Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православия в образовании

Роль православия в образовании


Коваленко Е.В.
педагог-психолог
МБДОУ «Ручеек»
г. Ноябрьск

Коваленко Е.В.

педагог-психолог, МБДОУ «Ручеек»

г. Ноябрьск

Православие и образование, воспитание

 

Роль православия в образовании

 

Православие – это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире  Крестителе. Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

"Для нас, - писал Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди».

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Думаю, нам необходимо познакомиться с краткими извлечениями из книги Святейшего Патриарха Алексия «Церковь и духовное возрождение России»

Главная  составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы – Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига  Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием   посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники – протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает  Величко Л.П.

14 декабря 2013 в Ноябрьске состоялось пленарное заседание III Епархиальных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В работе пленарного заседания приняли участие– духовенство, специалисты системы образования, молодежной политики, культуры, социальной защиты населения.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Так  в  проведении всероссийского конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» участвовали и дети Ямала. Этот конкурс  проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - «Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему… Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность».

Все-таки существуют традиции, благодаря которым не прерывается связь между поколениями. В новое время, как и в прошлом, религиозные традиции не столько разъединяют, сколько объединяют народы и культурные миры. «Самобытность конкретного народа создается соединением всех факторов этнообразия, а главное — неповторимостью исторического пути каждого народа, включая историю его религиозного развития» (Гузенко В.Н.)

 

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и  путь  русской  культуры.  М.:Наука 1990.  

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая  литература, 1990.  

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение  1992.  

5.  Концевич  И.М.  Стяжание  Духа  Святаго  в  путях  Древней   Руси. М.:Политическа литература, 1993.  6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.  

7. Федотов Г.П. Святые   Древней   Руси. М.:Терра, 2000.   

8. Русская Православная Церковь. «Салехардская епархия» официальный сайт  www.yamalrpc.ru

  • puchkool 13 ноября 2014 г.
    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.
    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.
  • Oliga 13 ноября 2014 г.
    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный  язык изложения.  А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье  идет  о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.
    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный  язык изложения.  А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье  идет  о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.
  • ludmila555 16 ноября 2014 г.
    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце , но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл : "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность .
    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце , но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл : "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность .


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт