Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православие и его место в жизн...

Православие и его место в жизни народов Крайнего Севера


Микрюкова Н.И.
МБУК «Централизованная библиотечная система»
г. Лабытнанги

Русское ‏ㅤ государство ‏ㅤ изначально ‏ㅤ формировалось ‏ㅤ из ‏ㅤ многонационального, ‏ㅤ разноплеменного ‏ㅤ населения. ‏ㅤ Проводившаяся ‏ㅤ христианизация ‏ㅤ завоёванных ‏ㅤ в ‏ㅤ разное ‏ㅤ время ‏ㅤ язычников ‏ㅤ являлась ‏ㅤ составной ‏ㅤ частью ‏ㅤ колониальной ‏ㅤ политики ‏ㅤ России. ‏ㅤ Входившие ‏ㅤ в ‏ㅤ её ‏ㅤ состав ‏ㅤ язычники, ‏ㅤ которых ‏ㅤ называли ‏ㅤ «иные ‏ㅤ народы» ‏ㅤ («инородцы»), ‏ㅤ обладали, ‏ㅤ как ‏ㅤ правило, ‏ㅤ сформировавшимися ‏ㅤ и ‏ㅤ устоявшимися ‏ㅤ духовными ‏ㅤ традициями, ‏ㅤ религиозно-мировоззренческими ‏ㅤ представлениями, ‏ㅤ обычаями, ‏ㅤ обрядовой ‏ㅤ системой.  ‏ㅤ

Актуальность ‏ㅤ исследования. ‏ㅤ Последнее ‏ㅤ десятилетие ‏ㅤ в ‏ㅤ истории ‏ㅤ России ‏ㅤ характеризуется ‏ㅤ важными ‏ㅤ переменами ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ в ‏ㅤ государственной ‏ㅤ и ‏ㅤ общественной ‏ㅤ жизни, ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ в ‏ㅤ духовной ‏ㅤ сфере. ‏ㅤ Эти ‏ㅤ процессы ‏ㅤ дают ‏ㅤ возможность ‏ㅤ современным ‏ㅤ исследователям ‏ㅤ историкам, ‏ㅤ культурологам, ‏ㅤ философам ‏ㅤ по-новому ‏ㅤ взглянуть ‏ㅤ на ‏ㅤ историко-культурные ‏ㅤ процессы.  ‏ㅤ

Цель ‏ㅤ исследования ‏ㅤ состоит ‏ㅤ в ‏ㅤ выявлении ‏ㅤ роли ‏ㅤ и ‏ㅤ значения ‏ㅤ христианства ‏ㅤ в ‏ㅤ духовной ‏ㅤ жизни ‏ㅤ коренных ‏ㅤ народов ‏ㅤ Ямальского ‏ㅤ Севера, ‏ㅤ в ‏ㅤ анализе ‏ㅤ духовно-нравственного ‏ㅤ климата ‏ㅤ проведения ‏ㅤ христианизации.

Задачи ‏ㅤ исследования:

1.                Рассмотреть ‏ㅤ и ‏ㅤ выявить ‏ㅤ особенности ‏ㅤ жизненного ‏ㅤ уклада ‏ㅤ и ‏ㅤ языческих ‏ㅤ верований ‏ㅤ малых ‏ㅤ этносов ‏ㅤ Ямальского ‏ㅤ Севера, ‏ㅤ формы ‏ㅤ присутствия ‏ㅤ религии ‏ㅤ в ‏ㅤ повседневной ‏ㅤ жизни.

2.                Проанализировать ‏ㅤ историко-культурные ‏ㅤ предпосылки ‏ㅤ распространения ‏ㅤ христианства ‏ㅤ в ‏ㅤ Сибири, ‏ㅤ и в ‏ㅤ особенности ‏ㅤ на ‏ㅤ Ямальском ‏ㅤ Севере.

3.                Охарактеризовать ‏ㅤ и ‏ㅤ проанализировать ‏ㅤ последствия ‏ㅤ христианизации, ‏ㅤ показать ‏ㅤ взаимосвязь ‏ㅤ духовных ‏ㅤ ценностей ‏ㅤ православия ‏ㅤ и ‏ㅤ язычества.

Главным ‏ㅤ принципом ‏ㅤ исследования ‏ㅤ выступал ‏ㅤ принцип ‏ㅤ историзма, ‏ㅤ позволивший ‏ㅤ рассмотреть ‏ㅤ процесс ‏ㅤ христианизации ‏ㅤ коренных ‏ㅤ этносов ‏ㅤ Ямальского ‏ㅤ Севера ‏ㅤ с ‏ㅤ учётом ‏ㅤ динамики ‏ㅤ и ‏ㅤ взаимосвязи ‏ㅤ отдельных ‏ㅤ элементов ‏ㅤ и ‏ㅤ явлений. ‏ㅤ В ‏ㅤ работе ‏ㅤ также ‏ㅤ были ‏ㅤ использованы ‏ㅤ приемы ‏ㅤ и ‏ㅤ методы ‏ㅤ культурологического ‏ㅤ подхода.

В ‏ㅤ отечественном ‏ㅤ и ‏ㅤ зарубежном ‏ㅤ религиоведении ‏ㅤ проблема ‏ㅤ методологии ‏ㅤ исследования ‏ㅤ религии так ‏ㅤ или ‏ㅤ иначе ‏ㅤ затрагивалась ‏ㅤ многими ‏ㅤ авторами ‏ㅤ на ‏ㅤ протяжении ‏ㅤ долгого ‏ㅤ времени

Слово ‏ㅤ «религия» ‏ㅤ имеет ‏ㅤ различные ‏ㅤ значения. ‏ㅤ Религия ‏ㅤ как ‏ㅤ «чистая ‏ㅤ энергия ‏ㅤ разума» ‏ㅤ (И. Кант), ‏ㅤ религия ‏ㅤ как ‏ㅤ «навык ‏ㅤ личности ‏ㅤ поступать ‏ㅤ и ‏ㅤ мыслить ‏ㅤ добродетельно» ‏ㅤ (И. ‏ㅤ Фихте), ‏ㅤ «система ‏ㅤ мышления ‏ㅤ и ‏ㅤ действия, ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ позволяющая  ‏ㅤ  ‏ㅤ индивиду ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ вести ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ осмысленное ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ существование ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ и ‏ㅤ дающая ‏ㅤ объект ‏ㅤ для ‏ㅤ преданного ‏ㅤ служения» ‏ㅤ – вот ‏ㅤ некоторые ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ трактовки, ‏ㅤ даваемые ‏ㅤ понятию ‏ㅤ «религия» ‏ㅤ[3, ‏ㅤ c.54].

Православие ‏ㅤ при ‏ㅤ формировании  ‏ㅤ российского ‏ㅤ государства  ‏ㅤ выступило ‏ㅤ как ‏ㅤ связующее ‏ㅤ звено. ‏ㅤ Деятельность ‏ㅤ Православной ‏ㅤ церкви  ‏ㅤ явилась  ‏ㅤ  ‏ㅤ основой ‏ㅤ успехов ‏ㅤ в ‏ㅤ просвещении ‏ㅤ и ‏ㅤ становлении ‏ㅤ с ‏ㅤ коренными ‏ㅤ жителями ‏ㅤ Крайнего ‏ㅤ Севера  ‏ㅤ добросердечных ‏ㅤ отношений.

Процесс  ‏ㅤ становления ‏ㅤ православия ‏ㅤ среди  ‏ㅤ  ‏ㅤ коренных ‏ㅤ народов  ‏ㅤ Крайнего  ‏ㅤ  ‏ㅤ Севера ‏ㅤ проходил ‏ㅤ несколько ‏ㅤ этапов, ‏ㅤ которые  ‏ㅤ могут ‏ㅤ быть ‏ㅤ определены  ‏ㅤ  ‏ㅤ следующим ‏ㅤ образом:

- ‏ㅤ «пассивный, ‏ㅤ неофициальный, ‏ㅤ стихийный» ‏ㅤ – ‏ㅤ до  ‏ㅤ 16-го ‏ㅤ века;

- ‏ㅤ «добровольный, ‏ㅤ замирительный,  ‏ㅤ ранний» ‏ㅤ –  ‏ㅤ  ‏ㅤ 16-й ‏ㅤ век;

- ‏ㅤ «период ‏ㅤ активизации ‏ㅤ и ‏ㅤ расширения ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ миссионерства» ‏ㅤ –  ‏ㅤ 17-й ‏ㅤ век;

- ‏ㅤ «повсеместный,  ‏ㅤ насильственный» ‏ㅤ – первая ‏ㅤ половина  ‏ㅤ 18-го ‏ㅤ века;

- ‏ㅤ «период ‏ㅤ спада, ‏ㅤ кризиса ‏ㅤ православного ‏ㅤ миссионерства» ‏ㅤ – ‏ㅤ вторая ‏ㅤ половина  ‏ㅤ 18-го  ‏ㅤ  ‏ㅤ – ‏ㅤ начало  ‏ㅤ 19-го ‏ㅤ веков ‏ㅤ (политика ‏ㅤ веротерпимости,  ‏ㅤ которую ‏ㅤ поддерживала ‏ㅤ Екатерина  ‏ㅤ Вторая, ‏ㅤ отпадение ‏ㅤ новокрещённых ‏ㅤ от  ‏ㅤ православия);

- ‏ㅤ «период ‏ㅤ подъёма, ‏ㅤ укрепления ‏ㅤ миссии» ‏ㅤ – середина  ‏ㅤ 19-го ‏ㅤ века  ‏ㅤ  ‏ㅤ (время ‏ㅤ правления ‏ㅤ Николая ‏ㅤ I, ‏ㅤ возобновление ‏ㅤ и ‏ㅤ активизация ‏ㅤ миссионерства);

- ‏ㅤ «период ‏ㅤ спада, ‏ㅤ кризис ‏ㅤ государственной ‏ㅤ политики ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении  ‏ㅤ северных ‏ㅤ народов» ‏ㅤ – ‏ㅤ последняя ‏ㅤ треть  ‏ㅤ 19-го  ‏ㅤ  ‏ㅤ - ‏ㅤ начало  ‏ㅤ 20-го ‏ㅤ веков  ‏ㅤ (непоследовательность, ‏ㅤ двойственность  ‏ㅤ государственной ‏ㅤ политики ‏ㅤ в ‏ㅤ отношении ‏ㅤ инородцев, ‏ㅤ разногласия ‏ㅤ между ‏ㅤ светской ‏ㅤ и ‏ㅤ церковной ‏ㅤ властям).

-  ‏ㅤ «новый ‏ㅤ этап ‏ㅤ процесса  ‏ㅤ развития ‏ㅤ  ‏ㅤ православия  ‏ㅤ   ‏ㅤ на ‏ㅤ Крайнем ‏ㅤ Севера» ‏ㅤ – конец  ‏ㅤ 20-го ‏ㅤ – ‏ㅤ начало ‏ㅤ 21-го ‏ㅤ столетия. ‏ㅤ [5; ‏ㅤ с. ‏ㅤ 36]

История  ‏ㅤ становления ‏ㅤ православия  ‏ㅤ  ‏ㅤ на  ‏ㅤ Крайнем ‏ㅤ Севере ‏ㅤ связана ‏ㅤ неразрывно ‏ㅤ с ‏ㅤ именем ‏ㅤ Трифона ‏ㅤ Печенгского ‏ㅤ (1495-1583). ‏ㅤ В ‏ㅤ конце ‏ㅤ 1520-х ‏ㅤ годов ‏ㅤ он ‏ㅤ построил ‏ㅤ  ‏ㅤ на ‏ㅤ Печенге  ‏ㅤ монастырь, ‏ㅤ который ‏ㅤ  ‏ㅤ к ‏ㅤ 1560-м ‏ㅤ годам ‏ㅤ стал ‏ㅤ крупнейшим ‏ㅤ культурным ‏ㅤ и ‏ㅤ хозяйственным ‏ㅤ центром ‏ㅤ округи. ‏ㅤ В ‏ㅤ 1572 ‏ㅤ году ‏ㅤ в ‏ㅤ нем  ‏ㅤ находилось  ‏ㅤ  ‏ㅤ около ‏ㅤ 50 ‏ㅤ иноков ‏ㅤ и ‏ㅤ 200 ‏ㅤ бельцов. ‏ㅤ Монахи ‏ㅤ занимались ‏ㅤ торговлей ‏ㅤ и ‏ㅤ морским ‏ㅤ промыслом, ‏ㅤ оленеводством ‏ㅤ и  ‏ㅤ скотоводством. ‏ㅤ Иван ‏ㅤ Грозный  ‏ㅤ предоставил  ‏ㅤ  ‏ㅤ монастырю ‏ㅤ жалованные ‏ㅤ грамоты ‏ㅤ на ‏ㅤ соляные ‏ㅤ варницы ‏ㅤ и ‏ㅤ земельные ‏ㅤ владения, ‏ㅤ поручил ‏ㅤ собирать ‏ㅤ оброк ‏ㅤ и ‏ㅤ государственную ‏ㅤ дань ‏ㅤ с ‏ㅤ ряда ‏ㅤ лопских ‏ㅤ погостов.  ‏ㅤ Доля  ‏ㅤ   ‏ㅤ данных ‏ㅤ средств  ‏ㅤ применялась  ‏ㅤ  ‏ㅤ для ‏ㅤ строительства ‏ㅤ за  ‏ㅤ границами ‏ㅤ монастыря  ‏ㅤ новых ‏ㅤ храмов. ‏ㅤ Обитель ‏ㅤ Трифона, ‏ㅤ таким ‏ㅤ образом,  ‏ㅤ своеобразно ‏ㅤ способствовала  ‏ㅤ  ‏ㅤ включению ‏ㅤ Кольской ‏ㅤ земли ‏ㅤ в ‏ㅤ орбиту ‏ㅤ российской ‏ㅤ государственности, ‏ㅤ а ‏ㅤ её ‏ㅤ культуры ‏ㅤ – в ‏ㅤ зону  ‏ㅤ православия.

Так ‏ㅤ исторически ‏ㅤ сложилось, ‏ㅤ что ‏ㅤ в ‏ㅤ эпохи, ‏ㅤ когда ‏ㅤ Россия ‏ㅤ оказывалась ‏ㅤ перед ‏ㅤ выбором, именно ‏ㅤ православная ‏ㅤ церковь ‏ㅤ являлась ‏ㅤ той ‏ㅤ социальной ‏ㅤ структурой, ‏ㅤ которая ‏ㅤ существуя ‏ㅤ наравне ‏ㅤ с ‏ㅤ государством  ‏ㅤ

‏ㅤ  ‏ㅤРусская ‏ㅤ церковь ‏ㅤ в ‏ㅤ настоящее ‏ㅤ время ‏ㅤ отделена ‏ㅤ от ‏ㅤ государства, ‏ㅤ но ‏ㅤ она ‏ㅤ не ‏ㅤ отделена ‏ㅤ от ‏ㅤ народа ‏ㅤ и ‏ㅤ в ‏ㅤ последнее ‏ㅤ время ‏ㅤ очень ‏ㅤ  ‏ㅤ востребована ‏ㅤ большинством ‏ㅤ .

Опыт ‏ㅤ периода ‏ㅤ государственно-церковных ‏ㅤ отношений ‏ㅤ 19 ‏ㅤ века ‏ㅤ используется ‏ㅤ как ‏ㅤ предупреждение, ‏ㅤ потому ‏ㅤ как ‏ㅤ тогда ‏ㅤ церковь ‏ㅤ с ‏ㅤ точки ‏ㅤ зрения ‏ㅤ права ‏ㅤ была ‏ㅤ отдельным ‏ㅤ государственным ‏ㅤ звеном, ‏ㅤ и ‏ㅤ многие ‏ㅤ стороны ‏ㅤ её ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ канонизировались, ‏ㅤ а ‏ㅤ это ‏ㅤ приводило ‏ㅤ к ‏ㅤ недовольству ‏ㅤ общества.

 ‏ㅤ Мы ‏ㅤ знаем, ‏ㅤ что ‏ㅤ результат ‏ㅤ такого ‏ㅤ положения ‏ㅤ в ‏ㅤ государстве ‏ㅤ Русской ‏ㅤ православной ‏ㅤ церкви ‏ㅤ  ‏ㅤ и ‏ㅤ  ‏ㅤ другие ‏ㅤ  ‏ㅤ общественно-политические ‏ㅤ процессы ‏ㅤ привели ‏ㅤ Россию ‏ㅤ к ‏ㅤ революции ‏ㅤ в ‏ㅤ начале ‏ㅤ 20 ‏ㅤ века ‏ㅤ [7,  ‏ㅤ c.32].

 ‏ㅤ Таким ‏ㅤ образом, ‏ㅤ значение ‏ㅤ роли ‏ㅤ  ‏ㅤ вероисповедания ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ в ‏ㅤ государственной ‏ㅤ и ‏ㅤ общественной ‏ㅤ жизни ‏ㅤ России ‏ㅤ должно ‏ㅤ определяться ‏ㅤ необходимостью ‏ㅤ с ‏ㅤ юридической ‏ㅤ точки ‏ㅤ зрения ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ совершенствовать ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ взаимодействие ‏ㅤ государства ‏ㅤ и ‏ㅤ Русской ‏ㅤ православной ‏ㅤ церковью ‏ㅤ  ‏ㅤ в ‏ㅤ современных ‏ㅤ условиях, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ совершенствовать ‏ㅤ законодательно ‏ㅤ все ‏ㅤ вопросы, ‏ㅤ которые ‏ㅤ бы ‏ㅤ  ‏ㅤ касались ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ политики ‏ㅤ вероисповедания, ‏ㅤ свободы ‏ㅤ совести ‏ㅤ  ‏ㅤ и ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ религиозных ‏ㅤ организаций ‏ㅤ в ‏ㅤ России, ‏ㅤ учитывая ‏ㅤ современные ‏ㅤ требования ‏ㅤ законодательного ‏ㅤ регулирования ‏ㅤ  ‏ㅤ вопросов ‏ㅤ.

  Изучение правовых аспектов совместной деятельности Русской православной церкви  и государства в 19 веке в сфере образовательного и воспитательного направления приобретает сейчас особенную значимость в условиях отсутствия общенациональной идеи в современном российском государстве на этапе  проведения современных реформ .

  Сейчас религия и право выступает мощным регулятором в поведении не только отдельного человека , но и определенных кругов общества ,а также она способна участвовать в событиях и решать межнациональные конфликты.

Таким образом, будет  возложена на юристов ответственность к всесторонне взвешенному подходу в регулировании законодательства в  религиозной составляющей жизни общества.

           Возвращение Русской православной церкви  в жизнь общества началось стремительно  на рубеже 80–90-х годов 20 века, а это привело к возникновению положительных и отрицательных сторон в данном процессе.

   Так, к примеру, в условиях демократизации общества России и  утраты ими системы ценностей советского периода, повлекло к возникновению множества религиозных сект.

  И у народа появилась возможность выбора духовных ориентиров.

  Главная задача права – создание такой правовой базы, от которой зависела бы   духовная безопасность гражданского общества и способность защитить граждан страны от  сектантов, а также от религиозного экстремизма .

   Именно сейчас Русская православная церковь – активный участник многих государственных, культурных и  общественно-политических  мероприятий и акций, которые  происходят в стране.

 Поэтому необходимо   учитывать с разных сторон имеющийся опыт  в государственно- и общественно-церковных отношениях при выработке определённых моделей   взаимоотношений государства и церкви, учитывая   современные требования законодательного регулирования.

  Для того чтобы обеспечить стабильное существование развития духовной стороны общества, необходимо учесть и новое  устройство мира в целом. При  этом в  государственно-церковных отношениях должна быть учтена  взвешенная политика государства в религиозном вопросе при сохранении   светского характера государства.

‏ㅤ

 ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ В ‏ㅤ наше ‏ㅤ время ‏ㅤ множество ‏ㅤ храмов ‏ㅤ на ‏ㅤ Ямале ‏ㅤ освящено ‏ㅤ в ‏ㅤ честь ‏ㅤ Николая ‏ㅤ Чудотворца. ‏ㅤ Например, ‏ㅤ жители ‏ㅤ городов ‏ㅤ гг.Надым, ‏ㅤ Губкинский ‏ㅤ и ‏ㅤ Тарко-Сале ‏ㅤ благодарят ‏ㅤ Бога ‏ㅤ за ‏ㅤ то, ‏ㅤ что ‏ㅤ в ‏ㅤ их ‏ㅤ городах ‏ㅤ храмы ‏ㅤ освящены ‏ㅤ в ‏ㅤ честь ‏ㅤ одного ‏ㅤ из ‏ㅤ самых ‏ㅤ почитаемых ‏ㅤ в ‏ㅤ Сибири ‏ㅤ святых ‏ㅤ – ‏ㅤ Николая ‏ㅤ Чудотворца. ‏ㅤ К ‏ㅤ Николаю ‏ㅤ Чудотворцу ‏ㅤ у ‏ㅤ коренных ‏ㅤ северян ‏ㅤ – ‏ㅤ ненцев, ‏ㅤ хантов ‏ㅤ и ‏ㅤ селькупов ‏ㅤ – ‏ㅤ совершенно ‏ㅤ особое ‏ㅤ отношение.  ‏ㅤ

Как ‏ㅤ ни ‏ㅤ удивительно, ‏ㅤ но ‏ㅤ в ‏ㅤ жилищах ‏ㅤ народа ‏ㅤ ханты, ‏ㅤ в ‏ㅤ чумах ‏ㅤ ненцев ‏ㅤ и ‏ㅤ селькупов ‏ㅤ легко ‏ㅤ и ‏ㅤ свободно ‏ㅤ «уживались» ‏ㅤ языческие ‏ㅤ идолы ‏ㅤ и ‏ㅤ православные ‏ㅤ иконы ‏ㅤ Николая ‏ㅤ Чудотворца, ‏ㅤ глубоко ‏ㅤ чтимые ‏ㅤ и ‏ㅤ бережно ‏ㅤ хранимые ‏ㅤ ими ‏ㅤ по ‏ㅤ сей ‏ㅤ день  ‏ㅤ   [1,  ‏ㅤ c.34].

У ‏ㅤ многих ‏ㅤ северных ‏ㅤ народов, ‏ㅤ например, ‏ㅤ у ‏ㅤ лесных ‏ㅤ и ‏ㅤ тундровых ‏ㅤ ненцев, ‏ㅤ встречаются ‏ㅤ детские ‏ㅤ сказки, ‏ㅤ где ‏ㅤ добрым ‏ㅤ героем ‏ㅤ выступает ‏ㅤ Николай ‏ㅤ Чудотворец. ‏ㅤ Ненцы ‏ㅤ называют ‏ㅤ его ‏ㅤ Луса-Вэсако ‏ㅤ – ‏ㅤ Русский ‏ㅤ Старик ‏ㅤ или ‏ㅤ Старик-Миколай ‏ㅤ (Миколай-Вэсако). ‏ㅤ Жители ‏ㅤ тайги ‏ㅤ и ‏ㅤ тундры ‏ㅤ считают, ‏ㅤ что ‏ㅤ Старик-Миколай ‏ㅤ ведает ‏ㅤ вопросами ‏ㅤ установления ‏ㅤ хорошей ‏ㅤ погоды ‏ㅤ и ‏ㅤ помогает ‏ㅤ на ‏ㅤ охоте ‏ㅤ и ‏ㅤ промыслах. ‏ㅤ По ‏ㅤ всей ‏ㅤ видимости, ‏ㅤ основой ‏ㅤ для ‏ㅤ создания ‏ㅤ этих ‏ㅤ сказок ‏ㅤ стали ‏ㅤ молитвы ‏ㅤ и ‏ㅤ житие ‏ㅤ святого, услышанные ‏ㅤ ненцами ‏ㅤ от ‏ㅤ священнослужителей ‏ㅤ и ‏ㅤ вошедшие ‏ㅤ в ‏ㅤ национальный ‏ㅤ ненецкий ‏ㅤ фольклор. ‏ㅤ Во ‏ㅤ всех ‏ㅤ ненецких ‏ㅤ сказках ‏ㅤ Русский ‏ㅤ Старик ‏ㅤ всегда ‏ㅤ приходит ‏ㅤ на ‏ㅤ помощь ‏ㅤ тем, ‏ㅤ кто ‏ㅤ в ‏ㅤ ней ‏ㅤ нуждается, ‏ㅤ борется ‏ㅤ с ‏ㅤ несправедливостью, ‏ㅤ помогает ‏ㅤ детям ‏ㅤ и ‏ㅤ побеждает ‏ㅤ злых ‏ㅤ духов. ‏ㅤ В ‏ㅤ некоторых ‏ㅤ сказках ‏ㅤ Русский ‏ㅤ Старик ‏ㅤ даже ‏ㅤ имеет ‏ㅤ жену ‏ㅤ – ‏ㅤ хранительницу ‏ㅤ семейного ‏ㅤ очага, ‏ㅤ которая ‏ㅤ всегда ‏ㅤ и ‏ㅤ во ‏ㅤ всех ‏ㅤ делах ‏ㅤ помогает ‏ㅤ ему ‏ㅤ добрым ‏ㅤ советом.

По ‏ㅤ одной ‏ㅤ версии ‏ㅤ он ‏ㅤ был ‏ㅤ расстрелян ‏ㅤ 10 ‏ㅤ октября ‏ㅤ 1937 ‏ㅤ года ‏ㅤ в ‏ㅤ Верхне-Уральском ‏ㅤ политизоляторе. ‏ㅤ Место ‏ㅤ захоронения ‏ㅤ митрополита ‏ㅤ Петра ‏ㅤ до ‏ㅤ сего ‏ㅤ дня ‏ㅤ остаётся ‏ㅤ невыясненным. ‏ㅤ В ‏ㅤ феврале ‏ㅤ 1997 ‏ㅤ года ‏ㅤ митрополит ‏ㅤ Пётр ‏ㅤ был ‏ㅤ причислен ‏ㅤ к ‏ㅤ лику ‏ㅤ святых. ‏ㅤ В ‏ㅤ настоящее ‏ㅤ время ‏ㅤ в ‏ㅤ городе ‏ㅤ Тарко-Сале ‏ㅤ в ‏ㅤ районе ‏ㅤ нового ‏ㅤ городского ‏ㅤ кладбища, ‏ㅤ расположенного ‏ㅤ в ‏ㅤ районе ‏ㅤ Второй ‏ㅤ речки, ‏ㅤ усилиями ‏ㅤ настоятеля ‏ㅤ Свято-Никольского ‏ㅤ храма ‏ㅤ иерея ‏ㅤ Алексия ‏ㅤ Падылина ‏ㅤ на ‏ㅤ средства ‏ㅤ предприятий, ‏ㅤ работающих ‏ㅤ на ‏ㅤ территории ‏ㅤ Пуровского ‏ㅤ района, ‏ㅤ возводится ‏ㅤ часовня ‏ㅤ в ‏ㅤ честь ‏ㅤ священномученика ‏ㅤ митрополита ‏ㅤ Петра ‏ㅤ (Полянского).

Торжественное ‏ㅤ открытие ‏ㅤ Свято-Никольского ‏ㅤ храма ‏ㅤ города ‏ㅤ Тарко-Сале ‏ㅤ состоялось ‏ㅤ 19 ‏ㅤ декабря ‏ㅤ 2004 ‏ㅤ года ‏ㅤ в ‏ㅤ день ‏ㅤ памяти ‏ㅤ Святителя ‏ㅤ Николая, ‏ㅤ а ‏ㅤ 22 ‏ㅤ мая ‏ㅤ 2005 ‏ㅤ года ‏ㅤ в ‏ㅤ день ‏ㅤ памяти ‏ㅤ перенесения ‏ㅤ святых ‏ㅤ мощей ‏ㅤ Николая ‏ㅤ Чудотворца ‏ㅤ из ‏ㅤ города ‏ㅤ Миры ‏ㅤ Ликийские ‏ㅤ (Турция) ‏ㅤ в ‏ㅤ город ‏ㅤ Бари ‏ㅤ (Италия) ‏ㅤ архиепископ ‏ㅤ Тобольский ‏ㅤ и ‏ㅤ Тюменский ‏ㅤ Димитрий ‏ㅤ освятил ‏ㅤ новый ‏ㅤ Свято-Никольский ‏ㅤ храм.  ‏ㅤ

 ‏ㅤ В ‏ㅤ работе ‏ㅤ были ‏ㅤ предприняты ‏ㅤ  ‏ㅤ возможности ‏ㅤ раскрыть ‏ㅤ основные ‏ㅤ этапы ‏ㅤ становления ‏ㅤ православия ‏ㅤ на ‏ㅤ Крайнем ‏ㅤ Севере. ‏ㅤ  ‏ㅤ Русское ‏ㅤ государство ‏ㅤ изначально ‏ㅤ формировалось ‏ㅤ из ‏ㅤ многонационального, ‏ㅤ разноплеменного ‏ㅤ населения.  ‏ㅤ 

Время ‏ㅤ стёрло ‏ㅤ из ‏ㅤ человеческой ‏ㅤ памяти ‏ㅤ имена ‏ㅤ первых ‏ㅤ строителей ‏ㅤ храмов ‏ㅤ и ‏ㅤ часовен ‏ㅤ и ‏ㅤ тех ‏ㅤ русских ‏ㅤ людей, ‏ㅤ которые, ‏ㅤ несмотря ‏ㅤ ни ‏ㅤ на ‏ㅤ какие ‏ㅤ трудности ‏ㅤ смело ‏ㅤ шли ‏ㅤ вперед ‏ㅤ на ‏ㅤ Крайний ‏ㅤ Север ‏ㅤ обустраивать ‏ㅤ новые ‏ㅤ земли ‏ㅤ для ‏ㅤ Российского ‏ㅤ государства. ‏ㅤ Они ‏ㅤ строили ‏ㅤ новые ‏ㅤ города, ‏ㅤ храмы, ‏ㅤ основывали ‏ㅤ новые ‏ㅤ монастыри ‏ㅤ и ‏ㅤ обители ‏ㅤ и ‏ㅤ несли ‏ㅤ слово ‏ㅤ Божье ‏ㅤ коренным ‏ㅤ народам ‏ㅤ Севера.

Церковь ‏ㅤ проповедовала ‏ㅤ ценность ‏ㅤ человеческой ‏ㅤ жизни, ‏ㅤ ценности ‏ㅤ  ‏ㅤ брака ‏ㅤ и ‏ㅤ недопустимость ‏ㅤ развода, ‏ㅤ проповедовала ‏ㅤ преобладание ‏ㅤ духовных ‏ㅤ идей ‏ㅤ над ‏ㅤ  ‏ㅤ материальным ‏ㅤ накоплением, ‏ㅤ  ‏ㅤ выступала ‏ㅤ против ‏ㅤ  ‏ㅤ смертной ‏ㅤ казни ‏ㅤ в ‏ㅤ России.

Государство ‏ㅤ обязано ‏ㅤ помогать ‏ㅤ гражданам ‏ㅤ в ‏ㅤ реализации ‏ㅤ их ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ потребностей ‏ㅤ в ‏ㅤ вероисповедании, ‏ㅤ потому ‏ㅤ как ‏ㅤ религия ‏ㅤ представляет ‏ㅤ собой ‏ㅤ  ‏ㅤ  ‏ㅤ источник ‏ㅤ культурных ‏ㅤ и ‏ㅤ этических ‏ㅤ ценностей, ‏ㅤ возникающий ‏ㅤ  ‏ㅤ в ‏ㅤ обществе, ‏ㅤ  ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ содействует ‏ㅤ укреплению ‏ㅤ общественных ‏ㅤ отношений ‏ㅤ и ‏ㅤ разрешению ‏ㅤ  ‏ㅤ конфликтов, ‏ㅤ  ‏ㅤ социальных ‏ㅤ и ‏ㅤ правовых.

Библиографический список

 

          1.    Алексеева ‏ㅤ Л. ‏ㅤ В. ‏ㅤ     Взаимодействие ‏ㅤ хозяйственных ‏ㅤ систем ‏ㅤ Ямальского ‏ㅤ Севера ‏ㅤ в ‏ㅤ условиях ‏ㅤ НЭП ‏ㅤ и ‏ㅤ командно-административной ‏ㅤ экономики ‏ㅤ (1921-1929г.г.) ‏ㅤ [Текст] ‏ㅤ / ‏ㅤ Л.В. ‏ㅤ Алексеева. ‏ㅤ – ‏ㅤ Салехард ‏ㅤ ; ‏ㅤ Екатеринбург ‏ㅤ : ‏ㅤ Банк ‏ㅤ культурной ‏ㅤ информации, ‏ㅤ 2006. ‏ㅤ – ‏ㅤ 188 ‏ㅤ с.

          2.    История ‏ㅤ Ямала: ‏ㅤ Дискуссии ‏ㅤ и ‏ㅤ научные ‏ㅤ решения ‏ㅤ [Текст] ‏ㅤ : ‏ㅤ сборник ‏ㅤ научных ‏ㅤ трудов. ‏ㅤ – ‏ㅤ Салехард ‏ㅤ ; ‏ㅤ Екатеринбург ‏ㅤ : ‏ㅤ Банк ‏ㅤ культурной ‏ㅤ информации, ‏ㅤ 2006. ‏ㅤ – ‏ㅤ 240 ‏ㅤ с.  ‏ㅤ

          3.    Косинова ‏ㅤ В.Д. ‏ㅤ Воспитание ‏ㅤ гражданственности ‏ㅤ и ‏ㅤ патриотизма ‏ㅤ на ‏ㅤ уроках ‏ㅤ культуры ‏ㅤ народов ‏ㅤ Ямала ‏ㅤ [Текст]. ‏ㅤ – ‏ㅤ М.,2015. ‏ㅤ – ‏ㅤ 288 ‏ㅤ с. ‏ㅤ  

          4.    Обухов, ‏ㅤ А.С. ‏ㅤ Развитие ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ [Текст]. ‏ㅤ – ‏ㅤ 2-е ‏ㅤ изд., ‏ㅤ перераб. ‏ㅤ и ‏ㅤ доп. ‏ㅤ – ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Национальный ‏ㅤ книжный ‏ㅤ центр, ‏ㅤ 2015. ‏ㅤ – ‏ㅤ 288 ‏ㅤ с. ‏ㅤ    ‏ㅤ

          5.    Милюков  ‏ㅤ Методическое ‏ㅤ пособие ‏ㅤ по ‏ㅤ популяризации ‏ㅤ государственных ‏ㅤ символов ‏ㅤ России ‏ㅤ для ‏ㅤ учреждений ‏ㅤ культуры ‏ㅤ округа ‏ㅤ [Текст] ‏ㅤ : ‏ㅤ специальное ‏ㅤ приложение ‏ㅤ к ‏ㅤ сборнику ‏ㅤ информационно-аналитических ‏ㅤ материалов ‏ㅤ « ‏ㅤ Культура ‏ㅤ Ямала ‏ㅤ » ‏ㅤ / ‏ㅤ Под ‏ㅤ ред. ‏ㅤ Э.А. ‏ㅤ Эйхман. ‏ㅤ – ‏ㅤ Салехард ‏ㅤ : ‏ㅤ ЗАО ‏ㅤ « ‏ㅤ СПЭЙБ ‏ㅤ » ‏ㅤ , ‏ㅤ 2005. ‏ㅤ – ‏ㅤ 120 ‏ㅤ с.  ‏ㅤ

          6.    П.Н. ‏ㅤ Очерки ‏ㅤ по ‏ㅤ истории ‏ㅤ русской ‏ㅤ культуры: ‏ㅤ В ‏ㅤ 3 ‏ㅤ т. ‏ㅤ М., ‏ㅤ 1993. ‏ㅤ Т. ‏ㅤ 1.- ‏ㅤ С. ‏ㅤ 61.

          7.    Приуральский ‏ㅤ район ‏ㅤ на ‏ㅤ карте ‏ㅤ Ямало-Ненецкого ‏ㅤ автономного ‏ㅤ округа ‏ㅤ [ ‏ㅤ Текст ‏ㅤ ] ‏ㅤ . ‏ㅤ – ‏ㅤ Екатеринбург ‏ㅤ : ‏ㅤ Сред. ‏ㅤ – ‏ㅤ Урал. ‏ㅤ кн. ‏ㅤ изд-во, ‏ㅤ 2000. ‏ㅤ – ‏ㅤ 336 ‏ㅤ с.

          8.    Степанищев ‏ㅤ А.Г. ‏ㅤ Методический ‏ㅤ справочник ‏ㅤ учителя ‏ㅤ истории. ‏ㅤ Гуманитарный ‏ㅤ издательский ‏ㅤ центр ‏ㅤ Владос, ‏ㅤ М., ‏ㅤ 200, ‏ㅤ  ‏ㅤ - ‏ㅤ 178 ‏ㅤ с.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт