Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Подготовка к взрослой жизни: в...

Подготовка к взрослой жизни: воспитание ответственности за себя, семью, страну


Фамилия, имя, отчество Боровик Вероника Юрьевна

Название места работы  МБОУ «Многопрофильный лицей»

Наименование муниципального образования  г. Муравленко

Наименование населённого пункта  г. Муравленко

 

Тезисы доклада

Проблема воспитания подрастающего поколения является приоритетной для современного российского общества. Более того, эта проблема становится единой как для государства и общества в целом, так и для отдельно взятой семьи и отдельного человека. Сегодня мы являемся очевидцами следующих процессов: стремительно ускоряется темп жизни каждого народа, каждого человека; происходит разрушение привычных стереотипов мышления и поведения, появляются альтернативные позиции, связанные с обновлением культуры и этнических ценностей. Вместе с этим, нарастает жестокость и равнодушие к окружению, что объясняется отсутствием взаимопонимания и недостатком уважения и любви к ближним. Именно поэтому взрослое поколение волнует то, как и при каких условиях возможно духовное возрождение и достойное воспитание нового поколения.

Автор доклада анализирует результаты опроса обучающихся 11 класса по теме «Свобода и ответственность в моем понимании», размышляет о разных аспектах подготовки к взрослой жизни детей, о роли учителя в этом сложном, но очень важном процессе – обучении и воспитании. Автором делается акцент на понимание читателями содержания понятий «свобода», «ответственность», «нравственность», «моральный долг», «патриотизм», «гражданственность», «воспитание примером». Почему к этим категориям нужно обращаться вновь и вновь? Не потому, что эти слова всем известны, а потому что, зная «примерное» содержание, мы, взрослые, очень часто в процессе общения, обучения и воспитания детей упускаем момент взаимосвязи этих категорий. 

         Содержание доклада будет интересным любому читателю: человеку, имеющему собственный жизненный опыт, учителю и преподавателю, представителям разных профессий, а также ученикам старших классов и студентам средних профессиональных учреждений.

 

 

Нужно неусыпно заботиться о

нравственном воспитании подрастающего поколения

Патриарх Кирилл

 

         В 2018г. в г. Санкт-Петербурге на базе НИУ «Высшая школа экономики» состоялся IV Конгресс учителей общественных дисциплин регионов Северо-Западного федерального округа на тему «Новые взрослые». Главным содержанием  Конгресса стал поиск ответа на вопрос «К какому будущему готовит школа?». Уникальность современной ситуации заключается в том, что сегодня школа сталкивается с рядом проблемных ситуаций, прежде всего для себя: она должна готовить к будущему, о котором ничего не знает; школа имеет дело с другим поколением выпускников, у которых период взрослости увеличивается (в условиях обеспеченности общества человек может позволить не брать ответственность на себя, принимать решения гораздо позже). На одной из секций были представлены результаты опроса учащихся старших школ, находящихся в разных регионах Российской Федерации, об их представлении своего будущего («Что изменится в мире, стране и в Вашей жизни, когда Вам исполнится 35 лет?»). Меня, как учителя и гражданина страны, насторожили следующие варианты ответов:

1) «В мире изменится правительство, образование и т.д. Когда мне будет 35 лет, я уеду из России в другую страну»;

2) «Надеюсь, что в стране хоть что-то к моим 35 годам изменится в лучшую сторону. Надеюсь, что в 35 я не буду проживать в этой стране»;

3) «Я думаю, к 35 годам я буду жить и работать в другой стране»;

4) «Буду жить в другой стране, т.к. у нашей страны нет перспективного будущего, по моему мнению»;

5) «Все будет куда лучше, потому что к этому времени я уеду из страны»;

6) «Я реализую себя в профессии, не могу предположить, что будет в России, ввиду того, что планирую жить в другой стране». [3, стр.16-17]

         Указанное содержание явилось предпосылкой для педагогического размышления о том, к какому будущему готовятся старшеклассники и к какому будущему их готовит школа, а в связи с этим – и для размышлений о проблемах совмещения этих образов. В этих целях на одном из уроков обществознания в 11 классе начавшегося учебного года я провела опрос на тему «Свобода и ответственность в моем понимании».  Учащимся было предложено раскрыть содержание понятий «свобода», «ответственность», а также ответить на вопросы «Готов ли я нести ответственность за семью, страну. Если да, то в чем это может проявляться; если нет, то почему?». Рефлексия респондентов была неожиданной для меня: для них достаточно сложным оказался последний вопрос, так как об этом они не задумывались, а если и задумывались, то серьезно ответ для себя не формулировали. Что получилось в результате? Большинство старшеклассников (12 человек) ответили на последний вопрос положительно (готовы нести ответственность и за семью, и за страну, 11 – отрицательно (не готовы, не считают это нужным), 3 – затруднились ответить. Аргументы первой группы респондентов, в основном, имеют близкое значение (фрагменты приведены дословно):

1) «Моя ответственность за страну проявляется в соблюдении законов, стремлении быть полезным человеком для своей Родины и людям, живущим в ней»;

2) «Я готова нести ответственность за свою страну, я – патриот своей Родины. Я принимаю участие в патриотических конкурсах, уважаю традиции своей страны»;

3) «Я готов нести ответственность за свою страну, так как по-другому и быть не может. Ведь, кто, если не мы, должны сделать жизнь в этой стране лучше»;

4) «Я готов нести ответственность за семью, так как это мои родные люди. Если я не буду нести ответственность за семью, родных, то за кого мне ее нести? Я считаю, что Родина - это и есть семья, только в другом обличии»;

5) «Государство – это не только власть, но и каждый человек, находящийся в нем. Если человек не несет ответсевнность за себя, значит, он не несет ответственность за страну».

6) «Да, я готова нести ответственность за свою страну, работать во благо, уважать законы и историю своего государства».

         Аргументы второй группы респондентов, имеют разное значение (фрагменты приведены дословно):

1) «За страну я не готова нести ответственность, это очень тяжело. Неправильное решение может привести к неправильному развитию»;

2) «Нет, ответственность за страну должно нести правительство»;

3)  «Нет, не готова, так как это не будет оценено»

4) «»Нет, так как я слишком мал»;

5) «Нет, я не испытываю теплых чувств к своей стране»;

6) «Скорее нет, мне не хватает опыта и знаний»

Аргументы третьей группы респондентов:

1) «За свою семью я готова нести ответственность. Проявляется это в заботе, в общении с близкими, в поддержке. Затрудняюсь ответить насчет своей ответственности за страну»;

 2) «Я всегда готов нести ответственность за себя, своих близких и друзей. Готов ли я нести ответственность за страну – не знаю пока»;

3) «Не задумывалась над этим».

         Итак, возвращаемся к главному вопросу доклада - к какому будущему готовятся старшеклассники, и к какому будущему их готовит школа. Очевидно, что у поколения «новых взрослых» есть понимание сути вопроса, но нет четкого представления о том, что означает понятие ответственность, тем более ответственность за что-либо или кого-либо и, как следствие, отсутствует  готовность нести ответственность. Как может школа подготовить «нового взрослого» к будущему, которое он сам будет строить, и в котором сам будет жить? Как учитель истории, считаю, что в процессе изучения общественных дисциплин необходимо обсуждать не только социально-значимые, но и личностно-значимые проблемы, особенно содержание этих проблем, потому что за годы учебы в школе каждый проходит свою собственную Школу.

         Одной из личностно-значимых проблем является проблема свободы и ответственности. Об этих понятиях необходимо разговаривать с детьми еще с малых лет, потому что основу личностного начала составляют эти категории. Что значит свобода? Как ею пользоваться? Что такое ответственность? Какая она бывает? Вокруг этих вопросов должна строиться система воспитания ребенка. По мере его взросления, повышается уровень сложности содержания проблемы. В старших классах необходимо разговаривать с точки зрения философии, права, культурологии, этики. Каким должно быть содержание диалога с учащимися старших классов? Предлагаю ряд позиций, которые обязательно должны быть озвучены на уроках обществознания (в том числе, при изучении текстов, источником самими учащимися).

Позиция первая. Человек живет и развивается в рамках свободного выбора своего пути. Существует множество определений понятия «свобода». Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора на пути к Богу. [8] В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или "вольницы". Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности он добивается целей и реализует себя. Об этом практически дословно писали учащиеся 11 класса в анкете. Но с точки зрения воспитания, необходимо обратить внимание детей на следующее значение: «Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать ради избранной цели, и реализуется свобода тем полнее, чем полнее знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям и закономерным тенденциям развития действительности» [8]. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности. В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.[8]. Нравственная свобода выражается в умении делать осознанный моральный выбор действий и поступков; давать им нравственную оценку; предвидеть их последствия и др.

Позиция вторая. Не меньшую роль в жизнедеятельности человека играет и такой социальный и личностный фактор как ответственность. Проблема свободы и ответственности личности является важнейшей для человека (личностно-значимой), общества и государства в целом. Свобода и ответственность – это две стороны сознательной человеческой деятельности.  Ответственность – социальное понятие, характеризующее объективный, исторически - конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность – необходимость выбора эффективного и гуманного способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели [6]. Ответственное поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относиться к самому себе. Виды ответственности определяются тем, перед, чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; ответственность перед самим собой; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем. [6] Кроме того, ответственность может быть правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической.

Позиция третья. Ответственность как внутренне чувство и правило поведения человека формируется в процессе воспитания и является результатом практической деятельности человека. Владимир Сергеев в своей статье «Нравственное воспитание подрастающего поколения» утверждает, что на первом месте должно быть именно нравственное воспитание, так как это основа всего. В нравственном воспитании Церковь и общество должны объединить свои усилия, мы не должны делиться, у нас у всех одна общая цель и одна задача – воспитать достойных граждан нашего Отечества. И Церковь может оказать значимую помощь в решении поставленных вопросов. В первую очередь, мы должны осознать для себя крайнюю необходимость исторических нравственных ценностей русского народа. [4] Это ценность семьи, святость материнства, любовь к семье как малому Отечеству, образ Родины. Автор размышляет о патриотизме как «одном из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества». Патриотизмом по определению является любовь к своей Родине. А ведь Родина — это не только страна на карте мира, это дом, семья, дети, родители, близкие, знакомые и не знакомые люди, это все, кто живут вокруг нас, это все мы, причем такие, какие есть, и с положительными чертами, и с отрицательными тоже. И наши взаимоотношения друг с другом, симпатии, антипатии, уважение или ненависть, являются показателем, какой является наша Родина. А вот готовы ли мы быть патриотами, готовы ли мы отдать жизнь, защищая наше общество таким, какое оно есть, с его положительными и отрицательными качествами?[4]. В этом и заключается цель патриотического воспитания. Слово «патриотизм» является  сравнительно новым. Раньше него, со времени Петра I, в русском языке укоренилось слово «патриот», которое является передачей древнегреческого «патриотис» («соотечественник», а оно вместе с «патриос» – «отчий, отечественный, прадедовский», в свою очередь восходит к «патир» – «отец, родитель»). Таким образом, в истоке понятия «патриотизм» содержится представление о самых близких и теплых, воистину семейных отношениях в обществе. Еще до Петра I, в древнерусском языке, возникает свое слово для выражения данного понятия – отчизнолюбие. В первой половине XIX века утверждается близкое, но более широкое по смыслу понятие народности. Патриот ощущает себя соотечественником, сродником всему народу как большой семье. На этом уровне человеческих отношений стремление к личным выгодам сменяется жертвенностью во имя сохранения и продолжения жизни целого – большой народной семьи, в которой достижения каждого становятся общим достоянием, а общее достояние служит каждому соотечественнику. [1] Патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе, глубокое постижение своего народного языка и осознание его как родного, знание и уважение собственной культуры и истории. Поэтому мы (государство, Церковь, общество) должны совместно приложить усилия, чтобы молодое поколение впитало в себя эти черты и передало следующим поколениям.

Позиция четвертая. Необходимо выделить еще несколько способов воспитания молодого поколения. Считаю, что  должно быть постоянное общение учителя с учеником, членов семьи в кругу семьи, потому что этот вид деятельности обладает высокой духовной значимостью для детей.  Должно быть трудовое воспитание, которое вооружает учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирует основы культуры умственного и физического труда; воспитывает высокие моральные качества, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности. И конечно, должно быть «воспитание примером». У русского народа – могучая культура, ратный подвиг предков, очень много примеров мужества и стойкости, ответственности перед Родиной. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, сможет безошибочно отличить истину от лжи, добро от зла, вечное от преходящего, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей. Кроме того, религия является сильным средством повышения культурного, нравственного и духовного потенциала общества. [2]

Иными словами, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем, традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на духовный фундамент, веру в Бога. Ведь именно здоровое во всех направлениях общество – основа сильного государства.[6]

 

Список литературы

1. Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. http://www.pravoslavie.ru/1365.html

2.  Моральное воспитание подрастающего поколения. https://cyberpedia.su/12x6346.html

3. Общественные дисциплины в школе. Будущее глазами старшеклассников. Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск XV/Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики».-СПб, 2018-28с.

4. Сергеев Владимир. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. https://pravme.ru/2017-11-15-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-podrastayushhego-pokoleniya.html     

5.http://www.orthedu.ru/vstrechi/4308-doklad-episkopa-bronickogo-ignatiya-vzaimootnosheniya-cerkvi-i-gosudarstva-v-dele-vospitaniya-molodogo-pokoleniya.html

6. https://www.metod-kopilka.ru/statya-o-vospitanii-podrastayuschego-pokoleniya-66217.html

7.  https://works.doklad.ru/view/zmNOE5V-8aU.html

8. https://studopedia.ru/10_187883_lichnost-i-obshchestvo-problema-svobodi-i-otvetstvennosti-lichnosti.html

  • rudakovazp1 02 ноября 2018 г.
    Я думаю, что тема доклада, выбранная автором является очень актуальной, исходя из того, что в нём затрагиваются проблемы формирования гражданских, нравственных позиций молодёжи, связанных с подготовкой их ко взрослой жизни в современных условиях. Автор очень подробно рассматривает с разных позиций вопросы формирования понятий «свобода и ответственность»: исторических, патриотических, правовых, трудовых, семейных, культурологических, но особенно ценно, что проводится мысль о необходимости объединения усилий Церкви, государства, школы и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения в наше сложное время. Большой акцент автор делает на необходимость формирования отношения к русскому языку, русской культуре, о чём   говорилось, в том числе,  и  на Всемирном конгрессе соотечественников 31 октября 2018 г. Особенно важно, что в работе есть исследования и выводы автора, основанные не на каких-то общих, всем понятных клише, а на живом общении с учащимися, анкетировании и, что не менее важно,  не только на положительных, с точки зрения взрослых, а и на антипатриотических и не осознанных пока ещё выборах в ответах учащихся.  Я считаю, что  работа автора заслуживает очень высокой оценки, т.к. основана на хорошем аналитическом уровне. 02.11. 2018 г. Вишневская Зоя Петровна
    Я думаю, что тема доклада, выбранная автором является очень актуальной, исходя из того, что в нём затрагиваются проблемы формирования гражданских, нравственных позиций молодёжи, связанных с подготовкой их ко взрослой жизни в современных условиях. Автор очень подробно рассматривает с разных позиций вопросы формирования понятий «свобода и ответственность»: исторических, патриотических, правовых, трудовых, семейных, культурологических, но особенно ценно, что проводится мысль о необходимости объединения усилий Церкви, государства, школы и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения в наше сложное время. Большой акцент автор делает на необходимость формирования отношения к русскому языку, русской культуре, о чём   говорилось, в том числе,  и  на Всемирном конгрессе соотечественников 31 октября 2018 г. Особенно важно, что в работе есть исследования и выводы автора, основанные не на каких-то общих, всем понятных клише, а на живом общении с учащимися, анкетировании и, что не менее важно,  не только на положительных, с точки зрения взрослых, а и на антипатриотических и не осознанных пока ещё выборах в ответах учащихся.  Я считаю, что  работа автора заслуживает очень высокой оценки, т.к. основана на хорошем аналитическом уровне. 02.11. 2018 г. Вишневская Зоя Петровна
  • Татьяна Иванова 02 ноября 2018 г.
    Автор затрагивает очень актуальную тему современного российского общества- воспитание патриотизма у подрастающего поколения.Но делает это не с традиционных обращений к памятным событиям и личностям, а через призму личных качеств человека:отношения к себе и обществу. Известные каждому ребёнку слова "ответственность " и  "свобода"..А  как они понимают эти многозначительные и, содержащие глубокий смысл, слова? Готовы ли они  связать их с понятиями "Родина" и "отчизнолюбие"? Почему всё больше разговоров в подростковой среде о предпочтении жизни в другой стране? Автор ненавязчиво втягивает нас в своё рассуждение о необходимости искать ответы в нравственных истоках исторического прошлого, обращения к духовным ценностям.Законопослушность и веротерпимость, любовь к родным и преданность к своей земле- основа, на которой держались судьбы миллионов наших соотечественников. Основа, которая начала разрушаться в 90-х гг. прошлого века и которую сегодня очень тяжело восстановить...Автор даёт нам богатую ниву  для написания эссе  и сочинений, что по обществознанию, что по истории.Предложенные вопросы для анкетирования позволят любому учителю, классному руководителю, да и родителю провести опрос или беседу со своими детьми.Результаты для многих,наверняка, окажутся неожиданными.Даже ради этого стоит ближе познакомиться  и проанализировать ответы респондентов в работе.Считаю, что исследование вышло поучительным и ценным. Поэтому данную работу советую всем, кто интересуется воспитанием и образованием детей.           Иванова Т.Н.      02.11.2018 г. 
    Автор затрагивает очень актуальную тему современного российского общества- воспитание патриотизма у подрастающего поколения.Но делает это не с традиционных обращений к памятным событиям и личностям, а через призму личных качеств человека:отношения к себе и обществу. Известные каждому ребёнку слова "ответственность " и  "свобода"..А  как они понимают эти многозначительные и, содержащие глубокий смысл, слова? Готовы ли они  связать их с понятиями "Родина" и "отчизнолюбие"? Почему всё больше разговоров в подростковой среде о предпочтении жизни в другой стране? Автор ненавязчиво втягивает нас в своё рассуждение о необходимости искать ответы в нравственных истоках исторического прошлого, обращения к духовным ценностям.Законопослушность и веротерпимость, любовь к родным и преданность к своей земле- основа, на которой держались судьбы миллионов наших соотечественников. Основа, которая начала разрушаться в 90-х гг. прошлого века и которую сегодня очень тяжело восстановить...Автор даёт нам богатую ниву  для написания эссе  и сочинений, что по обществознанию, что по истории.Предложенные вопросы для анкетирования позволят любому учителю, классному руководителю, да и родителю провести опрос или беседу со своими детьми.Результаты для многих,наверняка, окажутся неожиданными.Даже ради этого стоит ближе познакомиться  и проанализировать ответы респондентов в работе.Считаю, что исследование вышло поучительным и ценным. Поэтому данную работу советую всем, кто интересуется воспитанием и образованием детей.           Иванова Т.Н.      02.11.2018 г. 
  • irina94971 04 ноября 2018 г.
    Все изложенное выше важно и актуально, однако самый главный путь воспитанияотношения к семье как к базовой национальной ценности – это взаимоотношения внутри самой семьи, Личный пример родителей, прежде всего, способствует формированию у школьников духовно-нравственных качеств и активной жизненной позиции, мировоззренческих ориентиров, позитивного отношения к труду, уважительного отношения к членам семьи, Родине, окружающим людям. Согласна с автором. что Нравственная свобода выражается в умении делать осознанный моральный выбор действий и поступков; давать им нравственную оценку; предвидеть их последствия и др. Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку. Развивая свободу, мы углубляем право выбора. И выбор, который делают  респонденты в данный момент настраивают, есть о чем задуматься и говорить. Спасибо автору за позицию неравнодушного учителя и человека.
    Все изложенное выше важно и актуально, однако самый главный путь воспитанияотношения к семье как к базовой национальной ценности – это взаимоотношения внутри самой семьи, Личный пример родителей, прежде всего, способствует формированию у школьников духовно-нравственных качеств и активной жизненной позиции, мировоззренческих ориентиров, позитивного отношения к труду, уважительного отношения к членам семьи, Родине, окружающим людям. Согласна с автором. что Нравственная свобода выражается в умении делать осознанный моральный выбор действий и поступков; давать им нравственную оценку; предвидеть их последствия и др. Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку. Развивая свободу, мы углубляем право выбора. И выбор, который делают  респонденты в данный момент настраивают, есть о чем задуматься и говорить. Спасибо автору за позицию неравнодушного учителя и человека.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт