Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православие и кинематограф: то...

Православие и кинематограф: точки соприкосновения при духовно-нравственном становлении личности


Нуждинова В.С.
МБОУ культуры «Централизованная библиотечная система: г. Муравленко»
г. Муравленко

 

Народная культура – это неотъемлемая часть развития культуры страны и мира в целом. Культура народов России одна из самых разнообразных в мире, она обладает огромным историко-культурным наследием. Православие, как наиболее распространенная религия среди жителей России, оказывает огромное влияние на нравственные аспекты развития личности. Как отмечает Протоиерей Николай Флоринский, с 988 года православие является культурообразующей религией на Русской земле [1, С. 130].Таким образом, православие – это духовно-нравственная составляющая общества, благодаря которой формируется мировоззрение, этика, эстетика, культурные традиции личности и народа в целом.

Особая тема соприкосновение Церкви и культуры отражается в следующем высказывании: «…ни культура, ни государство не находятся вне Церкви и не являются чем-то нецерковным, хотя они и отличаются от Церкви в собственном или узком смысле этого слова. Культура и государство – начально-организованный материал собственного церковного бытия. Они то, что может и должно стать Церковью, что становится уже Церковью, хотя бы мы и не могли ещё точно различать в них между «уже церковными» и «ещё нецерковным» [2, С. 251].

Философом советского времени чётко обозначена проблема современного мира, которая заключается в оторванности человека от его корней, отсутствия веры внешней и внутренней [3, С. 344].

Общественные программы в России ставят задачу становления духовно-нравственных ценностей у поколений как одну из приоритетных задач на всех уровнях культурного просвещения.

Духовность, нравственность пролегают образами и идеями через всю творческую среду существования человека: философию, искусство, литературу и кинематограф.  Использование религиозных символов и образов возвращают человека к  православным ценностям их переосмыслению, изучению.

К сожалению, сегодня кино не всегда  нацелено на то, чтобы донести до современного зрителя смысловую нагрузку, стать «неустаревающей классикой», преподносить зрителям истинные ценности человеческого существования. Чаще всего это фильмы, сериалы-«однодневки», ориентированные исключительно на развлекательный досуг, а не на становление духовно-нравственных ценностей.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир [4, С. 100], и культура является связующим звеном, способствующим этому становлению на всех этапах развития человечества, через манипулятивные способы взаимодействия с личностью.

Манипуляции возможны через различные средства, для максимизации эффекта эти средства должны иметь высокий уровень популярности  и степени воздействия на сознание. Одно из важных средств в этом направлении –  массовое кино. Массовый кинематограф характеризуется, прежде всего, способом, которым он распространяется: коммерция, средняя интеллектуальная  нагрузка, отсутствие эстетики [5, С. 289].

Влияние, которое оказывает  кино на формирования личностного сознания, имеет недооцененный масштаб. Образы и сюжетные линии, герои и их антиподы побуждают к копированию, при достижении целей в реальной жизни, имеют место быть в формировании личностной, жизненной позиции общества.

Часто дорога доброму кино закрыта на уровне коммерции, ведь спросом больше пользуются action-фильмы, в которых основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т.д. Зачастую этот жанр с высоким бюджетом, а значит и пиар-компания развернута вокруг таких фильмов огромная, соответственно выбор между разрекламированными  картинами, выпущенными в прокат и малобюджетными, но нравственными фильмами очевиден.

Таким образом, массовый кинематограф не только стандартизирует общественную жизнь, но и производит основной стереотип – социальную реальность [5, С. 290].

Проблема становления социальной реальности, так же как духовно-нравственного воспитания, наиболее актуальна, ведь помимо множества существующих проблем в социальных институтах в параллель становится проблема навязывания «мнимых» ценностей, отражённых в кинематографе.  С каждым годом всё интенсивнее разрушаются семейные устои, нормы общественного поведения, отражённые в православии, которое способно повлиять на возрождение духовно-нравственного воспитания, возродить его в каждой личности [6, С. 15].

На сегодняшний день приятно отметить, что существуют и положительные аспекты продвижения духовно насыщенного кино, которое не оставляет равнодушным зрителей.

Этому способствует проведение различных мероприятий: славянский форум искусств «Золотой Витязь», международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Данные мероприятия продвигают добрый кинематограф, фильмы которые способны менять мир к лучшему, фильмы после которых душа способна возрадоваться.

Тематика данных фильмов разнообразна, она ставит героев в нелёгкие жизненные ситуации, заставляя их сделать нравственный выбор, к примеру, актуальная и страшная проблема абортов, семьи, милосердия.

Благодаря духовно-обогащённым фильмам осуществляется приобщение поколений России к духовному и нравственному наследию, возрождается детский, юношеский, семейный кинематограф.  Таким образом, формируется развитие человеческих положительных качеств, присущих человеку современного демократического общества: гражданственность, активная жизненная позиция, патриотизм, любовь к Родине и правосознание  [7, С. 16].

Важно осознание того, что только по средствам влияния через кинематограф не достигнуть нравственности и высокой культуры человека. Только совместная работа и сотрудничество всех сфер, оказывающих влияние на культурное становление личности, приведёт к результату. Церковь, образовательные учреждения (детские сады, школы), учреждения культуры (библиотеки, музеи, дома культуры) путём целенаправленного воспитания способны заложить основы социально-нравственной состоятельности, которое приведет к развитию общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Прот. Николай ФЛОРИНСКИЙ Николай Влияние русской православной церкви на культуру народа [Электронный ресурс] // Русин. – Электрон. дан. Санкт-Петербург, 2006. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-na-kulturu-naroda (дата обращения: 19.09.2016). – Загл. с экрана.

2.            Евразийство: опыт систематического изложения // Мир России – Евразия: Антология. – Москва : Высшая школа, 1995.

3.            Анашкина, Т.Ю. Русское религиозное искусство в системе современной культуры // Перестроение России : в 2 т. – Москва ; Волгоград, 2010. – Т. 1. – С. 340-346.

4.            Бортников, С.Д. Искусство, религия, свобода творчества // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. – Кемерово, 1996. – С. 99–102.

5.            Скрипкарь Мария Викторовна Манипулятивные технологии кинематографа [Электронный ресурс]// Вестник БГУ. – Электрон. дан. – 2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/manipulyativnye-tehnologii-kinematografa (дата обращения: 21.09.2016). – Загл. с экрана.

6.            Алексеева, А. М. «О православном дошкольном воспитании в России”// Дошкольное воспитание», 2004 . – № 4. – С.15.

7.            Сабирова Лиля Андреевна Роль духовного фактора в формировании и развитии русского человека [Электронный ресурс]// СИСП. – Электрон. дан. 2012.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/rol-duhovnogo-faktora-v-formirovanii-i-razvitii-russkogo-cheloveka (дата обращения: 22.09.2016). – Загл. с экрана.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт