Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Помощь Русской Православной Це...

Помощь Русской Православной Церкви обездоленным: история и современность


Ковалевская Е.А.
МАОУ СОШ №1
г. Салехард

 

Изучение и популяризация положительного опыта деятельности Русской Православной Церкви в помощи бездомным, сиротам, молодым мамам и другим незащищенным слоям населения должно сыграть важную роль в повышении интереса молодежи к проблемам благотворительности в новейшей истории России.

Русская Православная Церковь создаёт детские дома и приюты на базе приходов и монастырей, социальные станции, где дети могут пообедать, пройти медосмотр и санобработку, получить психологическую помощь. Основной задачей церковных организаций является подготовка детей к самостоятельной жизни, помощь им в обретении духовной и нравственной опоре через приобщение к церкви (вере).

Правительство Российской Федерации также оказывает поддержку Русской Православной Церкви и общественным организациям в осуществлении их благой миссии.Так, летом 2016 г. более 20 млн. руб. получили православные некоммерческие организации. Деньги были выделены на подготовку просветительского медиапроекта «50 слов о важном» Центра информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии РПЦ на цикл видео-спектаклей в виде песочной анимации на темы, связанные «с наиболее острыми духовно-нравственными вопросами». 4 млн. руб. от фонда «Покров» получил отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ на ресурсный центр для социально ориентированных НКО. Часть небольших грантов были направлены на поддержку благотворительных приютов.

Изучение традиционных аспектов, связанных благотворительностью, представляет и практический интерес. Выявление и отбор положительных традиций, в том числе благотворительных, обогащают арсенал воспитательных средств и воздействий на современное подрастающее поколение и все общество.

Слово «благотворительность» в русском языке,происходит от двух слов: «творить» и «благо». Словарь С. И. Ожегова трактует слово «благотворительность» как «оказание материальной помощи бедным из милости», и действительно, именно в этом значении мы чаще всего его понимаем. Помимо материальной большое значение имеет и моральная помощь. Ведь  искренние и добрые слова бывают очень важны, и их иногда вполне достаточно, чтобы спасти человеку жизнь или уберечь от необдуманного поступка. Такую помощь очень часто оказывает именно Церковь.

Корни русской благотворительности уходят к периоду становления Православной Церкви как основы государственности. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год. Православная Церковь с самого начала проявляла заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело «общественного призрения» находилось исключительно в руках Церкви. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально обязал духовенство заниматься помощью обездоленным, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным.

Православные монастыри решали различные социальные задачи: давали приют осиротевшим и больным, организовывали больницы, делились зерном для посева с бедными крестьянами, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.

Игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий (1036–1074) являлся основателем первой больницы на Руси. Им при монастыре был выделен специальный двор и дом, принимал туда для жительства и лечения нищих, слепых, хромых и прокаженных, выделяя для их содержания десятую часть от всего монастырского имения. Больница Феодосия располагала штатом служителей и оказывала медицинскую помощь всему окрестному населению [2].

XIV–XVII века являются временем расцвета Русской Православной Церкви. В это время особенно широко развернулась ее деятельность в сфере благотворительности. Так как в данный период Церковь находится в тесной связи с государством, великие князья принимают непосредственное участие в ее деятельности. При Иване III были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы по выделению средств церквям и монастырям на содержание бедных. При Василии III в ряде монастырей создавались больницы и богадельни. Иван IV Грозный также считал важной задачей расширение благотворительности в стране. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.

С конца XVIв.получил известность благодаря широкой благотворительности – Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. Кроме того, Церковью особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. Истинным примером христианского милосердия служит жизнь святителя Макария в годы его служения архиепископом Великого Новгорода и Пскова: в 1595 г. он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар [5].

При Петре I права Церкви были значительно уменьшены, что, однако, не помешало строительству новых больниц и домов призрения при крупных церквях и монастырях. Настоящим ударом по благотворительным заведениям Церкви стала секуляризация церковных земель, проводимая при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине. Многие церковные земли были в переданы «новому» дворянству, которое приобрело большое влияние в период дворцовых переворотов. В период правления Екатерины II происходит постепенное восстановление системы социальной поддержки бездомных и больных, однако, уже не столько за счет потерявшей былое влияние Церкви, сколько за счет государства. Однако уже с 1764 г. открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.[12].

Неоценимый вклад в дело благотворительности внес отец Иоанн Сергиев. В 1874 г. им было учреждено в Кронштадте трудовое братство святого Андрея. При нем был создан Дом трудолюбия, где бездомных не только кормили, но ввели для них профессиональное обучение и возвращали их в нормальную жизнь. Впоследствии были созданы подобные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В первые годы советской власти благотворительная деятельность в России была практически прекращена. В ноябре 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Характерной чертой советского периода истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например, массовой детской безнадзорности, вынуждало на раннем этапе становления и развития советского государства прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина, затем «Общество Красного Креста и полумесяца») [7].

Русская Православная Церковь пыталась продолжать дело благотворительности и в 20-е гг. ХХ в.Так, во время голода в Поволжье, Патриарх Тихон учредил «Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим». В 1922 г. «Всероссийская церковная комиссия для оказания помощи голодающим» была распущена властями, а собранные ею деньги были конфискованы. В 1928 г. организованная церковная благотворительность была официально запрещена (данный запрет был переподтверждён в 1961 и 1967 гг.). Советское государство активно боролось с детской беспризорностью, по всей стране были созданы детские дома, интернаты, коммуны. Помимо этого были созданы Дома престарелых, росло число больниц. Бродяжничество было объявлено преступлением, бродяг отлавливали, отправляли домой или в места заключения. Но полное прекращение христианской благотворительности не произошло. Так, Церковь  в годы Великой Отечественной войны вела сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. Ввиду запретов благотворительность Церкви была ограничена вплоть до начала 90-х гг.

С возрождением и активизацией деятельности Русской Православной Церкви на новом историческом этапе развития нашей страны с 1991 г. связано и возрождение традиций благотворительности. Строительство новых церквей, реставрация и передача многих храмов и монастырей в ведение  РПЦ  также повлияло на рост помощи обездоленным, которых также стало неизмеримо больше чем  в 50-80-е гг. ХХ в. Связано это было с сильной политической, социально-экономической нестабильностью на территории бывшего СССР. Большое число межнациональных конфликтов и локальных войн привели к росту беженцев на территории России, беспризорных, инвалидов. Из-за сложной экономической ситуации появились люди, лишившиеся квартир и домов, наркоманы и пр. Всем им Церковь протянула руку помощи в 90-е гг. и помогает до сих пор.

Так, для осуществления системного комплекса мер по преодолению кризиса семейных ценностей в обществе и церковной поддержке семьи 14 сентября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства с рабочими группами по направлениям: просвещение, популяризация семейных ценностей в обществе; поддержка многодетной семьи; противодействие абортам, помощь одиноким матерям; помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Возглавляет Совет Димитрий Смирнов, у совета есть свой сайт – http://pk-semya.ru/. Данный Совет принимает активное участие в создании кризисных центров для женщин в трудной жизненной ситуации, на сегодняшний день в стране действуют почти полсотни церковных и церковно-общественных кризисных центров. Большинство из них были созданы в последние годы: еще 5 лет назад в России работал только 1 церковно-общественный приют для женщин в трудной жизненной ситуации. В начале сентября в г. Ростов-на-Дону был открыт еще один Церковный кризисный центр для помощи беременным и женщинам с детьми в трудной жизненной ситуации. Женщинам предоставляют временный приют, помогают с восстановлением документов и пр. [11].

В качестве позитивного примера социального служения Церкви, охарактеризуем работу челябинского Центра защиты материнства и детства «Берег», основанный в 2012 г. на деньги гранта отдела по церковной благотворительности РПЦ. Его руководитель иерей Владимир Панарин с единомышленниками ежемесячно проводит акцию «Продукты – семьям», ведут сбор средств на продуктовые корзины для малообеспеченных и многодетных семей, помогают «собрать» детей в школу. Одинокие мамы получают безвозмездно вещи, средства гигиены, при необходимости поселяет их в кризисную квартиру. Но самое главное – священник отговаривает молодых женщин от абортов, в месяц таковых бывает от трех до семи. А это спасенные дети. Оказывается морально-психологическая помощь беременным, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В «кризисной» квартире Центра проживает восемь женщин, и иерей мечтает о расширении, благодаря его деятельности был открыт филиал Центра в г. Копейск, а планах создание центров в гг. Миасс и Магнитогорск.[6].

5 марта 2010 г.решением Священного Синода была создана Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и  всея Руси. В России действуют более 60 церковных центров гуманитарной помощи, в которых нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, предметы гигиены, коляски, кроватки и вещи для детей.

Русская Православная Церковь оказывает помощь беспризорным детям. Она создаёт детские дома и приюты на базе приходов и монастырей, создаёт социальные станции, где дети могут пообедать, пройти медосмотр и санобработку, получить психологическую помощь. Главная задача церковных организаций – подготовить детей к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к церкви.

Почти во всех регионах нашей страны действуют различные социальные службы, ориентированные на помощь детям и пожилым, поддерживаемые РПЦ. Так, на территории Волгоградской епархии действует Борисо-Глебское детское село семейного типа и странноприимный дом преподобного Серафима Саровского для престарелых людей. На территории Салехарской епархии действует епархиальный отдел социального служения, 5 пунктов вещевой помощи, а также благотворительная столовая и социальная гостиница [8].

Помогает церковь и тем, кто опустился «на дно». 31 марта 2009 г. был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы в целях обеспечения координации усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление алкогольной угрозы. Часто зависимые от алкоголя люди теряют квартиры и остаются в прямом смысле «на улице». Им помогает Церковь. Так, в августе 2016 г. в г. Омск была открыта и освящена первая социальная гостиница для бездомных при Серафимо-Вырицкой обители милосердия Омской области. Помещение для гостиницы, площадью 120 кв. м., было предоставлено администрацией г. Омска. Оно рассчитано на прием  14 бездомных. Первоначально помещение было в очень плохом состоянии, однако в мае 2015 года началась его реконструкция, и уже в ноябре появились первые постояльцы. За время существования гостиницы за помощью туда обратилось около 50 человек [4].

При этом любой постоялец может получить помощь у православного психолога. Средний срок пребывания в гостинице – 6 месяцев. За это время бездомным помогают социализироваться и вернуться к нормальной жизни. Жители гостиницы получают доврачебную помощь, трехразовое питание. Им помогают найти работу, консультируют по юридическим вопросам, восстанавливают все документы, выдают страховой медицинский полис.

В 2017 г. планируется открытие еще одной бесплатной гостиницы. Ожидается, что у нее увеличится вместимость, чтобы помочь еще большему числу людей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социализироваться и вернуться к нормальной жизни в обществе [4].

6 сентября 2016 г.в г. Челябинск при храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был освящен церковный приют временного пребывания бездомных. Для приюта был выделен отдельный этаж здания, построенного на территории храма в 2015 г. Руководит приютом Вера Репина. «Помощь бездомным свидетельствует о том, что ценнее человеческой жизни нет ничего на свете. Пока есть милосердные, сердца, желающие помогать этим людям, несмотря на то, что мир практически отвернулся от них, работа священнослужителей храма, сотрудников социального отдела и волонтеров будет расти и развиваться».[3]. На сегодняшний день в приюте уже проживает 7 бездомных. Наиболее здоровые из них несут послушание при храмовом комплексе. Духовную поддержку бездомным оказывает клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонах Афанасий. Помимо этого дважды в неделю при храме кормят людей без определенного места жительства. Фактически приют при храме работает уже несколько месяцев и социальным работникам удалось сделать немало: с начала 2016 г. при их помощи было трудоустроено 8 человек. Еще 70 подопечных центра получили медицинскую помощь в городской клинической больнице № 9. Кроме того, по договору с Челябинским юридическим техникумом его студенты будут проходить практику в церковном приюте, занимаясь консультированием и оформлением документов для бездомных. Всего за время работы приюта помощь получил 21 человек. В 2017 г. в Челябинской епархии планируют открыть еще один церковный приют для 30 бездомных, за счет средств гранта «Православная инициатива» [3].

Уже четыре года синодальный отдел по благотворительности и социальному служению РПЦ проводит всероссийский конкурс помощи бездомным среди волонтерских организаций. Руководитель направления помощи бездомным синодального отдела по благотворительности Илья Кусков отмечал, что данный конкурс «призван оценивать деятельность тех, кто уже реализует проекты помощи бездомным, и мотивировать молодых социальных работников развивать новые проекты в этом направлении». Благодаря инициативе патриарха Кирилла в разных епархиях были открыты новые церковные проекты помощи бездомным, в частности, гостиница для бездомных в г. Омск, мобильный пункт помощи в  г. Воронеж, пункты обогрева в Ижевске и Ростове-на-Дону [10].

Можно назвать имена наиболее известных организаторов социальных приютов. Это В. Костылева из Архангельска; А Пушкарев – руководитель организации «Воскресение» из Костромы; К. Ветренко – руководитель хабаровской церковной организации «Милосердие»; иеромонах Антонин (Напольских) – руководитель отдела социального служения Ижевской епархии, организатор нескольких проектов помощи бездомным в Удмуртии.

Не оставляет без своего внимания Русская Православная Церковь  и пострадавших от чрезвычайных ситуаций, оказывая им посильную помощь. Так  уже в 2016 г. сотрудники направления помощи в ЧС Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению побывали во Владивостоке, оказывая помощи пострадавшим от наводнения и тайфунов «Немтеун» и «Лайонрок». Они привезли гуманитарную помощь в Чугуевский район Приморского края. А на сайте Синодального отдела по благотворительности был объявлен сбор средств для пострадавших от наводнения в Приморье. Собранные средства будут направлены на покупку самого необходимого для пострадавших. Также в приходах Владивостокской епархии объявлен сбор гуманитарной помощи, идет сбор денежных средств. По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в 2 епархиальных гуманитарных центрах во Владивостоке принимаются вещи и продукты для пострадавших [9].

На современном этапе появляются новые виды и формы поддержки и помощи обездоленным,  в тоже время возрождаются и старые традиции. В частности, в  XXI в. возродился праздник милосердия и благотворительности «Белый цветок», который проводился в России с 1911 г., под покровительством Николая II. В этот день в крупнейших российских городах собирались средства для помощи нуждающимся. Любой желающий мог приобрести небольшие букеты белых цветов, внося свою лепту в дело помощи немощным и больным людям.После 1917 г. он не проводился и был возрожден в 2005 г. в г. Ялта, а с 2011 г. при поддержке Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Фонда святителя Василия Великого, Общественной палаты РФ, этипраздники стали проводится во многих крупных городах России [1].

Особого внимания заслуживает активная деятельность синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, учрежденного Синодом в 1991 г., который координирует и оказывает содействие в работе церковных социальных начинаний во всех епархиях, разрабатывает и внедряет эффективные методики помощи нуждающимся, организует обмен опытом и обучение церковных социальных работников. У отдела есть свой сайт – http://www.diaconia.ru, на котором можно многое узнать о его деятельности, принять участие в конкретных программах, его информативная часть практически ориентирована и может сориентировать как нуждающихся, так и тех, кто хочет и может помочь обездоленным вместе Русской Православной Церковью.

Своими благими деяниями Русская Православная Церковь показывает  пример и воспитывает подрастающую молодежь в духе милосердия и гуманизма.

Список литературы.

1. Багинская К., Вовк А.В Севастополе  прошел праздник «Белого цветка». [Электронный документ]. – Режим доступа:http://sevastopol. bezformata.ru/listnews/proshel-prazdnik-belogo-tcvetka/4890335 7/

2. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк. [Текст] М.: Наука,1993. – 187 с.

3. В Челябинске освящен новый церковный приют для бездомных. [Электронный документ]. – Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text /4606367.html

4. Лебедева А. В Омске появилась первая гостиница для бездомных // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://top55.info/news/newsid/ 69868

5. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/ sv-2.htm

6. Мукарова А. Интервью:  «За полгода мы спасли 26 жизней» // [Электронный документ]. – Режим доступа: http://rusplt.ru/society/pomosch-materiyam-odinochkam-28012.html

7. Рузанова Н.П. Частная благотворительность и меценатство как один из видов социального служения// Молодой ученый. 2015. №15. С. 509-514.

8. Салехардская епархия. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1500005.html

9. Сотрудники Синодального отдела по благотворительности вылетели в Приморский край для оказания помощи пострадавшим от наводнения. [Электронный документ]. – Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text /4605253.html

10. Тендер на добро открыт: РПЦ будет выбирать проекты помощи обездоленным// [Электронный документ].– Режим доступа:http://www.novorosinform.org/news/58132

11. Церковный кризисный центр для матерей и детей открыли в Ростове-на-Дону. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.miloserdie.ru /news/tserkovnyj-krizisnyj-tsentr-dlya-materej-i-detej-otkryli-v-rostove-na-donu 

12. Ющенкова М. Церковь и благотворительность в России // Переправа. Электронный журнал. Режим доступа: http://pereprava.org/jurnal-pereprava-article/2001-cerkov-i-blagotvoritelnost-v-rossii.html


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт