Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

Вахрушева Елена Анатольевна,

заведующий МАДОУ

Детский сад № 6 «Журавушка»,

г. Салехард

 

Рабочей группой муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Национального проекта «Образование» разработан муниципальный паспорт проекта и план мероприятий по его реализации, определены количественные показатели по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в каждом МДОО города до 2024 года по мере их открытия по графику.

В настоящее время в плановом режиме проводятся консультации в двух действующих консультационных пунктах города Салехарда: МАДОУ Детский сад № 6 «Журавушка», МБДОУ Детский сад № 17 «Золотая рыбка».

В сентябре 2019 года планируется открытие консультационного пункта в МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик».

В рамках заявленной темы хотим представить опыт работы МАДОУ Детский сад № 6 «Журавушка» по предоставлению услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста.

Проблема обеспеченности местами в детских садах города Салехарда является наиболее острой в округе. Если в целом по Ямалу прослеживается тенденция снижения очередности, то в Салехарде продолжается её рост из-за устойчивого роста численности населения, который объясняется улучшением демографической ситуации за счёт естественного прироста населения г. Салехарда и миграции из других районов России и ближнего зарубежья.

Несмотря на постепенное увеличение количества мест в детских садах города Салехарда и сокращения очерёдности на получение места в детском саду, проблема охвата детей дошкольным образованием в возрасте от 2 месяцев до 3 лет остаётся актуальной. В списке очередности в городе по состоянию на 01.08.2019 состоят 1 751 детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, из них 1 047 детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в 2018 году в группах полного дня МДОО составляет 19 %.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, является основной задачей работы консультативного пункта нашего детского сада.

В настоящее время различного рода помощь детям, не посещающим детские сады, оказывается в группах кратковременного пребывания в детском саду. Однако родители (законные представители) детей, зачастую оказываются вне информационного поля, не зная куда обратиться для решения проблем, возникающих при воспитании и обучении детей.

Для решения проблемы низкого уровня компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей в детском саду созданы условия для удовлетворения потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье, граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с семьёй строиться таким образом, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и объектами сопровождения – с другой.

Анализ обращений родителей к специалистам детского сада показал, что особо нуждаются в психолого-педагогической помощи следующие категории граждан:

  • родители детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады;
  • граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
  • родители детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь раннего возраста;
  • родители, нуждающиеся в помощи при воспитании детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации.

Практика общения с родителями и педагогами консультативного пункта позволила выявить изменения, произошедшие в современной семье:

  • мобильность современных родителей;
  • рост образования родителей;
  • увеличение количества опекунских семей, билингвальных семей.

Мы проанализировали наиболее типичные проблемы детского сада при работе с родителями, обращающимися за помощью:

  • отсутствие возможности использования информационных технологий в процессе взаимодействия с родителями, в том числе онлайн-консультаций;
  • отсутствие проведения обучающих вебинаров, онлайн-конференций;
  • отсутствие использования в работе консультативного пункта современного интерактивного компьютерного оборудования.

Процесс изменения образовательной среды консультативного пункта средствами информационных и цифровых технологий предполагает:

  • отход от традиционного консультирования;
  • приоритет индивидуализации обучения;
  • активное вовлечение в образовательный процесс родителей, общественных структур;
  • необходимость мониторинга качества предоставления образовательных услуг;
  • изменение системы механизма оценивания качества услуг.

Эти проблемы и новые возможности дали нам понять, что требуется обновление модели психолого-педагогической, методической и консультативной помощи с помощью современных онлайн-технологий, которые позволят расширить границы оказания консультативной помощи не только жителям города Салехарда, но и населению Ямало-Ненецкого автономного округа.

Наш детский сад стал победителем конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО в 2019 году по теме «Обновление модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, на основе применения цифровых технологий». В рамках конкурса был получен грант в размере 500 тысяч рублей.

На средства гранта приобретено программное обеспечение (пакет программ и операционных систем, которые могут устанавливаться на персональных компьютерах и серверах), предназначенных для целей реализации инновационных проектов (программ), Система Logitech GROUP, предназначенная для конференций с большим и средним количеством участников, Лицензия использования специально разработанного сайта (бренд образовательного учреждения) и мобильное приложение.

Возможности сайта позволят организовывать видеоконференции, проводить тестирование и опрос родителей, устанавливать двустороннюю связь с родителями и специалистами в течение рабочего дня, сайт будет содержать страницы специалистов, родителей и детей, а также даст возможность сбора статистических данных о выполнении тестов и заданий, просмотр посещаемости сайта и т. д.

В рамках проекта оснащён кабинет консультирования интерактивным оборудованием. На данный момент идёт работа по созданию интернет-площадки, посредством которой будет организовано консультирование

Работа с родителями в формате онлайн направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, совместное изучение личности ребёнка с помощью тестовых онлайн-программ, организацию помощи в обучении, физическом и интеллектуальном развитии воспитанника через цифровые онлайн-технологии, в том числе с использованием дистанционных форм помощи.

Задачи, которые решает обновленный консультативный пункт:

1. Меняется принятая в системе образования практика консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, с применением интернет-ресурсов как инновационного инструмента.

2. Обеспечивается доступность услуг консультативного пункта семьям, нуждающимся в раннем выявлении и решении проблем в развитии и воспитании детей, не только города Салехарда, но и других населённых пунктов ЯНАО.

3. Расширяется ассортимент, качество и доступность услуг консультативного пункта в системе «взрослый–ребенок–взрослый» через применение цифровых онлайн-технологий.

Обновление модели консультативного пункта на основе применения цифровых технологий даёт возможность педагогам, родителям овладеть новыми компетенциями, позволяющими им работать и взаимодействовать друг с другом в новых условиях цифровой трансформации образования, повышает уровень компетенции родителей.

Работа в данном направлении повысит компетентность педагогов МАДОУ, а также специалистов культуры и дополнительного образования детей, использующих нашу интернет-площадку для своих занятий. Консультативные пункты (центры) округа также смогут использовать нашу интернет-площадку для решения своих образовательных задач.

С 2019/20 учебного года работа консультативного пункта будет строиться с учётом методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённых распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-26 от 01.03.2019.

 



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт