Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Школы ступеней: погружение в п...

Школы ступеней: погружение в предпрофиль в подростковой школе


Ермилова Анна Дмитриевна
заместитель директора по НМР
МБОУ СОШ №4
г. Муравленко

Погружение в предпрофиль в подростковой школе.

 

По каким принципам нужно строить подростковую школу? Какой она должна быть, эта школа, так необходимая для подростков?

В соответствии с Образовательной Программой подростковой школы, мы поэтапно разворачиваем систему предпрофильного и дополнительного образовании для учащихся школы.

В рамках Календаря событий четыре раза в год в образовательном процессе подростковой школы проходят Погружения в предпрофиль.

Каждое Погружение имеет свою тематическую направленность в контексте направлений работы школы и предпрофильного предмета.

Кульминацией Погружений в предпрофиль будет  фестиваль достижений, который пройдет в конце учебного года.

Благодаря Погружению ученики выходят не просто на репродуктивный  уровень познания, а на уровень взаимообучения. В результате таких Погружений у педагога появляется возможность проследить индивидуальный прогресс учащихся, составить мониторинг учебных действий. 

 

Погружениеуникальная возможность каждому работать в своем темпе.
Только на погружении можно по-настоящему понять, что происходит с учениками.

«Педагогика сотрудничества» [6].

 

По каким принципам нужно строить подростковую школу? Какой она должна быть, эта школа, так необходимая для подростков?

Ребенок в каждом возрасте располагает определенными способностями, какими-то отличительными качествами. По нашему мнению, именно в подростковой школе учебно-воспитательный процесс должен быть построен с учетом прежде всего возрастных особенностей детей. Так, оценивание учебных успехов может опираться только на показатели индивидуального развития ученика;  привычные способы организации образовательного процесса  не  соответствующие возрастным потребностям и интересам  современных  подростков, их растущему стремлению к самореализации уходят в прошлое. Основная проблема подростковой школы - неэффективность традиционной учебно-предметной и классно-урочной системы. Но мы, педагоги можем сделать ее более гибкой, т.е. настроенной на потребности и интересы каждого ученика, родителя, педагога, позволяющей им максимально реализовать свои возможности.

Опираясь на  Миссию подростковой школы - включать подростков в активное образование и освоение разных социальных ролей и отношений, мы смогли определить приоритетные направления  развития школы. Появилось и особое название подростковой школы - «Школа образовательных событий».

Главное для подросткового возраста освоение разных социальных ролей и отношений, приобретение опыта разнообразной деятельности.

Поэтому модель образования на основной ступени мы начинаем строить исходя из принципа ведущей деятельности подростка.

В соответствии с Образовательной Программой подростковой школы, мы поэтапно разворачиваем систему предпрофильного и дополнительного образовании для учащихся школы: в очно - заочном и дистанционном режимах, а также в форме специальных курсов, сетевых олимпиад, тренингов и программ профориентации и погружений [1].

Независимо от предпрофиля образовательная программа подростковой школы предполагaeт совершенствование: приемов самоорганизации и саморазвития; навыков пользования IТ-технологиями; опыта социально-полезной работы; коммуникативных компетенций; навыков проектно-исследовательской деятельности; умения работать в команде [1].

Подростки овладевают важнейшими мыслительными и техническими навыками, в рамках факультативных курсов, предметов, секций, кружков: логические операции и приемы (сравнения, обобщения, классификации, переноса и пр.); технология учебного проектирования; навыки слепой десятипальцевой печати; приемы элементарного конспектирования; азы публичного выступления и презентации; навыки    самоорганизации     (включая     постановку     целей     и     задач,    планирование деятельности, умением вести дискуссии, аргументировать; самоконтроль, самооценки и т.д.); арт - терапия; рукопашный бой [1].

В реализации всех программ активно используются дистанционные технологии и различные   виды   коммуникаций.   Результативность   образовательной   программы   при   этом возрастает в разы, поскольку главным критерием выступает качество реальных продуктов, газеты, Интернет-ресурса, досугового мероприятия, управленческой стратегии и других.

Каким быть Погружению в предпрофиль? «В педагогических кругах существует мнение, что обучение обязательно приводит к существенному продвижению учащихся в их развитии. Это неверно. Можно путем многократных повторений и тренировочных упражнений добиться неплохих результатов в усвоении знаний и навыков, а в то же время дать очень мало для развития школьников. Для того чтобы достигнуть быстрого и интенсивного развития, необходимо создать такую систему обучения, которая специально имеет в виду эту задачу», - полагал профессор Л. В. Занков [7].

«С точки зрения воздействия на целостный организм ученика, на его психофизиологическую систему, учебный день школы - фактически один изнурительно-долгий, прерывистый урок, склеенный из различных лоскутов сложной, в основном абстрактной, информации. На наш взгляд, необходима иная структура учебного дня» - писал  М.П. Щетинин [7].

В рамках Календаря событий четыре раза в год в образовательном процессе подростковой школы проходят Погружения в предпрофиль.

Но что такое «погружение»? Как этот термин трактуют в педагогике? Как понимаем его мы, учителя подростковой школы № 4 города Муравленко?

Одним из способов реализации гуманно-личностного, компетентностного подхода называют «технологию погружения». Так М.П. Щетинин, А.Н. Тубельский понимают «погружение» как «систему обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается только один предмет»  [4,8].

А.В.Хуторской в «эвристическом (проектном) погружении» преследует цель создания ситуации, в которой ученики «продуцируют идеи, гипотезы, проекты и т.д» [5]. С.Ю. Курганов во внеурочной деятельности использует «погружение в культуру» - вживание в эпоху  [2].

Таким образом, можно выделить общие принципы методики «погружения»:

- концентрация внимания на определенной теме (предмете);

- использование различных форм деятельности;

- обобщение результатов погружения.

Что представляют собой Погружения в предпрофиль в нашей школе? Прежде всего, это насыщенное общение со сверстниками и взрослыми наставниками - настоящими мастерами своего дела.

Погружение состоит из нескольких блоков. В первой части участники формулируют собственные ожидания и цели  от участия в Погружении, строят желаемый образ, делают коллажи. В следующей части проходит практикум. И в заключительной части – рефлексия – совместный с учениками анализ дня.

Каждое Погружение имеет свою тематическую направленность в контексте направлений работы школы и предпрофильного предмета.

Например, одно из Погружений в социально-экономическом предпрофильном классе было посвящено Конвенции о правах ребенка. В начале мероприятия ребята поделились своими знаниями, а также узнали много нового и интересного из истории принятия международного документа.  Затем, работая в группах, презентовали коллажи по теме: «Мои права», выполнили практико-ориентированное задание «Карта местности», представили инсценировки, показав примеры соблюдения или нарушения прав ребенка в современном обществе, представители от каждой группы на время собрали цифровые пазлы по правам детей.  По окончании занятия ребята оформили отзывы о проведенном мероприятии.

«Для нас было проведено очень интересное и увлекательное погружение в правоведение. Больше всего мне понравилось задание, в котором мы создавали и представляли коллаж. У нас была возможность не только пополнить свои знания, но и проявить творческие способности» (Ибрагимова Лилия, 7 б класс).

 «На этом мероприятии я узнал много нового о правах ребенка в России и в мире. Для нас были подготовлены разнообразные задания, каждое из которых было интересным и неординарным. Особенно увлекательным оказалось подготовка и участие в сценке. Буду с нетерпением ждать подобных занятий». (Дунямалиев Роман, 7 б класс).

Между Погружениями работают консультации, где идет работа на опережение, подготовка учеников-консультантов, которые становятся помощниками учителя во время Погружения. На Погружениях математического предпрофиля работают насколько мастерских.

 «Когда нам сказали, что предстоит погружение в математику, то нельзя было не заметить заинтересованности нашего класса. У всех появились разные мысли, ребята начали фантазировать. Сначала все были немного взволнованы, но когда все началось, то тревожность отошла на второй план, мы увлеклись повторением полученных знаний по теме «Степень», затем провели небольшой тест. Нам объявили следующее задание «Составить кроссворд или рекламу на тему урока. Группы начали проявлять свои таланты, одни занимались рисунком на плакате, в то время как другие составляли вопросы для кроссворда. Все представили очень яркие и интересные работы» (Кондрашова Дарья 7 а класс).

 «Все было сделано на высшем уровне и доставило очень много удовольствия. Потому что можно подумать и поразмышлять, а между этим сделать интересную вещь – кроссворды или рекламу. Спасибо за проведенное для нас мероприятие!» (Ермилова Лина 7 б класс).

Кульминацией Погружений в предпрофиль будет  фестиваль достижений с награждениями и дифирамбами, который пройдет в конце учебного года.

Благодаря Погружению ученики выходят не просто на репродуктивный  уровень познания, а на уровень взаимообучения. В результате таких Погружений у педагога появляется возможность проследить индивидуальный прогресс учащихся, составить мониторинг учебных действий. На наш взгляд, такие Погружения оказывают влияние на внешнюю оценку сверстников и самооценку подростков, повышают мотивацию, формируют и развивают метапредметные навыки учащихся.

С данными выводами можно не согласиться, можно поспорить. Говорят, в споре рождается истина.  Так родилась и позиция учителя нашей подростковой школы, - думать и искать, искать и думать.

 

Список литературы

  1. Образовательная программа основного общего образования «Школа образовательных событий» приказ по ОУ № 256 от 23.05.2012
  2. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
  3. Тубельский А.Н. Школа Щетинина // Комс. правда. - 1986. - 11 янв. - С.2.
  4. Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б.Крылова, С.А.Ушакин. - М.: Инноватор, 1995. - С.75-83
  5. Хуторской А.В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против. Сб. научно-метод. статей /Под ред. А.А.Остапенко. - Краснодар: АЭСПК, 1995. - С. 57-63.
  6. Цирульников А. Идея погружения газета «Первое сентября» № 51/1999
    http://ps.1september.ru/1999/51/6-1.htm
  7. Щетинин М.П. Объять необъятное. Записки педагога. - М.: Педагогика, 1986. -176 с.
  8. Щетинин М.П. Погружение // Учит. газета. - 1987. - 20 авг. - С. 3.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт