Одним из направлений Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного Правительством РФ 7 сентября 2010 года, является совершенствование учительского корпуса через повышение квалификации педагогических работников.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе очевидна для всех. От учителя зависит, насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:
Построение отвечающей современным требованиям целостной системы непрерывного повышения квалификации педагогов требует качественной перестройки содержания учебного процесса, его форм и методов. В системе повышения квалификации важно не только формирование новых и углубление имеющихся знаний об управлении учебно-воспитательным процессом, но и знания о самом себе, умения оптимально строить общение с коллегами.
Повышение квалификации учителей математики обеспечивает систему условий эффективного развития профессиональной компетентности педагога: целостное развитие личности педагога; личное участие педагога в проектировании собственной траектории профессионального развития; социально-психологическая защита педагога в целях сохранения здоровья; создание положительной психологической атмосферы; непрерывность и вариативность образовательных программ; наличие в образовательной программе коллективной, индивидуальной и творческой деятельности; право педагога выбирать учебный вариант. Все это позволит обеспечить динамику роста профессиональной компетентности педагога.
Наряду со всеми положительными изменениями есть проблемы и затруднения, попытаемся их выявить, сформулировать и высказать предложения по их разрешению.
Во-первых, нужно различать: «внутренние» проблемы неформального повышения квалификации и «внешние». В частности, взаимодействие неформального и формального способов повышения квалификации.
Другое дело, когда учитель приехал на обязательные курсы повышения квалификации в ИПК (вернее в учреждения повышения квалификации, но будем далее везде говорить об институтах повышения квалификации). Ему не нравится то, что и как читают, но приходится терпеть, сидеть в аудитории от начала до конца.
Итог – неприятные воспоминания, отрицательная оценка деятельности ИПК. Так что на самом деле оценочная математика здесь хитрая и не всегда правильная, в большей степени не везет ИПК.
Актуальными становятся проблемы, связанные с повышением квалификации учителя. Традиционно институты определяли вектор процесса повышения квалификации учителя. Сейчас необходимо, чтобы запрос шел от самого учителя, но не все педагоги к этому готовы.
Надо стремиться к тому, чтобы совместить, увязать в единый комплекс формальные и неформальные формы повышения квалификации.
Во-вторых, учитель, приходящий в институт или осуществляющий с ним связь, уже равноправный партнер. Деятельностный подход можно реализовать при разработке индивидуального проекта учителя, предоставляя для этого информационные и методологические ресурсы института, организуя тьюторское сопровождение. Но не каждый учитель может видеть проблемы в образовательном процессе, тем более осуществлять рефлексию по поводу своей профессиональной деятельности.
В-третьих, анализ современной ситуации в образовании и в системе повышения квалификации есть попытка разобраться, что же важно для современного учителя в его профессиональном росте. Такой анализ дает возможность увидеть ряд проблем и возможностей повышения квалификации учителя. Встречные усилия учителя и педагогов института повышения квалификации, выстроенные как совместная деятельность по повышению компетентности учителя, прежде всего методологической, есть возможность профессионального роста учителя и развития института повышения квалификации.
Практические решения этой проблемы:
Поэтому в системе повышения квалификации педагогов необходима специальная диагностическая служба, которая могла бы осуществлять анализ качества учебного процесса на высоком методологическом уровне.
В качестве диагностических критериев можно выделить следующие: оценка слушателями всех факторов процесса повышения квалификации; изменения в социально-профессиональных ориентациях слушателей; удовлетворенность обучением; доступность изложения материала; содержательность информации; приобретение новых практических знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности; помощь курсов в выявлении и снятии затруднений в профессиональной деятельности; информационно-познавательный эффект курсов (оценка слушателями содержания курсов).
4. При проведении курсовых мероприятий необходимо учитывать два подхода к анализу профессиональных потребностей и интересов слушателей. Во-первых, предварительное фронтальное изучение их на уровне образовательного учреждения, в ходе курсовой подготовки. На основе этого формируется базисная модель информационного поля по соответствующим разделам профессиональной подготовки педагога: общетеоретические знания, знания в области методики, психолого-педагогические знания и др. Во-вторых, экспресс-диагностика профессиональных затруднений педагога, которые он испытывает в повседневной практической деятельности с учетом тематики курсов. Исходя из этого, формируется информационное поле запросов слушателей курсов, уточняется уровень их профессиональных затруднений.
5. Возможность и потребность качественного обновления повышения профессиональной компетентности учителей математики, обновления его содержания и форм:
Предложения:
В нашей школе в рамках реализации проекта «Пилотная площадка по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ведется целенаправленная систематическая работа по повышению квалификации педагогов, которая включает в себя несколько направлений деятельности:
1) проведение методических семинаров и практикумов для учителей
2) участие в научно-практических конференциях учителей
Здесь учителя делятся своим опытом использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий, форм и методов преподавания; а также участвуют в обсуждении актуальных проблем системы образования.
3) педсовет как одна из форм работы учителя над повышением профессионального мастерства.
В течение года проходит 5 педагогических советов:
4) повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу методических объединений (школы и города)
На этих встречах педагоги обмениваются новинками в области их предметной (профессиональной) компетенции, обсуждают и ищут пути продвижения каждого педагога и школы. Заседания МО проходят 1 раз в месяц.
5) повышение квалификации учителя в ходе работы над темой по самообразованию.
Выбор темы по самообразованию часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования. Все темы, выбранные педагогами, соответствуют школьной методической теме, обсуждаются и утверждаются на заседании МО. Составляется план работы над темой по самообразованию, в рамках реализации концепции математического образования ЯНАО, индивидуальный план работы в рамках реализации ФГОС, выбирается форма отчетности над работой по теме, в конце года демонстрируются результаты работы над темой, проводится анализ работы.
6) создание портфолио каждого педагога
Чтобы увидеть динамику профессионального развития педагога, составить объективные суждения о его профессиональной деятельности, создается портфолио учителя, которое представляет совокупность индивидуальных достижений педагога и имеет следующую структуру:
Регулярное и системное заполнение портфолио (каждую четверть) помогает учителю систематизировать и анализировать свою работу. Является хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления.
7) поддержка молодых учителей
Организации работы с молодыми специалистами, наставничество.
Цель: обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности и новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс образовательного учреждения.
На региональном уровне: Очный открытый конкурс на получение гранта Губернатора ЯНАО.
8) курсы повышения квалификации учителей
При большой загруженности учителя в настоящее время очень актуальными становятся дистанционные курсы повышения квалификации – учиться, не выходя из дома.
9) сетевое взаимодействие учителей в Интернете
Эффективны возможности сети Интернет для формирования у педагогов их профессиональных компетенций: участие в виртуальных круглых столах, обсуждение размещённых материалов на сайте Сети творческих учителей, представление результатов своей работы в материалах всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” и т.д.
10) Диссеминация педагогического опыта через публикации педагогов в научных, методических сборниках и изданиях.
11) Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях учителей
Реализация компетентностного подхода в системе повышения профессионального мастерства учителя является неотъемлемой частью модернизации образования, т.к. основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенций, которые усвоили их педагоги. Очевидно, для успешного применения компетентностного подхода в системе общего образования этот подход должен быть прежде всего реализован в системе повышения квалификации педагогов – специалистов учреждений общего среднего образования.
На федеральном уровне планируется ввести систему сертификатов на переподготовку для учителей, чтобы сами учителя могли выбирать, где им повышать квалификацию - в институте повышения квалификации, ведущих университетах, в научных центрах страны или на базе передовых школ (на региональном уровне для молодых специалистов).