Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Подготовка к итоговому сочинен...

Подготовка к итоговому сочинению по литературе


Стадник Л.Н.
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

 

Стадник Л.Н., учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №8, г. Лабытнанги

     

Перед каждым учителем русского языка и литературы сейчас встает очень сложный вопрос: «Как научить писать сочинение? Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, оставшись один на один с чистым листом на экзамене?» Казалось бы, ты учитель и каждый день только и делаешь, что учишь читать и понимать, выражать свои мысли, оценивать прочитанное и услышанное, но… За долгие годы существования ЕГЭ по русскому языку мы уже приучили учеников создавать текст определённого типа, этот шаблон уже прочно закреплен в их головах. Ну что ж, раз обстоятельства складываются так, что по шаблону отвечать правильнее, наверное, следует научить их использовать такие заготовки творчески, по максимуму. Поэтому уроки русского языка плавно переходят в уроки литературы, и грань, порой, незаметна. Документы, которые регламентируют написание итогового cочинения, отражают важные положительные тенденции  для современной школы  - единый подход к преподаванию  русского языка и литературы, в том числе и к характеру заданий, предложенных в качестве итоговой аттестации. Поэтому в своей работе считаю целесообразным объединить подготовку к ЕГЭ по русскому языку и  к итоговому сочинению по литературе. 

При изучении литературного произведения на уроке литературы обязательно проводим параллель с проблематикой текстов на ЕГЭ по русскому языку, отмечаем возможность использования данных произведений для аргументации на ЕГЭ по русскому языку и в сочинении по литературе.

По моему глубокому убеждению уроки литературы в современной школе нужны для того, чтобы научить ученика мыслить. А для этого следует все-таки научить читать художественный текст, что вовсе не равносильно умению читать. В структуре чтения художественного произведения считаю необходимым сформировать основные навыки: эмоциональное переживание, пробуждение собственного воображения, умение конкретизировать и детализировать представления, оценивать наиболее важные эпизоды. Стараюсь отходить от традиционной формы урока, когда класс лишь слушает, а трудится на уроке учитель, и в результате несколько человек что-то умеют, остальные же пассивно наблюдают. Каждый урок литературы стремлюсь начать по-новому, стараюсь задавать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания, увлеченность анализом произведения. Очень хочется, чтобы тема коснулась и души, и ума ребят. Просто знать материал, я считаю, неинтересно. Если же предложить подумать над чем-то сложным, но важным лично для себя, тогда можно и подумать, и поспорить, понять личность писателя, жанр произведения. Любой урок литературы стараюсь превратить в «урок жизни» со своеобразной протекцией на себя, на свою жизнь, на современность.

Первые уроки литературы (да и не только первые) в старших классах часто провожу в форме «Литературного кафе». Считаю, что пробуждение и развитие у учащихся интереса к предмету, творческой самостоятельности – могучее средство в обучении детей. Чтобы добиться результативности и вовлечь учащихся в активный процесс получения и переработки знаний, использую методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах познания. Это и работа в группах, и деловая игра, и учебные дискуссии, и многое другое. Эти виды работ, используемых на уроках, повышают интерес учащихся к предмету, развивают их коммуникативные способности, развивают речь, учат вести диалог, отстаивать свое мнение. Это как раз то, чего не умеют наши дети, сталкиваясь с необходимостью написать выпускное сочинение по литературе.

В своей работе практикую составление краткой примерной таблицы, где исходные для написания сочинения-рассуждения тексты по русскому языку сопоставляются с тематическими направлениями итогового сочинения. Основной принцип отбора текстов для данной таблицы –  четкость  постановки сформулированной проблемы, публицистичность. Разносторонний анализ предложенных  текстов, включающий в себя составление плана,  выявление темы, проблемы, авторской позиции, анализ орфограмм, пунктограмм, тропов и фигур речи, помогает подготовить выпускников к итоговому сочинению. (см. Приложение)

Кроме того, при подготовке к сочинению используем такую форму работы, как составление цитатника по каждому из тематических направлений. Один из таких примеров представлен в Приложении. Ребята сами пополняют копилку цитат. Практикуем на уроках знакомство с текстами, не включенными в школьную программу. Пять минут в начале урока – сообщение об авторе, названии, теме, к какому направлению или к какой проблеме может быть аргументом. Записываем в свои таблицы – и через некоторое время уже двое или трое прочли это произведение. В этом плане, конечно, хороши короткие тексты. Иногда для учеников становится открытием то, что иллюстрацией тезисов может быть не только классическая литература, и как замечательно читать сочинения, где авторы используют в качестве аргументов тексты, прозвучавшие недавно на уроке в качестве рекомендаций от других ребят. Все темы  сочинений связаны с нравственной оценкой, отражением жизненной позиции, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать. В ходе подготовки рассматриваем сквозные темы, повторяющиеся в различных разделах литературы и характерные для разных периодов развития литературы.

При подготовке придерживаюсь следующего плана:

·      комментируем данные направления;

·      составляем список литературы по каждому из направлений;

·      отрабатываем технологию написания сочинения;

·      составляем базу аргументов по каждому направлению;

·      определяемся с ключевым направлением.

Технология подготовки к написанию сочинения, отработанная с учениками, включает следующие пункты:

1.     Познакомить с критериями оценивания итогового сочинения и инструкцией для обучающихся.

2.     Вспомнить структуру сочинения.

3.     Отработать все виды вступления.

4.     Подобрать цитаты для основной части по всем направлениям и возможным темам.

5.     Познакомить со способами оформления заключений.

6.     Вспомнить особенности оформления цитат.

7.     Написать сочинения по всем направлениям.

8.     При проверке использовать критерии.

9.     Проводить многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развивать навык рецензирования своей и чужой работы; редактировать текст.

В уроки включаю отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.  Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года необходимо проводить несколько, а не одно пробное сочинение. Неудачно выполненная работа переписывается с целью совершенствования написанного. Перед написанием сочинения отрабатываем аналогичный материал вместе в классе, даются рекомендации по прочтению художественных произведений, внимание обращаю на тематику и проблематику данных произведений. На уроках стараюсь держать связь и речевого развития обучающихся, и лингвистической подготовки, что немаловажно для подготовки к написанию сочинения.

Очевидно, что сочинения дают серьезную пищу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников, поэтому стараюсь научить ребят не констатировать сказанное учителем, а говорить своим, но художественным языком.

 

 

Приложение 1

 

Сборник цитат для сочинения

Вопросы, заданные человечеству войной

  1. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).
  2.  «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов).
  3.  «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин).
  4. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин).
  5.  «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский).
  6. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов).
  7.  «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).
  8.  «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
  2. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)
  3.  «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)
  4. «Природа - творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)
  5. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
  6.  «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте).
  7.  «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
  8.  «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)

Спор поколений: вместе и врозь

  1.  «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  2. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
  3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
  4. «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).
  5. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
  6.  «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
  7.  «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

Чем люди живы?

  1. «Человек – это…живая загадка» (С.Н.Булгаков).
  2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).
  3. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г.Чернышевский).
  4. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л.Пастернак).
  5. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К.Г.Паустовский).
  6. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д.Ушинский).
  7. «Поэзия - это форма любви» (М.М.Пришвин).
  8. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
  9. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
  10. «...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П.Чехов).
  11. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев).
  12. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д.С.Лихачёв).
  13.  «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е.Салтыков-Щедрин).
  14.  «Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).
  15.  «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С.Тургенев).
  16. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский).
  17. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).
  18. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский).
  19.  «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В.Гоголь).
  20. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский).
  21.  «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П.Некрасов).
  22. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский.
  23.  «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский).
  24.  «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г.Белинский).
  25.  «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М.Достоевский).
  26.  «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский).
  27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г.Чернышевский).
  28. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
  29. В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев)
  30. Человека создаёт его сопротивление среде (М. Горький).
  31. Безволие, никчёмность – родная сестра подлости (В. Сухомлинский).
  32. Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни (А.П. Чехов).
  33. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон).
  34. Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству (В.Г. Белинский).
  35. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой (Д. Лихачёв).
  36. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека (Д.С. Лихачёв)
  37. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д.С. Лихачёв)
  38. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка…- неправильно выбранная главная задача в жизни. (Д.С. Лихачёв)
  39. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д.С. Лихачёв)
  40. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостоять её вихрю; это есть духовная жизнь (И. Ильин)
  41. Искусство сносить лишения требует от человека… условий… у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви (И. Ильин)
  42. Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам. (Д. Б. Шоу)
  43. Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. (Оноре де Бальзак)
  44. Видеть и слышать, как лгут,.. сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно! (А.П. Чехов)
  45. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. …если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро! (А.П. Чехов)
  46. Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те… могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  47. Когда труд – удовольствие – жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! (А.М.Горький)
  48. Человек – выше сытости! (А.М. Горький).


Приложение 2

Тематическое направление

Тексты

1.

"Недаром помнит вся Россия…" (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

О Лермонтове

Прочел статью о Лермонтове - Перцова, Вильде... И опять этот ужас в душе о ранней его смерти. Всегда, беря томик Лермонтова в руки, просовываешь палец в страницу, где поставлено: "1841" (год), и другой палец, где - конец всему. И тоскуешь, тоскуешь об этих недожитых месяцах 1841 года. Ибо, видя, какие он вещи сотворил в прожитые месяцы - 1841 года, чувствуешь, что уже к 31 декабря 1841 года мы увидели бы нашего орла совсем в другом, чудном оперении.

Ах, Господи, - что случилось...

Но вот что нужно решить общею русскою душою о несчастном, о трижды несчастном Мартынове. Нужно его простить общею русскою душою. Ибо он так же несчастен, как Лермонтов. Убийца несчастнее еще убитого. Ведь он нес в душе 40 лет сознание "быть Каином около Авеля", нес в душе еще более страшную муку: что никогда, никогда имя его не позабудется, и не забудется с проклинающим присловьем, так как не забудется никогда имя Лермонтова, с благословляющим, благодарящим около себя чувством и словом. Назовут Лермонтова - назовут Мартынова, фатально, непременно. Одного благословят, другого проклянут. Об одном скажут: "Был гений и надежда России", о другом: "Безнадежная тупица". Носить это сорок лет в душе и ни на один день этого не забыть, от этой мысли не избавиться - это такое ужасное наказание, страшнее которого вообще не может быть.

"Что бы вышло из Лермонтова"? - хорошо пишет Перцов, но кажется недостаточно. Ведь нельзя же отрицать по "началу очерка", по "двум-трем взмахам крыл", что за Пушкиным - я чувствую, как накинутся на меня за эти слова, но я так думаю - Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею. Что "Спор", "Три пальмы", "Ветка Палестины", "Я Матерь Божия", "В минуту жизни трудную", - да и почти весь, весь этот "вещий томик", - словно золотое наше Евангельице, - Евангельице русской литературы, где выписаны лишь первые строки: "Родился... и был отроком... подходил к чреде служения..." Все это гораздо неизмеримо могущественнее и прекраснее, чем "начало Пушкина", - и даже это впечатлительнее и значащее, нежели сказанное Пушкиным и в зрелых годах. "1 января" и "Дума" поэта выше Пушкина. "Выхожу один я на дорогу" и "Когда волнуется желтеющая нива" - опять же это красота и глубина, заливающая Пушкина.

Пушкин был обыкновенен, достигнув последних граней, последней широты в этом обыкновенном, "нашем".

Лермонтов был совершенно необыкновенен; он был вполне "не наш", "не мы". Вот в чем разница. И Пушкин был всеобъемлющ, но стар, - "прежний", как "прежняя русская литература", от Державина и через Жуковского и Грибоедова - до него. Лермонтов был совершенно нов, неожидан, "не предсказан".

Одно "я", "одинокое я".

Странная мысль у меня мелькнула. И вытекла она оттого, что Лермонтов был деловая натура. Что в размеры "слова" она бы не уместилась. Но тогда куда же? "В Кутузовы" бы его не позвали, к "Наполеону" - не сложилась история, и он бы вышел в самом деле - "в пророки на русский лад". Мне как-то кажется, что он ушел бы в пустыню и пел бы из пустыни. А мы его жемчуг бы собирали, собирали в далеком и широком море, - умилялись, слушались и послушались.

Мне как-то он представляется духовным вождем народа. Чем-то, чем был Дамаскин на Востоке, чем были "пустынники Фиваиды". Да уж решусь сказать дерзость - он ушел бы "в путь Серафима Саровского". Не в тот именно, но в какой-то около этого пути лежащий путь.

Словом:                                            

Звезда.

Пустыня.

Мечта.

Зов.

Вот что слагало его "державу". Ах, и "державный же это был поэт"! Какой тон... Как у Лермонтова - такого тона еще не было ни у кого в русской литературе.

Вышел - и владеет.

Сказал - и повинуются.

Пушкин "навевал"... Но Лермонтов не "навевал", а приказывал. У него были нахмуренные очи. У Пушкина - вечно ясные. Вот разница.

И Пушкин сердился, но не действительным серженьем. Лермонтов сердился действительным серженьем.

И он так рано умер! Бедные мы, растерянные.

Да, вот что я хотел сказать:

Никакой "Войны и мира" он бы не написал, и не стал бы после Пушкина и "Капитанской дочки" рисовать Екатерининскую эпоху. Да и вообще - суть его не сюда клонилась. Это было "побочное" в нем - то, что он "умел" и "мог", но не что его влекло. Иные струны, иные звуки - суть его.

Нет, я не Байрон, я другой

Еще неведомый избранник...

Байрон с его выкрутасами не под стать серьезному и честному Лермонтову. Лермонтов был чистая, ответственная душа. Он знал долг и дал бы долг. Но как - великий поэт. Он дал бы канон любви и мудрости. Он дал бы "в русских тонах" что-то вроде "Песни Песней", и мудрого "Экклезиаста", ну и тронул бы "Книгу царств"... И все кончил бы дивным псалмом. По многим, многим "началам" он начал выводить "Священную книгу России".

Ах, Мартынов, что он сделал! Бедный, бедный Мартынов! "Миша" ему бесспорно простил ("прости меня, Миша"), да и мы ничего не помним, а только плачем о себе.

Час смерти Лермонтова - сиротство России.

(В. Розанов)

 

Предназначение гения

     Нельзя согласиться с предположением, что Лермонтов не совпал со своим временем. Личность Лермонтова, его перо решительно восстают против желания представить его страдательной угнетенной фигурой.

     Пленный гений? Нет уж, никак нет. Пленной была его земная судьба, и был он, пожалуй, по-человечески более уязвим, чем Пушкин: ни имени поначалу литературного за спиной, ни друзей вельмож-заступников, ни красавицы жены, которая хоть и вечное терзание, беспокойство, но и опора душе.
     Лермонтов, напротив, одинок, некрасив, неприятен в общении, лишен пушкинского обаяния. Разве в одном благополучен - богат.

      Пушкин жил на волне, пусть даже на спаде ее. А Лермонтов уже под волной. Приоткрой губы - одна соленая вода. А он дышал! Вбирал свой глоток воздуха там, где душа, более приспособленная к свежему току, давно бы задохнулась. Отчаяние стало его твердостью, его шагом ввысь, а не книзу.
     Как другим для полного дыхания нужна несжатая грудь. Так Лермонтов в его мрачную эпоху больше кислорода поглощал во время предельной стиснутости.
     Гений всегда приходит вовремя и говорит "во весь голос" то, что именно ему предназначено сказать миру. Он избран для этого.(По Л. Обуховой)

2.

Вопросы, заданные человечеству войной

 (1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зелёной; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

(По Ю. Бондареву)

 

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

3.

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

1)Осенью около дома, построенного в лесу, заасфальтировали дорожку. (2)Весной и в дождливые летние дни можно было прогуливаться по ней, не рискуя увязнуть в размокшей земле. (3)Но прогуливаться удалось недолго. (4)В конце лета поверхность асфальта начала вздуваться буграми, которые росли не по дням, а по часам. (5)Вот один из бугров лопнул, и из центра развороченных глыб показалась коричневая шляпка гриба, нежная и бархатистая. (6)Вскоре лопнули и другие бугры, и вся дорожка стала искорёженной и развороченной. (7)Из центра хаоса в каждом разрушении торчали грибы. (8)Они были такими хрупкими, что легко ломались от любого прикосновения. (9)Но именно они, с виду очень слабые, и пробили асфальт.

(10)Наблюдая подобное, поражаешься скрытой силе, которую таит в себе жизнь. (11)Эта сила проявляется везде. (12)В микроскопические поры каменных пород она втискивает корни растений. (13)Голые скалы покрывает лесом, и он наполняется гомоном птиц и запахом трав.

(14)Сила жизни! (15)Это она превратила нашу планету, некогда пустынный скалистый шар, в цветущий зелёный оазис Вселенной.

(16)И чем глубже изучаешь природу, тем больше поражаешься загадкам жизни. (17)Далеко от океана вверх по течению реки появляются из икринок мальки лососей. (18)Вниз по течению плывут они к океану. (19)Выросшие в пути рыбёшки проплывают в бездонных пучинах десятки тысяч километров. (20)Но приходит время дать жизнь потомству. (21)Вновь проделав многие тысячи километров в обратном направлении в вечной мгле безбрежных просторов, они ищут устье своей родной реки. (22)Поднимаясь вверх по течению, прыгая через камни, завалы, одолевая плотины, находят место, где когда-то сами появились на свет, и откладывают там икринки, обеспечивая жизнь новому поколению. (23)Как им удаётся найти путь, как среди океанских глубин они могут запомнить дорогу и вернуться домой? (24)Всё это и сегодня остаётся загадкой.

(25)Кроты роют свои норы на берегу и зарываются в них на зиму, но всегда так, что отверстие норы размещается выше уровня будущего весеннего паводка.

(26)За миллиарды лет развития жизни на Земле живые существа приобрели способность использовать скрытые от нас силы природы. (27)Это позволило им выжить и совершенствоваться. (28)А ведь человек –это лишь звено в бесконечной цепи живых существ, неразрывно связанное со всей цепью. (29)Многие из свойств, присущих более простым организмам, сохранились и у нас и проявляют себя тогда, когда мы об этом и не подозреваем. (30)О них надо знать для того, чтобы научиться использовать их. (31)Обидно сознавать, что очень часто многие люди не реализуют сотой доли тех возможностей, которыми с избытком их наградила природа. (32)Почему бывает так, что человек, наделённый талантом, попросту зарывает его в землю? (33)Сколько открытий не совершено, сколько людей не спасено только из-за того, что мы не нашли в себе сил, чтобы с честью выполнить свою высокую человеческую миссию!

(По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой)

1)– Друг, ты чей?

(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.

(3)– Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?

(5)Лохматый хвост неистово заметает пыль на асфальте. (6)Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!

(8)– Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить... (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, всё будет хорошо. (11)Давай, пока!

(12)«Что такое, ты уходишь? А как же...» (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.

(14)– Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так – квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно...

(17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями...

(18)Знакомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда – как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга.

(21)О преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них в крови. (22)Служение человеку для собаки – это жизнь. (23)Быть рядом – предназначение. (24)Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для неё всякий смысл, останется лишь поиск хозяина, друга, собственной необходимости.

(25)В последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. (26)Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, но и выполняют важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. (27)Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт. (28)Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. (29)Самое важное для них – быть другом для человека. (30)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.

(31)Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, – это не просто разговор на уровне «взять – не взять». (32)Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом – человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести.

(По А. Морозову)

4.

Спор поколений: вместе и врозь

(1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома…

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын…

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

5.

Чем люди живы?

 Духовность

1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность &nd



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт