Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ УЧИ...

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ


ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

 

Яровенко Любовь Владимировна, учитель,

Ясевич Анжела Михайловна, учитель

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Многопрофильный лицей», г. Муравленко

 

При организации проектной деятельности в старшей школе как ведущей возникает необходимость определить, что для каждого из учащихся представляет исследовательский интерес или что может стать темой их проектов. В этой ситуации педагогам часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда речь идет о том, в чём они не разбираются и по поводу чего им зачастую трудно компетентно высказываться. Термины кастомизация, лендинг, MVP и Hackathon, за которыми целый социокультурный пласт, не находятся в актуальном словаре педагогов. Но сегодня для подростков и сами эти термины, и та деятельность, которую они обозначают, не просто вполне понятны, они формируют их культуру, становятся частью инструментария для получения ими образования. Более того, именно такая деятельность, во многом непонятная большинству взрослых, и в том числе педагогам или родителям, уже определяет требования к необходимым навыкам: действиям в условиях высокой неопределенности; готовности к решению задач со множеством неизвестных, умению быстрой кооперации с малознакомыми людьми для совместного решения сложных проблем или проектирования; мобилизации разнообразных навыков и умений применить знания из разных областей наук в условиях ограниченного времени.

Учит ли школа сегодня этому? Понимаем ли мы, что тот разрыв в понимании мира, способах его познания и, главное, в целевых установках, который наметился между молодыми людьми и людьми более старшего поколения, увеличивается, причем не только за счёт быстрого технологического развития и гораздо более быстрой адаптивности к такому развитию подростков и молодежи, но и за счёт неготовности осознать это и изменить сам характер и принципы образования большинства педагогов?

Если школа не сможет найти способы ответить на все более агрессивные вызовы внешней среды, ей придется уступить место другим формальным и неформальным институтам. Уже сегодня видны как минимум две тенденции.

Первая – это все более возрастающая роль дополнительного образования, которое предлагает индивидуальные траектории, формирующие столь важные навыки, которые жизненно необходимы не только в будущем, но и в настоящем.

Вторая – это постепенное увеличение ухода выпускников 9-х классов из школы в техникумы, колледжи, где можно успеть получить навыки полезной профессии или специальности.

Эти тенденции показывают, насколько возрастает запрос на индивидуальный образовательный маршрут. И если до сих пор развитие образования шло по пути универсализации, под которой понимался определённый единый стандарт – пакет знаний, то дальше будет усиливаться роль тех подходов, которые будут поддерживать индивидуализацию в условиях все более возрастающей неопределённости. Учителю в такой ситуации нужно направить свои усилия на передачу тех навыков, которые будут полезны и важны для быстро появляющихся новых видов грамотности и активности. А для этого ему необходимо обладать особенными способностями: высокой степенью коммуникации с подростками, умением работать как модератор и наставник, который идет позади ребёнка, доступно и убедительно направляя школьника.

Как в МБОУ «Многопрофильный лицей» меняется позиция учителя? Один из способов овладения новыми компетенциями – работа в проектной деятельности (создание стартапа). Сейчас существует множество образовательных платформ, которые позволяют создавать стартапы. Одной из них является платформа ФРИИ – курс «Интернет-предпринимательство». Обучение на ней строится на проектной деятельности и концепции «перевёрнутого класса», когда преподаватель не лектор, а тренер для учащихся, который обращает их внимание на области для улучшений в проектах и направляет в процессе работы над проектами. При этом учебный материал обучающимся представляется в виде видеолекций и полезных материалов для самостоятельного изучения. Ребята выполняют задания по ним и представляют их на занятиях, где преподаватель даёт им обратную связь для доработки и улучшения проекта. В качестве формы зачёта - питч перед инвестором.

В процессе создания стартапа учитель выступает в роли коуча, трекера и менеджера. Коуч – человек, тренер, помогающий обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Трекер – специалист, отвечающий за организационную поддержку команды стартапа. Менеджер – управляющий определёнными процессами.

Как видно, данные позиции близки по своим задачам. Педагог мотивирует детей, даёт конструктивную обратную связь по проделанной работе, осуществляет рефлексию своей деятельности и организует её у обучающихся.

В процессе создания стартапов, когда совместная деятельность учителя и обучающегося направлена не на овладение предметного содержания, а на создание продукта для кого-то другого (клиента), становятся очевидными следующие проблемы педагогов:

1. Недостаток инструментов для мотивирования учащихся: степень заинтересованности низкая, т. к. дети считают, что им будут преподаваться экономические знания, а не поведенческие компетенции.

2. Недостаток знаний и опыта, способных довести стартап от идеи до этапа сформировавшейся компании, неумение определять область улучшений на том или ином этапе.

3. Невладение IT-технологиями.

4. Неумение формировать образовательную среду, стимулирующую собственную познавательную деятельность обучающегося.

5. Недостаток оценивающих инструментов (оценивание для обучения: показывает сильные и слабые результаты, высвечивает ближайшие и долгосрочные цели учебной работы).

 

Список использованной литературы

1. Зобнина М. Методическое пособие по курсу «Интернет-предпринимательство»: под редакцией М. Р. Зобниной. – Издательские решения, 2017.

2. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. - http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf

3. Смирнов Е. Стартапы как новый школьный предмет. - https://newtonew.com/school/startups-at-schools

4. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательскийуниверситет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.

 


 

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт