Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ...

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ И СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВЗЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ КАНДИДАТОВ

В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ И СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,

ВЗЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Сумина Майя Викторовна,

начальник отдела опеки и попечительства

Управления образования

Администрации города Муравленко

 

В городе Муравленко в последние годы активно идёт процесс формирования и реализации семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов, в первую очередь – дети, находящие под особой защитой государства, это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

В городе Муравленко организована и проводится системная комплексная работа, которая позволяет обеспечить устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на семейные формы устройства. На уровне муниципального образования в работе специалистов органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью, можно выделить несколько последовательных этапов:

1. Информирование населения о возможности принятия ребёнка в семью. Систематически организовано ознакомление жителей с информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве.  Данная информация размещается в СМИ города (ТВ, газета «Наш город», радио), на светодиодных экранах города. Информация о порядке усыновления, установления опеки (попечительства) (перечень документов) размещены на информационном стенде в Управлении образования, на сайте Администрации города, Управления образования (страница «Опека и попечительство»).

2. Системная предварительная работа с гражданами, обратившимися в орган опеки и попечительства по вышеуказанным вопросам: разъяснение требований законодательства РФ к будущим замещающим родителям, их правам и обязанностям, юридическим последствиям усыновления, опеки (попечительства), создания приёмной семьи и их отмены, порядок оформления документов и др. Специалисты отдела опеки и попечительства проводят работу по розыску родственников детей, оставшихся без попечения родителей (телефонная связь, письменные извещения, сообщения соседей, социальные сети Интернет, знакомых и др.). Родственники разыскиваются через паспортно-визовые службы, органы опеки и попечительства других территорий, администрации муниципальных образований.

3. Организация работы по подбору семьи для ребёнка: подбор семьи и ребёнка, выдача направления на его посещение в детском учреждении (родильном доме) или оказание помощи в подборе ребёнка через региональный или федеральный банки данных.

4. Оформление правоустанавливающих документов. Специалист отдела опеки и попечительства подготавливает необходимые детские документы и заключение об обоснованности усыновления (опеки) и о его соответствии интересам усыновляемого (опекаемого) ребёнка.

5. Подготовка к введению ребёнка в замещающую семью, подготовка семьи и ребёнка к процедуре приема, функционирование семьи в качестве замещающей, «вход» ребенка в семью. Этот процесс условно можно разделить на три этапа:

1) на 1-м этапе – подбор «достаточно ресурсной» семьи для ребенка;

2) на 2-м – подготовка их к совместной жизни, помощь в создании психологического пространства для приемного, подопечного ребёнка в семье;

3) на 3-м –интеграция приёмного, подопечного ребёнка в семью.

В городе Муравленко организовано межведомственное взаимодействие учреждений системы профилактики. Специалисты учреждений системы профилактики города используют различные формы работы по сопровождению замещающих семей: консультации, коучинг, тьюторское сопровождение, тренинги и т. д. Для проведения индивидуальной работы специалистами составляется план индивидуальной профилактической работы и социально-психологического сопровождения замещающей семьи.

С целью оказания поддержки и помощи замещающим семьям в воспитании детей разработаны и изданы брошюры и сборники с материалами по опеке и усыновлению («Опека (попечительство)», «Усыновление», сборник «Школа приёмных родителей»), которые выдаются всем опекунам (попечителям), усыновителям, приёмным родителям.

Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Муравленко является семейная форма, это создаёт максимальное приближение условий для воспитания детей в обычной (кровной) семье.

Ежегодно проводится комплекс мероприятий по данной проблематике (городской конкурс рисунков и плакатов среди детей и родителей «Каждому ребенку – теплый дом», оформление тематических стендов в образовательных организациях, цикл радио- и телевизионных передач, круглых столов, встреч с представителями общественных организаций города и др.).

Данные меры позволили обеспечить 100 % устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на семейные формы устройства.

В образовательных организациях работа по социально-психологическому сопровождению опекаемых детей ведётся согласно утвержденным комплексным планам работы с опекаемыми, в которых прописаны мероприятия, ответственные лица, а также ожидаемый результат работы, чёткие рекомендации опекуну (попечителю), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опекаемых.

В городе Муравленко организована работа государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания население в муниципальном образовании город Муравленко», направленная на сопровождение замещающих семей в части оказания психолого-педагогической, юридической и иной помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на профилактику и предупреждение возвратов детей.

Основной целью деятельности службы сопровождения замещающих семей является предотвращение отказов от детей в замещающих семьях.

Основные задачи службы сопровождения замещающих семей:

  • своевременно выявлять причины трудных и проблемных ситуаций в замещающей семье и способствовать их осознанию членами замещающей семьи;
  • актуализировать ресурсы семьи, её окружения и вырабатывать стратегию поведения членов семьи при возникновении проблемных ситуаций;
  • оказывать социально-психологическую помощь и поддержку членам замещающей семьи в условиях индивидуального стресса;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность замещающих родителей.

Основными формами и видами деятельности по сопровождению замещающих семей в ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО город Муравленко» являются консультирование (индивидуальное и групповое замещающих родителей, приемных детей); диагностическая работа (детей; замещающих родителей; наблюдение, беседы с детьми из замещающих семьей, беседы с учителями (классными руководителями); выезд в замещающую семью); коррекционно-развивающая работа (групповые тренинговые и индивидуальные занятия с замещающими семьями; детско-родительские тренинги; групповые и индивидуальные занятия с детьми); психолого-педагогическое просвещение и профилактика (семинары-практикумы, семинары-тренинги для замещающих семей); организация и проведение информационной кампании (размещение информации на официальном сайте Управления образования Администрации города Муравленко, разработка и оформление информационных буклетов; статьи в городской газете «Наш Город»).

На каждом из этапов становления замещающей семьи выделяются уровни оказания ей помощи в соответствии с имеющимися ведущими потребностями. На каждом уровне определяются задачи сопровождения, подбираются конкретные технологии, формы организации и объём помощи.

В настоящее время неустроенных детей, оставшихся без попечения родителей, на учёте в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации города Муравленко нет. Фактов возвратов детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи в городе Муравленко, не было.

Психолого-педагогические проблемы приемных родителей в адаптационный период:

  • дефицит знаний о психологических особенностях детей-сирот;
  • безрезультатные попытки родителей опереться на свой положительный жизненный опыт в воспитании собственных детей;
  • преобладание авторитарного стиля воспитания приемного ребёнка и стремление к абстрактному идеалу;
  • завышенные требования к ребенку;
  • выбор неправильного стиля воспитания, направленного на исправление врожденных недостатков ребёнка;
  • преуменьшение достоинств ребёнка.

 

Список использованных источников

1. Нормативно-правовое обеспечение:

1.1. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;

1.2. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (утвержденных распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р);

1.3. Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

2. Информационные ресурсы:

2.1.http://publekc.ru/psihologiya-otnoshenij-zameshayushaya-semeya-i-priemnij-rebeno/index2.html.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт