Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Педагогические статусы как оди...

Педагогические статусы как один из механизмов развития современной школы


Плеханова Е.В.
методист кафедры управления развитием общего образованием
ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Е.В. Плеханова, методист кафедры  управления
развитием общего образованием ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»

 

Практика показывает, что результаты региональных научных, инновационных и технологических преобразований должны быть направлены на повышение качества образования детей Ямала. Многое зависит от профессионального подхода к работе учителя, к его творческому росту, совершенствованию педагогических компетенций [1].

Известно, что попытка связать качество образования с повышением оплаты труда учителя не стала мотивацией к развитию потенциала учителя [2]. Реально влияющим фактором на стремление работать качественно и эффективно является наличие субъектности педагога, его квалификация, включающая методическую, исследовательскую и андрагогическую деятельность, ведущих к появлению педагогических статусов: «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» [4]. Учителя с высокой квалификацией, вне зависимости от стажа, становятся своеобразными раздражителями существующего уклада в школе и даже в муниципалитете. Но у этих педагогов наступает стагнация при достижении ими желаемой квалификационной категории.

Важно, чтобы появилась необходимость запуска механизмов развития кадрового потенциала на разных уровнях. В этом случае ядром являются два проекта: «Педагогические кадры Ямала» [3] и «Педагогические статусы» [4]. Их необходимо рассматривать в комплексе как взаимодополняющие и взаимопроникающие, направленные на развитие карьерного роста учителя как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости [5]. В ряде субъектов Российской Федерации для решения данной проблемы создана некая структура («Педагогический манеж») для развития внутренней мотивации учителя, ведущей к карьерному росту.

Преимущество идеи состоит в том, что её воплощение позволяет сформировать команды на компетентностной основе [6] для развития образовательной системы в целом, началом которой является школа, состоящая из представителей администрации и группы творческих высокопрофессиональных педагогов. Только появление педагогической команды современного уровня способствует решению  актуальных  проблем образования, выстраиванию  гибкой системы управления развитием школы, основанной на сочетании административных и общественных профессиональных подходах.

Данная модель уникальна. Она прошла долгий путь согласования нормативных документов в регионе, так как на федеральном уровне отсутствуют нормы и полномочия разработки порядка аттестации и присвоения квалификации. Поэтому проект «Педагогические статусы» является уникальным, в его основу положена рамочная модель квалификационных степеней, разработанная инициативной группой под руководством Е.А. Ленской.

В рамках реализации проекта профессиональные квалификации присвоены 37 учителям общеобразовательных школ. Но не все муниципалитеты воспользовались представленной возможностью. Вместо воплощения интересных, инновационных идей, так необходимых сегодня в школах, например: «Технологические карты уроков английского языка, конструкторы урока, компетентностно-ориентированные задания» или «Организационно-функциональная модель управления качеством образовательных результатов по итогам мониторингов», педагоги часто ограничиваются исследовательскими проектами обучающихся, например: «Мороженое – любимое лакомство», «Детская косметика: за и против», «Новый год шагает по планете», «Вкусная батарейка» и др.

Старт дан. Ситуация следующая:

Средний стаж педагогов, получивших статус, по номинациям

– «Учитель-наставник» – 28 лет,

– «Учитель- методист» – 22 года,

– «Учитель-исследователь» – 19 лет.

При анализе соотношения категорий распределение следующее:

у педагогов-наставников: с высшей категорией – 73 %, первой –  27 %,

у педагогов-методистов: с высшей категорией – 58 %, первой –  42 %,

у педагогов-исследователей: с высшей категорией – 70 %, первой – 30 %,

также  определено, что учителя начальных классов, чаще, чем учителя-предметники, обладают различными видами педагогических статусов. Такое распределение объясняется тем, что происходит реализация ФГОС НОО, которая требует соответствующих компетенций.

Для эффективной реализации модели региональным институтом развития образования осуществляется поэтапное педагогическое сопровождение и методическое обеспечение.

Список литературы

1.             Ломакина, Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). –М. : Буки-Веди, 2012. – С. 276-279.

2.             Плеханова, Л.А. Педагогическая мастерская как средство моделирования учителями собственного методического опыта / Л.А. Плеханова // Новые педагогические технологии: матер. IV Междун. науч.-практ. конф. (28.11.2011). – М.: изд-во «Спутник +», 2011. –  С. 305-308.

3.             Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 г. № 509-П «Об утверждении окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы»

4.             Постановление Правительства ЯНАО от 18.09.2015 № 878-П «О педагогическом статусе "Учитель-исследователь", "Учитель-методист", "Учитель-наставник" в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».

5.             Прокофьев, Д.В. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса [Текст] / Д.В. Прокофьев // Молодой учёный. – 2012. – № 9. – С. 298-301.

6.             Разумовская Т.В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одарёнными детьми  // Одарённый ребёнок. – 2012. – № 2. – С.59-64.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт