках данной темы участникам было предложено группой изобразить завистливого человека. Образ получился наглый, вульгарный, ни то мужчина, ни то женщина. Глядя на изображение, участники сделали вывод, что завидовать не надо, тем более, что в Библии написано: «не желай … ничего, что у ближнего твоего» [2].

Таким образом, роль православия в воспитании патриотизма подрастающего поколения огромна. Знание христианских ценностей формируют общий вектор духовно-нравственного развития нашей страны и каждого человека, населяющего ее, а также способствует формированию в подрастающем поколении некой особенной «национальной черты», позволяющей сохранить не только личные границы каждого человека, но и границы страны.

 

Список литературы

1. Гостев А. А. Иван Ильин о патриотизме. К юбилею великого русского мыслителя. (Электронный ресурс): URL:http://www.pereprava.org.

2. Священное Писание.

3. Хусто Л. Гонсалес. История христианства. Том I: От основания Церкви до эпохи Реформации. «Библия для всех» Санкт-Петербург, 2008. – 400 с.

 

  • admin 11 ноября 2014 г.
    .
    .


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт