Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Практическая реализация потреб...

Практическая реализация потребностей духовно-нравственного развития в семьях, находящихся на социальном обслуживании


Ливацкая Ирина Сергеевна,

ГКУ ЯНАО «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Доверие»,

г. Салехард

 

Семья является одним из древних социальных институтов [3], которая возникла гораздо раньше религии, государства, образования, армии, рынка. И сейчас мы переживаем период истории, который характеризуется кризисом семьи как института социализации личности. Произошла деформация воспитательных и нравственно-духовных норм, взаимоотношений в семье, в школе и в государстве. У молодежи, потенциально будущих родителей, утрачены духовно-нравственные ориентиры, которые позволяют делать выбор между добром и злом; нравственные ценности и идеалы утрачены почти полностью; представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии, принятые в христианском обществе, искажены. Следовательно, проблемы духовно-нравственного развития в семьях требуют повышенного внимания. Особенно это касается семей, находящихся на социальном обслуживании.

Следует отметить, что на современном этапе социальная работа претерпевает некоторые идеологические изменения: она поворачивается лицом к семье, которая может являться как источником различных трудных жизненных ситуаций, так и, напротив, ресурсом для их преодоления. В корректировке духовно-нравственного влияния на ребенка нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных, внешне благополучных семей. И социальным службам нужно замечать и выявлять самые разные варианты намечающегося неблагополучия.

«Первичным лоном человеческой культуры» называл семью И. А. Ильин, так как в семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовно-нравственной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок учится любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; в душе ребенка открываются главные источники его будущего счастья и несчастья. Наиболее значимыми задачами семейного воспитания в контексте нравственно-духовного становления личности ребенка являются сохранение здоровья, забота о самореализации, помощь в комфортной социализации ребенка, формирование опыта эмоционально-нравственных отношений, трудовое воспитание, помощь в выборе профессии, обеспечение социальной компетенции ребенка, половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни. Все эти задачи должны решаться, опираясь на духовно-нравственную основу, которая должна быть фундаментом для построения жизненного пути ребенка.

На базе государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» (далее – Учреждение) находятся на социальном обслуживании и проходят реабилитацию семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. Для улучшения качества и совершенствования форм и методов работы специалистами отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Учреждения проводится комплексная работа по развитию духовно-нравственного потенциала семей.

Семья является важнейшим социообразующим элементом [1]. Она всегда входила в ранг особых, жизненно-важных ценностей, была основой бытия нашего общества. Будучи ценностью, семья в тоже время является хранилищем нравственных устоев, традиций, обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека [1]. В окружающем нас мире нет более действенной силы, чем религиозная. Поэтому наше Учреждение тесно взаимодействует с религиозными организациями в приоритетном направлении духовно-нравственного воспитания детей. Проводятся различные праздники, семейные гостиные, встречи со священнослужителями, беседы, уроки нравственности и доброты, благотворительные акции, экскурсии в Храм святых апостолов Петра и Павла.Экскурсия в Храм святых апостолов Петра и Павла

Целью нормальной в духовном отношении семьи всегда является рождение и воспитание детей [4]. Только в семье ребенок проходит школу послушания и заботы. C:UsersЧимитаDesktopIMG_1920.JPG

В наши дни в российском обществе идет активный поиск своей национально-культурной идентичности и вопроса о ее корнях. Русский народ всегда имел ценности и духовные ориентиры, основанные на православной вере его предков. Русскую культуру невозможно рассматривать в отрыве от Православия, его ценностей и особенностей [4]. Поэтому так важно для нас помочь семьям сохранить традиции своего народа, верования, святыни и бытового уклада.

    С целью оказания помощи семье в выборе правильных методов воспитания, укрепления детско-родительских отношений, повышения психологической и педагогической культуры родителей в Учреждении проводились семейные гостиные и родительские лектории на темы «Семейные традиции», «Семейные праздники без алкоголя», «День семьи», «Воспитание любовью», «Венец всех ценностей – семья», «Поделись счастьем!» и другие с привлечением руководителя по делам молодежи при Салехардской Епархии. Такие встречи за чашкой чая носят доброжелательный характер, способствуют гармоничному развитию ребенка, помогают увидеть в родителях не строгих воспитателей, а друзей, с которыми интересно проводить время. На таких мероприятиях родители и дети делятся традициями и секретами единения семьи. Ведь семейные традиции – это уважение к наследию предков по отцовской и материнской линии, сформировавшейся в определенной культурно-исторической, территориальной, природной среде [2], передача духовного и социального наследия, передающегося из поколения в поколение и бережно сохраняющееся в семьях, это сохранение любви к своему народу, родной природе и Земле.Admin-pcтранзитфото для отчета 2017гНеделя добра 201620160416_140148.jpg

Судьба несовершеннолетних, оказавшихся в Учреждении, неодинакова. Но главная задача работы наших специалистов – помочь несовершеннолетним и их семьям мобилизовать внутренние силы, справиться с кризисной ситуацией, почувствовать уверенность в себе и в завтрашнем дне, вернуть радость, оптимизм и доверие к окружающим.C:UsersЧимитаDesktopIMG_1803.JPG

Развивая толерантное поведение и формируя навык совместного проведения досуга, в преддверии празднования Дня Матери на базе музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского специалисты Учреждения и семьи с детьми приняли участие в мероприятии «Мамочкина книга», организованном департаментом социальной защиты населения ЯНАО. В МАУК «ЦКиС «Геолог» воспитанники нашего Центра пришли поддержать конкурсантов и выступили в номинации «Вокал» на фестивале творчества для лиц с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».C:UsersЧимитаDesktopсоц.работамамина книга фото 2016IMG_2315.JPG

Организация интересных познавательных этнографических экскурсий в Обдорский острог дает возможность подросткам узнать о прошлом нашей суровой Земли, традиционных видах деятельности и промыслах коренных жителей, местных повериях и обрядах; познать нравственную культуру Православия, лежащую в основе бытового уклада жизни наших предков. Ее понимание поможет детям, воспитываемым в православных семьях, определить свое место в мире и обществе. Ведь христианское вероучение всегда призывало и призывает нас хранить и оберегать святость семьи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные службы в практической реализации духовно-нравственного развития в семьях ставят перед собой много задач, которые могут помочь сохранить семьи, их нравственное и духовное здоровье, помочь им в построении семейных отношений, в воспитании детей. Эффективное взаимодействие семьи с социальными службами дает возможность повысить ее воспитательный, духовно-нравственный потенциал, узнать новые методы и формы взаимодействия в семье, стать компетентным родителем в вопросах воспитания и взросления ребенка, сохранить комфортный микроклимат в семье для всех её членов от мала до велика, научившись жить по христианским традициям.

 

Список литературы

  1. Звонарев С. Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/print/1202994.html

  2. Русская народная линия / Проблемы семьи и брака [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2013/05/17/kult_semi_nacionalnaya_ideya_belarusi/.

  3. Семья как социальный институт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/5UQh1iFqtjw/4.html

  4. Электронный журнал «Образование Ямала». – 2014. – № 6. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-semya/.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт