Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Понятийные и хронологические с...

Понятийные и хронологические связи между предметами социально-гуманитарного цикла (история и обществознание)


Михайличенко М. Ю.,

заместитель директора, учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

г. Ноябрьск

Одним из факторов совершенствования историко-обществоведческого образования является приведение содержания учебных предметов в единую систему, выявление в содержании курсов истории и обществознания совокупности идей и понятий, обеспечивающих межпредметную координацию этих дисциплин и использование этой координации для повышения научности и доступности обучения, усиления познавательной деятельности учащихся, а в конечном счете, для улучшения качества знаний, экономии учебного времени.

Современная наука выделяет два типа связей между учебными предметами:

- понятийную, предполагающую одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических (научных) положений;

- хронологическую (временну́ю), предполагающую согласование во времени прохождения программ по смежным предметам.

Сравнительный анализ элементов содержания программных курсов истории и обществознания с 5 по 11 класс позволил скоординировать материал на основе трех видов временны́хсвязей.

Предшествующие связи

Это связи, которые при изучении обществознания опираются на знания, полученные при изучении истории (история дает средства и приемы общего и точного выражения зависимости между духовным и материальным миром общества, человека). Курс истории создает знаниевую базу для осознанного освоения обществознания.

В курсе истории в 5-7 классах при изучении тем «Возникновение государства», «Религиозные верования», «Развитие земледелия, ремесла, торговли», «Афинская демократия», «Политическая раздробленность», «Феодальные повинности», «Культурное наследие (Древнего Востока, Античности, Средневековья)», «Древнерусские города», «Складывание крупной земельной собственности (в Древнерусском государстве)», «Русская правда», «Судебник (1497г., 1550г.)», «Соборное Уложение 1649г.», «Сословно-представительная монархия», «Первые буржуазные революции» необходимо уделить внимание формированию таких понятий как «государство», «демократия», «культура», «собственность», «хозяйство», «закон», которые являются одними из основных при изучении обществознания и права.

Учителю обществознания необходимо глубоко знать содержание школьного курса истории, принятую в нем терминологию и трактовку материала для того, чтобы обеспечить на уроках обоих предметов общий обществоведческий понятийный аппарат. Очень важно добиться единого понимания обучающимися встречающихся терминов. Следует учитывать, что, владея понятиями, школьники еще недостаточно подготовлены к глубокому анализу и решению познавательных и практических задач, отражающих ситуации в различных сферах жизни общества.

Сопутствующие связи

Это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются и по истории, и по обществознанию. Это такие вопросы, как «Экономика (экономическое развитие)», «Признаки государства», «Религия», «Государственное устройство», «Политический режим», «Политика», «Социальный конфликт», «Эволюция и революция», «Глобализация», «Гражданское общество» и др. Кроме того, при изучении обществознания развиваются умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать источник исторической информации. При изучении обществознания также происходит закрепление знаний по курсу истории.

Таким образом, необходимо изучить программы смежных предметов и использовать только одинаковые трактовки научных понятий на основе общих научных и методических положений.

На уровне среднего общего образования роль координации межпредметных связей усиливается. Знания, полученные на уроках обществознания, могут быть использованы на уроках истории следующим образом:

- материал по типам мировоззрения можно применить при изучении мифологической картины мира и формировании научной формы мышления в античном обществе;

- знания о традиционном (аграрное) обществе можно использовать при изучении динамики развития европейской средневековой цивилизации;

- знания о понятиях «цивилизация» и «формация» можно применить при изучении становления и развития античной цивилизации.

Перспективные связи

Изучение материала по истории иногда опережает изучение необходимых тем по обществознанию, т.е. при обучении обществознанию не всегда своевременно формулируются понятия, необходимые для курса истории. История «снабжает» обществознание богатым учебным материалом, анализ которого требует разностороннего применения. Фактический материал курса истории должен служить одним из рычагов формирования осмысленных обществоведческих знаний. Его использование содействует развитию навыков в применении обществоведческого аппарата, помогает формировать у учеников представление о роли обществознания (как учебного предмета) в изучении окружающего мира, помогает видеть неразрывную связь и различия между материальным и духовным миром, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.

Процесс установления межпредметной координации заключается не только в том, что в рамках изучения одного учебного предмета используется информация из других школьных курсов. Речь идет о более глубокой связи между учебными предметами, формирующими у обучающихся общие, синтезированные понятия, умения и навыки. В преподавании истории и обществознания следует выделить исключительную важность и значимость активных методов и приемов обучения (работа с документами, разрешение сложных и дискуссионных проблем с помощью дебатов, дискуссий, «мозговой штурм», деловые игры и моделирование, тренинги), а также единые, понятные и открытые для обучающихся, критерии оценивания.

 

Список литературы

  1. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

  2. Иоффе А. Современный урок по общественным дисциплинам: планирование и принципы // Общественные науки. – №1. – 2012. – С. 22-23.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт