Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное развитие ...

Духовно-нравственное развитие школьника в условиях введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Куприянская Тамара Петровна
воспитатель
муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ямальский районный детский дом», Ямальский район, с. Мыс Каменный

«Наступило время обостренного духовного выбора…»
Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) 
В последнее десятилетие в России стали заметны тенденции стабилизации и развития, хотя еще не решены важные проблемы. Так «в обществе ощущается острый недостаток единых принципов и правил жизни, недостает уважительного, нравственного социального поведения, нет создающих лицо российской нации смысложизненных ориентиров. Есть сильное государство, но пока нет единого российского народа, сплоченного чувством патриотизма, духовно укорененного в национальной истории, культуре, нравственности и готового трудиться во имя своего будущего» [4]. Руководство страны осознает взаимосвязь экономических и культурных, социальных, образовательных и духовных факторов, определяющих силу российского государства [5].
Изменение подходов к воспитанию
В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования  обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота. 
Почему вводится новый предмет и что нужно знать педагогу, преподающему «Основы религиозных культур и светской этики».
Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к  духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. 
Решать эту задачу возможно только совместными усилиями: в Стандартах записано, что сотрудничество школы, культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. 
Очевидно, что совершенно необходимо и в самой форме и в содержательной части образования всех уровней создать такой духовно-нравственный фундамент, который позволит наиболее эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников. При этом следует помнить, что духовно-нравственная культура – это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина – это непрерывное воспитание мироощущения, воспитание чувств. Духовный компонент, нравственные коллизии присутствуют во всех видах знаний, то есть во всех предметах школьного курса можно и нужно акцентировать  его нравственную составляющую. Таким образом, приоритетом развития образования становится формирование духовно-нравственной культуры обучающихся и разработка и внедрение предметов данной тематики в учебный план школы становится особенно актуальным. В контексте всего вышесказанного предлагается рассматривать и внедрение нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 
Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребёнка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира, как важной составляющей этой культуры. А светскость государства и школы определяется, в том числе и в большей степени характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса. 
Знания о религиозной культуре, как части общей культуры человечества, должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. 
Духовно-нравственное образование должно включать в себя знакомство школьников с основными ценностями (общечеловеческими, российскими) и этическими нормами. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, обществе, культуре невозможно не знакомить обучающихся с основами религиозной культуры в целом и традиционных для нашей страны религий в частности без ущерба для качества образования, формирования духовно-нравственной культуры личности. 
Культурные, в том числе религиозные культурные традиции, необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему они в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми люди руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. 
Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо также умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь. Культурная толерантность - это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме. 
Наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. И это является актуальнейшей задачей нового предмета. 
Новый предмет не может стать успешным в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в школе в целом. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в школе может стать уникальной возможностью показать и связать воедино космогонию, представления о происхождении жизни, человека, о географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, то есть об эволюции этических норм в обществе и духовности от родовых культов до господствующих религий наших дней. Этапы духовной эволюции человечества связаны с образным представлением истории человечества, с поступательным движением его культуры. Содержание нового предмета может стать предельно простым соответственно возрасту, но полным и систематизированным представлением о мире, в котором мы живём, пропедевтикой истории, природоведения, биологии, русского языка, литературы – то есть общим фундаментом для накопления культурологических знаний, создания культурно-творческого пространства. Новый комплексный учебный курс дает возможность на основе уже имеющихся знаний обучающихся, полученных ими при изучении предметов начальной школы («Окружающего мира», «Литературного чтения» и др.) систематизировать и дать целостное знание о мире ещё до подробного изучения и разделения на отдельные предметы. Таким образом, благодаря введению в курс начальной школы нового предмета, ребёнок получит системно-целостное представление картины мира и духовного развития человечества.[5]. 
В конечном итоге в процессе освоения нового предмета у школьника, узнавшего о труднейшем пути к духовному и нравственному совершенствованию, пройденном человечеством, должно возникнуть чувство гордости и сопричастности, желание продолжать далее эту миссию, способствовать дальнейшему духовному росту и совершенствованию общества. Таким образом, появляется мотивация к самосовершенствованию в духовно-нравственном отношении, закрепляются моральные критерии. Первые успехи в этом движении будут способствовать развитии чувства собственного человеческого достоинства, неотъемлемой частью которого является чувство ответственности. 
Термин «духовно-нравственное воспитание»
Уже само словосочетание «духовно-нравственное» показывает привнесение в его содержательный смысл нового определения – «духовность». С нравственным воспитанием наши учителя уже знакомы. Однако, значит ли, что в нем не доставало духовности? 
В философии ХХ века духовность человека понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за других людей и все живое на земле. 
В советской школе духовность понимали как стремление к идеалам и в этом значении советский период времени, конечно же, считается духовным. 
С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением – связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о положительной духовности его существования. 
Таким образомпонятие духовности включает в себя и гуманистические идеалы и религиозные представления, то есть является связующим звеном двух миропониманий. При этом стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но и рождает взаимопонимание, взаимопроникновение в суть важнейших тайн мироздания, позволяющие  наиболее полно представить картину мира, что также является важнейшей задачей нашего сегодняшнего образования и воспитания. 
В преподавании нового предмета, однако, и на это следует обратить особое внимание, важно соблюдение верного соотношения религиозного и светскогоВажно, чтобы современный учитель понимал, ЧТО является содержанием религиозного образования, КАК можно рассматривать факты религиозной культуры,  не вступая при этом в конфликт принципа научности и мировоззренческого плюрализма, лежащими в основе современного школьного обучения, зачем следует изучать основы религиозной культуры в школе, уметь правильно проявить свою профессиональную позицию.
Мы живём сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелёгкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа нового предмета может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.

Используемая литература:

  1. Кондаков.А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования// Педагогика. 2008. №9
  2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. - Педагогика.-2008.- № 9
  3. План Путина 2007–2010: Сборник / Под ред. Г.О.Павловского. M., 2007.
  4. Шапошникова Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России/Презентация
  5. Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления) Курский государственный университет. – 2-е изд., расширен и доп. – Курск: Курск. Гос. Ун-т, 2006.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт