Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные ценности как факт...

Православные ценности как фактор укрепления семьи


Бичурина Юлия Сергеевна
МБОУ «Муниципальная общеобразовательная школа № 9»
г. Ноябрьск

Современные родители, которых мы встречаем в школе, из поколения «потерянных» в девяностые годы безвременья и отрицания. Они и сами нуждаются в воспитании. И потому задача школы и учителя не только в том, чтобы учить и воспитывать детей, но и  воспитывать родителей. Учить нужно не только физике и языку, но и духовности отношений, построению семьи, взаимоотношениям в ней.

Как сохранить семью? Этот вопрос встает сегодня перед людьми разных возрастов и разных вероисповеданий. Институт семьи сегодня все чаще подвергается сомнению, осмеянию и даже уничтожению. Почему так происходит?

Семьи распадаются, когда люди не хотят соблюдать законы Божии и жить по заповедям. Но построить семью без этого невозможно. Семью часто называют малой Церковью, а значит, жизнь ее должна проходить по духовным законам. Если эти законы не соблюдаются, то семья распадается.

Причина  разводов в том, что мы перестали смотреть на семью, как на самое ценное, что есть в нашей жизни. Мы перестали дорожить близкими людьми и семьей. Новые экономические условия, поток негативной информации показывают молодым людям более легкие пути для достижения «счастья», чем путь семейный.

Более 70 лет Россия прожила в безверии, в хаосе атеизма. И это тоже внесло вклад в разложение института семьи. Нами утрачена многовековая православная традиция жизни в семье. Сегодня семья не только не освещена Таинством Венчания, но и часто даже не закреплена штампом в паспорте из-за стремления к «свободе» .

Желание «свободы» тоже стало путеводной звездой для многих молодых людей. Но свобода это мнимая, она увлекает людей на путь, который ведет к гибели.

Что же можем сделать мы для укрепления семьи, для повышения статуса семьи в нашем обществе?  Сегодня возрождение православной веры и опоры на традиционную семью в России кажется чудом. Вспоминается росток, закатанный в асфальт и погибший.  Он вдруг каким-то чудом смог прорасти через асфальт  и снова потянулся к небу. Так и ценности, подаренные нам православием, через десятки лет снова начинают возрождаться в нашем обществе.

Когда  говорят о влиянии православия и православных ценностей на укрепление семьи, сразу вспоминается замечательная книга «Дарите любовь», в которой собраны записи государыни императрицы Александры Феодоровны о семье. Они могут послужить путеводной нитью для желающих укрепить свою семью и идти по жизни с Богом и с любовью. Заметки государыни императрицы Александры Феодоровны использованы и в нашей работе для иллюстрации сказанного.

Как складывается жизнь человека на земле и как сложится его будущая жизнь во многом зависит от воспитания. Душа человека нуждается в духовной пище, о которой с самого начала – с момента зарождения новой семьи – обязаны позаботиться будущие родители.

«Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.» Св. вм. царица Александра.[1]

У православного человека, семьянина, семья занимает четкое и ясное место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья -  общественное служение – личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, выше общественных и личных интересов. Семья должна иметь высокий статус прежде всего для самого человека, если это не так, то создать крепкую семью не удастся.

 « Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Брак – это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.» Св. вм. царица Александра.[2]

Мы часто оглядываемся назад в прошлое и восхищаемся тем, какими крепкими были семьи, какими хорошими были дети. А ведь идеалы семьи были и остаются неизменными.  О каких же идеалах идет речь? Вот они:

·      Терпение

·      Любовь

·      Единство интересов

·      Уважение

·      Верность

·      Рождение детей

·      Послушание

·      Дружба

·      Ответственность

Именно эти ценности воспитывает православие, говоря о святости и нерушимости семьи.

«Любовь долготерпит...» Как не привыкли мы к терпению того, что нас не устраивает, что нам не нравится. Как часто распадаются семьи из-за отсутствия терпения, когда одному из супругов или обоим  кажется, что терпеть нет возможности или желания. А как сложно нам терпеть шалости своих детей или различия между нами. А ведь стоит прислушаться к слова апостола и одной причиной разводов станет меньше. Вот что пишет Александра Феодоровна в своих записках: «Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.»[3]

Слово «любовь» каждый понимает по-своему. К сожалению, чаще всего это слово понятно нам, когда речь идет о нас самих, о любви к себе, о любви к нам. И каким сложным, непонятным оно становится, когда речь заходит о любви в браке, о любви к другому. Гимном любви и семье звучат слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» [4] Думаю, что для каждого из нас эти слова и есть рецепт счастливой любви.

Единство интересов в современном мире тоже понимается искаженно: вместе пить пиво или курить на лавочке – вот единство интересов? Или вместе слушать музыку, смотреть телевизор? Нет. Единство интересов – это нечто большее: «Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим... Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга.» Св. вм. царица Александра.[5]

Мы часто говорим об уважении. Но беседы эти касаются примеров между старшими и младшими, родителями и детьми. И совершенно забываем мы об уважении внутри семьи, а ведь без этого  чувства строительство семьи так же невозможно, как строительство дома без фундамента: «Отношение к женщинам – вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради нее вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен ее лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила ее в мягкости.» Св. вм. царица Александра.[6]

Понятие верности сохранилось у нас почти без изменений, но стоит все-таки напомнить, что верность не только в том, что не может быть у человека другой жены, кроме данной Богом. Это понятие более объемно: «Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она не груз на его ногах. Она – сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше.» Св. вм. царица Александра.[7]

Верующие люди считают, и на мой взгляд, справедливо, что семья должна быть устроена по иерархическому принципу. Семья – малая церковь, в ней должна быть иерархия отношений: дети должны почитать отца и мать, жена должна слушаться мужа. Однако иерархия и послушание не подразумевают произвола, потому что семья связана  любовью, а все ее члены соблюдают заповеди, посещаю храм, участвуют в церковных таинствах. Родители несут ответственность за создание таких условий в семье, чтобы все ее члены могли гармонично развиваться.

«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.» Св. вм. царица Александра.[8]

Церковь считает, что отец – глава семьи, независимо от того, кто получает больше денег и кто является владельцем имущества. Брак – понятие духовное, а не экономическое. Отец принимает решения и несет за них груз ответственности, подчас очень нелегкий. Ради выполнения этого долга, ради мира и покоя в семье часто приходится что-то приносить в жертву (свои желания, самолюбие, гордость, нервы, здоровье). Научиться жертвовать в семье ради любимых людей и научить их жертвовать – вот задача отца и матери.

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.» Св. вм. царица Александра.[9]

Жертвенность и любовь – это добрые навыки. Это стремление и готовность жертвовать собой и своими интересами ради других. И семья должна стать школой этой трудной и высокой науки: «И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке. Но при свете или во мраке – она всегда учит нас обращаться к Небу, как к Великому Дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога.»[10]

Здоровая семья – это здоровое общество. Если бы вокруг нас было больше добрых и нравственных людей, то гораздо легче было бы воспитывать добрыми и нравственными наших детей.

 

Использованная литература:

1.    Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 13.

2.    «Дарите любовь». «Издательский дом Русский паломник. Москва, 2011 год.

3.    «Семейное счастье». Даниловский благовестник. Москва, 2008 год.

4.    «За советом и утешение к батюшке». Даниловский благовестник. Москва, 2008 год.

5.    «Семейная жизнь». Издательский дом «Святая гора». Москва, 2004 год.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт