Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовно-нравственного воспитания в семье и в обществе


Шаламова Татьяна Юрьевна
методист отдела коррекционно-развивающего образования и психолого-педагогического сопровождения
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Научно-информационный методический центр»
г. Новый Уренгой

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание, 
сообщая им одни христианские во всем понятия, 
приучая к христианским правилам жизни, 
возгревая любовь к Церкви Божией 
и всем порядкам церковным...

Святитель Феофан Затворник

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба.

Ослаб воспитательный потенциал семьи, разрушаются её нравственные устои. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Лишь по данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России их насчитывается приблизительно два миллиона.

Остро стоит вопрос алкоголизации подросткового населения; проблема преступности малолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

  • первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
  • и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение".

Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

 

Преподобный Кронид (Любимов) в Слове в День Рождества Пресвятой Богородицы говорит:

Известно, что не только телесные достоинства и недостатки, сила или слабость, красота или безобразие, живость или вялость, но и душевные способности переходят от родителей к детям как естественное их наследство. Дитя ещё во чреве матери питается хорошими или испорченными соками и воспринимает таким образом хорошие и дурные наклонности родителей. И после рождения дети, прежде всего, берут пример с родителей. Богомольные родители – и дети их с младенчества приучаются молиться Богу. Свято соблюдают родители постановления Церкви, например, посты, праздники, - и дети научаются свято соблюдать их. Кротки родители, милостивы, почитают своих родителей – и дети мало-помалу приобретают эти прекрасные свойства. Добродетели родителей посеют в восприимчивых сердцах детей семена святых склонностей к делам благим.

К несчастью, не одни добрые, но и худые склонности и привычки переходят от родителей к детям. У добрых родителей, почти всегда, хорошие дети, а у худых – худые. Исключения бывают, но редко. Кто из нас не хочет иметь добрых детей? Будем прежде всего сами сохранять заповеди Божии. Будем учить детей своих доброму не только словами, сколько примером нашей жизни.

Как часто теперь жалуются на непочтительность и грубость детей. И кто не хочет иметь кротких и благопокорных детей? Постараемся же прежде всего сами в себе воспитать эти прекрасные качества, сами никогда не позволим себе ни словом, ни делом оскорблять своих родителей, родственников , ближних.

Как часто теперь слышны жалобы на разгульную, нетрезвую жизнь наших молодых людей! Хотите, чтобы ваши дети были трезвы, целомудренны, скромны – сами будьте трезвенны, сами проводите время благоразумно и благоугодно Господеви, сами никогда не нарушайте законов скромности и целомудрия.

А старец Паисий Святогорец говорит: «Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут представить родители своим детям, - сделать их приемниками своей доброты, и для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разумны, радостны, смиренно молятся и т.п. то тогда, как копирка, он отпечатывает это в своей душе».

Не следует забывать и о том, что родитель не тот, кто родил, а тот, кто воспитал, «не ношение во чреве делает матерью, - утверждает святой Иоанн Златоуст, - но доброе воспитание». Если же кто родил, но не воспитал, а бросил на самовоспитание, то такового принято и детоубийцей. «Нерадение о детях, - как считают Святые отцы, больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия». И «хотя бы у нас всё наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей», сказал тот же святитель.

Вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Святой преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами: если мы хотим воспитать кого-то, сначала мы должны воспитать в себе своё духовное начало. Об этом же говорят и слова евангелия от Матфея: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это всё (материальное и душевное) приложится вам» (Мф.6;33).

Значит, для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя. И наполнить сердце евангельской любовью ко всем ближним. И просить помощи у господа. Божией Матери и всех святых.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

  1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
  2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

 

Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

  • обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
  • осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу иближним;
  • учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

 

 

Литература

  1. Дмитриев П.И. Слово о семье. – СПб.: Сатисъ, 2004;
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996;
  3. Дудкин Е. Молитва матери со дна моря достанет. – М.:Артос-Медиа, крестовоздвиженское православное братство, 2011;
  4. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.3. – М.: Русская книга, 1994;
  5. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981;
  6. Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. – М.: Даниловский благовестник, 2009;
  7. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10;
  8. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. – 6;


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт