Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные ценности как факт...

Православные ценности как фактор укрепления семьи


Теплова Ирина Владимировна

Новикова Наталья Анатольевна

Шилина Светлана Николаевна

Сизак Людмила Николаевна

Кульбарисова Наталья Юрьевна
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 5»

 

Слышу трель над землей колокольную,

Отпущу в небеса голубей! 

Попрошу я Петра и Февронию,

Подарить мне любовь поскорей.

 

Солнце нам улыбнется лучистое,

И ромашки качнутся в лугах.

Просто счастье заметить достаточно,

Рядом с нами оно, в двух шагах.

 

Снова музыка здесь колокольная,

Улетает в поля и леса.

А за Русь нашу Петр с Февронией,

В небе просят Иисуса Христа!        

  Семья – это семижды любовь. И не только по количеству членов семьи, но и по глубокому осмыслению этого понятия т.е.: любовь к Богу, к Родине, к родителям, к детям, к труду, к родному народу, к правде и справедливости.

           Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала – место – жилище, источник тепла и питания, потом – место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и  все за одного.

         Какое понимание и понятие семьи мы должны воспитывать?

Семья – это гнездышко и основа достойной счастливой жизни человека.

– Семья – это мой дом и моя крепость, это малая церковь, в которой хранится и укрепляется православный образ жизни.

– Мой дом и моя семья – это частица России, поэтому отношение к своему дому и семье – это отношение к своей Родине.

– Если у тебя дом в беспорядке, а в твоей семье нет дружбы и любви, то ты мало или ничего не делаешь для созидания счастливой семьи и достойной процветающей своей страны.

            Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были сформированы семейные ценности:

v Совесть – это судья человека, его дел, поступков, его мыслей и чувств. Вот мы совершили плохой поступок, и сразу наша совесть обличает нас. Пока человек слушает свою совесть, она бывает очень чуткой и все показывает ему правильно. Ног если мы не слушаем свою совесть, то можем заглушить ее. Это как с будильником. Если не вставать, когда он звонит, то постепенно перестаешь его и слышать.

v     Доброта – важнейшее качество человеческой души. Доброта позволяет ко всему относиться с любовью. Добрый человек не пройдет мимо нуждающегося, никогда не обидит злым словом. Он любит мир, жизнь и все, что его окружает. Чтобы быть добрым, надо творить добрые дела, если даже вам и не хочется.

                     Делать людям хорошее –

                    Хорошеть самому.

v     Прощение – не отвечать злом на зло. Помните золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.

v     Послушание родителям – это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких.

v     Сострадание. Милосердие – если ваше сердце сострадает горю другого человека, то вы не оставите его, вы постараетесь ему помочь. Ваша помощь нуждающемуся человеку называется милосердием.

v     Трудолюбие – без труда не может быть создано ничего в мире. Человек становится прекрасным, сильным, умным, если он постоянно трудится. Труд требует от нас воли, терпения, преодоления себя. Учеба – это тоже тяжелый труд, который не всем дается. И поэтому так важно, чтобы у нас хватало воли выполнять любое учебное задание. Особенного терпения требует то, что тяжело дается.

         Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, а средства массовой информации стремятся извратить нормы отношений между мужчиной и женщиной, большинство молодых людей лишены представлений о счастливой жизни в семье. 

           Одна из угроз современному обществу, которое уже переступило порог XXI века, является утрата традиционных семейных ценностей.

           Современный мир ощущает остро противоположные взгляды о ценностных основаниях: нарастает личная безответственность. Высокие ценности утратили свое значение. Можно утверждать, что современное общество неизбежно столкнулось с определенным набором проблемных ситуаций, как в практическом, так и в теоретическом планах. Необходимо выделить следующие моменты: процесс ценностной дезориентацией человека в сфере личной и семейной жизни, который связан с навязыванием стереотипов эгоистического образа жизни, отказ от традиционной семьи, рождения и воспитания детей, создание новых форм семейных отношений, и потребность формировать нравственные представления и ценности семейного уклада в православной традиции.

          Без духовно-нравственного измерения жизнь человека даже комфортная и благополучная теряет свою глубину и подлинный смысл. Нельзя  рассматривать материальный комфорт и благополучие как главную цель жизни. Современный человек нуждается в объяснении, почему добро является добром, а зло - злом. Это очень важный момент. Для этого необходима система представлений о человеке, об обществе, о мироздании. Необходимо, чтобы в эту систему представлений входили и понятие Божества, и понятие святыни и должна быть Заповедь «чти отца твоего и мать твою, да хорошо тебе будет, да долго жить ты будешь на земле», а также почитание как особый род уважения. Тогда и семьи будут прочные и крепнуть будет государство наше – великая Россия!

            В современном обществе человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Благодатная иерархичность семьи, живущей церковной жизнью, укрепляет духовность всего рода, наполняет животворной энергией и дает духовные силы для рождения и воспитания не одного или двух, а многих детей. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды. Философ И.А. Ильин, рассматривая основы духовно здоровой семьи, говорил о том, что в семье ребенок учится верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые учится воспринимать другие лица, преклоняясь, но не унижаясь, и учится не впадать ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый, властвующий и организующий авторитет в семейной жизни. Ребенок начинает понимать, что авторитет старшего человека не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Семья - первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен найти путь к внутренней свободе, принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты, принять себе в обязанность их соблюдение. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.

           В такой ситуации семье необходима помощь в возрождении  тех традиций, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. Способствовать возрождению семейных традиций для православного человека возможно только через обретение православных ценностей, понимание и принятие их. 

            Сегодня невозможно создать образ христианский семьи без обращения к духовному наследию Святых Отцов, опыту прошлых лет и веков. Духовная культура вбирает в себя весь опыт человечества. Невозможно представить жизнь души без ее бытийного центра — духа. Именно духовная культура создает и питает ценности человеческой жизни, в том числе, семейные ценности.

          Вопреки всем негативным явлениям, связанных с институтом семьи,  большинство современных семей стремятся к возрождению семейных ценностей, взяв за основу православные традиции, праздники такие как: Рождество, Крещение, Пасха. Для укрепления семейных отношений в год семьи 2008 было установлено празднование Дня семьи, любви и верности     (8 июля, день памяти благоверных  и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии). Оно имеет духовно - нравственное и просветительское назначение, призвано внести весомый вклад в дело оздоровления морального климата в нашем обществе, решения проблем, связанных с кризисом семьи.

        Человеческое общество без семьи не имеет будущего. Потребительское мировоззрение, которое навязывает рыночное мышление, разрушает альтруистические принципы, лежащие в основе любой семьи. Сегодня, когда на смену традиционной семье и венчанному браку приходят новые формы отношений — пробный брак, гражданский брак, однополый брак, мы должны отстаивать традиционный семейный уклад христианской жизни. Поэтому занимаясь подготовкой молодежи к браку необходимо прививать все те добродетели, без которых невозможна семья — взаимопонимание, любовь, доброжелательность, готовность прийти на помощь и пожертвовать собой.

        Как бы ни было ныне сложно взрослым воспитывать своих детей, последние, еще не обладая ни опытом, ни мудростью, всегда почувствуют сердцем внутреннюю правоту родителей и в конце концов придут к осмысленной признательности им за дар жизни. Нелицемерная привязанность и почтительность со стороны детей – это ли не награда, это ли не венец счастья на украшенных сединами главах родителей.

            В заключение следует отметить, что возможности семьи заключаются в ее самоопределении и выборе тех мировоззренческих и этнокультурных оснований, на которых семья планирует формирование уклада жизни. В создании условий, способствующих рождению духовной жизни, ее развитию в каждом члене семьи и на этой основе - формирование уклада семейной жизни. Возможности Церкви состоят в оказании помощи в формировании традиционного уклада семейной жизни и укреплении авторитета семьи в обществе; поддержке человека посредством Таинств в формировании уклада своей личной жизни и, при необходимости, уклада семейной жизни; формировании активной жизненной позиции человека на основе ценностей православного мировоззрения.

 

 

Список литературы:

1.        «Задушевные беседы» № 3 2010г. Журнал для чтения по Основам православной культуры.

2.        Корчак Я. Воспитание личности: Кн. Для учителя / Сост., авт. Вступ. Ст. и коммент. В.Ф.Кочнов. – М.:Просвещение, 1992.- 287 с.: ил.

3.        Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – Ч.2. – 352 с.

4.        Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.

5.        Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил.

6.         «Православный просветитель» № 4(79) июнь 2013г. Централизованная религиозная организация Тобольско-Тюменская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

7.        «Православный сибирячок» № 38 2014г.

8.        Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.-М.: Политиздат, 1990. – 319с.

9.         «Сибирская православная газета», 6 (212). Июнь 2015 г.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт