Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья как основа духовно-нравс...

Семья как основа духовно-нравственного воспитания молодёжи


Фамилия, имя, отчество   Попова Ольга Вадимовна

Название места работы МАДОУ "Волшебница"

Наименование муниципального образования город Лабытнанги

Наименование населенного пункта г. Лабытнанги.

 

 

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

 

 

«Молодежь: свобода и ответственность» - тема, которая часто заставляет задумываться, размышлять, отталкиваясь от своего личного опыта (а мне 55 лет) и сталкиваясь с реальными событиями современного мира.  Попробую свои мысли разложить по порядку.

   Молодежь. Кто это?  Опираясь на толковый словарь В.И. Даля, можно сказать, что это группа людей, очерченная возрастными рамками.  Детство, когда опекают со всех сторон (детский сад, школа, семья) уже закончилось. «Дети» выходят на новый - взрослый этап жизни, только опыта поведения и знаний при встрече с непредвиденными ситуациями, еще не хватает, чтобы сказать: «НЕТ» легким путям, которые ведут в никуда, и найти силу воли, мужество преодолеть трудности и достойно шагать в ногу со временем. [1.]Не зря говорится в народе «Молодо - зелено».

Молодость прекрасная пора человеческой жизни, время амбициозных мечтаний, активного поиска жизненного пути, стремления действовать, удивлять мир идеями и достижениями. Постигать новые грани нашего мира и узнавать его. В наши дни молодежь имеет намного больше возможностей удивлять мир, искать новые цели и покорять его, чем молодежь двадцать –тридцать лет назад. Дело совсем не в том, что пару десятков лет что-то было не так с молодыми людьми, а в том, что в их жизни не было столько способов познания мира. Начнем с того, что подростки не слушаются своих родителей, потому что они абсолютно уверены, что всегда правы, и, следовательно, не нуждаются ни в чьей помощи.  Они испытывают желание выглядеть независимыми, но, на самом деле, они, конечно, не могут ни самостоятельно жить, ни справляться со всеми возникающими трудностями сами. Молодёжь считают, что они лучше других людей.  Они не хотят понять, что «как аукнется, так и откликнется». [2.]

Как не оступиться?  Как добиться успеха? Все это предстоит узнать новоиспеченной молодежи, а вот как это они будут делать, с помощью проб и ошибок или опираясь на жизненный опыт успешных счастливых людей -  это их выбор. В этом и заключается свобода, свобода выбора, прожить свою жизнь, не обвиняя потом родителей и весь белый свет в том, что не дали им такой возможности.  Конечно, родители не остаются в стороне, не смотрят на своих повзрослевших детей отрешенным взглядом, но пытаться что-то изменить сейчас уже порой становиться поздно. С чего начать? Чем руководствоваться?  Какие черты характера нужно воспитывать у детей для успешной, счастливой жизни?

С первых шагов малыша, я считаю, надо воспитывать ответственность за поступки, которые он делает, за работу, которую выполняет, за свои сказанные слова. Именно ответственность не даст соврать, навредить. Ребенок не рождается ответственным. Это постоянный труд родителей, где, несомненно, учитывается и голос самого ребенка, его потребности, желания, и возможности. И, возвращаясь опять к выше сказанному, это свобода выбора, а значит, ребенок с детства чувствует себя свободным и счастливым в комфортной ему обстановке, созданный совместными усилиями его и его родителей, где честность пробуждает совесть, силу воли в достижении задуманной цели.

И опять вопрос – что первично, яйцо или курица?

Конечно, если логично рассуждать, легче обучить маленького ребенка, то есть начать с чистого листа. Но если, родители этого ребенка воспитывались в другой среде, где не было взаимоуважения и доверия, или просто не уделялось внимание на воспитание того самого чувства ответственности?

Именно здесь и заключается огромная задача педагогов найти подход к каждому ребенку, услышать и понять его, а потом научить ответственному отношению к своим словам, поступкам, делам. Но на этом не заканчивается работа. Ведь ребенок больше времени находится в своей семье и,поэтому, важна работа с родителями, а зачастую это и есть молодежь.

Можно часто слышать «Вот в наше время мы…»   Соглашусь с одним – жизнь не стоит на месте и меняясь с огромной скоростью, она изменяет видение о добре и зле, о преданности,справедливости, о правах и обязанностях, о всем том, что называется духовно - нравственном воспитанием. Я работаю воспитателем.  Глядя на молодых родителей нашей группыхочу сказать, что не все так плохо в сегодняшнем дне. Много заинтересованных родителей водят детей на уроки дополнительного образования, спортивные секции, посещают культурно-массовые мероприятия, спортивные досуги, то есть не остаются равнодушными к судьбе своих детей, стараясь уже сейчас заложить в основу будущей жизни положительный опыт семейных традиций, которые укрепляют семью, прививая интерес детей к здоровому образу жизни, придерживаясь духовно - нравственного воспитания.  Дети же, подражая родителям учатся дорожить семьей, почитая своих родителей. Именно в такой семье, где царит взаимоуважение, доверие и любовь, где идет разговор по душам, где чтут традиции своей семьи и всего русского народа, рождается нравственность, которая помогает не свернуть с верного пути, преодолевая сложности жизни. Чем больше таких семей, тем выше сознательность подрастающего поколения, и крепче вера в то, что традиции духовной жизни, передаваемые из поколения в поколение живы, почитаются молодежью и ведут к неизбежной победе добра над злом.[3.]

Именно поэтому образование и семья, обращенные к православным наследиям, смогут воспитать подрастающее поколение, стремящееся к созданию православной семьи, как маленького ковчега, где живет любовь, где оберегают детей от бед, и готовят к будущей счастливой семейной жизни.

 

Семья хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
В твоей семье тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.

 

 

Список литературы

 

1. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы. - Спб.,1999

2. Гидденс Э. Ускользающий мир. -М.-2004. 

3. Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и современное общество || учебное пособие. - Н.,1999. - Ч.3- С.62-73.

4.Сайт: http://otmetim.info/stixi-pro-semyu/



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт