Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Кризис образования - это обнищ...

Кризис образования - это обнищание души при обогащении информацией


Смеречук Вера Брониславовна
МОШИ «Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
г. Аксарка

Одна из наиболее острых проблем современного образования - борьба с нарастающим информационным хаосом. Эта проблема активно обсуждается всеми представителями российского общества на форумах, конференциях, педагогических советах, родительских собраниях, на школьных переменах и в ученической среде.

Совершенно очевидно, что школа не поспевает за теми изменениями, которые происходят в современном обществе, и, безусловно, влияют на образование в целом. К сожалению, чтение книг уже не воспринимается как один из способов формирования полноценной личности. Приоритеты смещаются в сторону получения информации иного рода и вида, прежде всего - развлекательной. Поток бездарных телепередач, интернет - сайтов прочно завоевал современного человека. Легче найти нужную информацию в интернете, чем взять в руки хорошую книгу и настроить себя на длительный мыслительный процесс, который должен стать точкой отсчета в формировании личности. Встает естественный вопрос: нужен ли сейчас читающий или хорошо информированный выпускник школы?

Я вовсе не пытаюсь отрицать всей значимости современных информационных технологий. Позволю себе лишь напомнить, что путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение ее духовности, через приобщение к культуре. По выражению академика Д.С. Лихачева, «воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе - воспитывает человека его страна в целом». Понятно, что образованного человека всегда можно научить работать с информацией, его интеллект позволит это сделать легко. А вот того, кого с детства приучали брать чужое и выдавать за свое, образованным уже не сделать никогда.

И компьютер совершенно не способен к решению проблем человеческого общения- главного, собственно гуманитарного (человеческого) образования. Учебный материал, с которым работает учитель и ученик - это средство для развития памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции. Позволю заметить, что умение обрабатывать информацию, которую возвели в ранг идола, без хорошей интеллектуальной базы смысла не имеет. Информативный и информационный поток приводит к «обнищанию души». Разве цель российского образования - научить всех обрабатывать информацию? И вообще кому она нужна? За беспрерывным потоком информации мы давно забыли о главном - о Человеке!

Нельзя не признавать, что в последнее время очень много сделано в рамках модернизации российского образования: развитие образовательных систем в рамках Национальной инициативы «Наша новая школа», строительство современных школьных зданий, развитие арктического образования на Ямале, целевые программы по развитию кадровых ресурсов непрерывного образования, обновление ФГОС, масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, здоровье школьников и др.

Тем не менее, ни у кого не вызывает сомнений кризис морально-нравственных ценностей, последствия которого мы наблюдаем. Каждый из нас не может не видеть, как низко упал уровень духовной культуры людей, сколь безнравственны и подлы порой их поступки. Начиненный сложнейшей техникой мир, удручающая картина иждивенческой психологии, отчуждения друг от друга, кризис гуманизма, культ бездуховного комфорта. Ветшают такие понятия, как мораль, нравственность, духовность, совесть, справедливость. Нередко матери и отцы отказываются от собственных детей, а дети - от родителей. Человек часто вынужден делать выбор между большим и меньшим злом. Налицо кризис российской культурной традиции – разрыв духовности и образования.

Уместно вспомнить, что все империи и многие государства разваливались главным образом в результате утраты идей, нравственности и погони за обогащением. Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса.

Экраны телевизоров и кино, страницы газет, журналов, книг активно используются в целях манипуляции сознанием, искушения человека его же слабостями. Человек, после целенаправленной обработки легко предается пороку, делает один неверный шаг за другим. В повседневной суетной жизни человек не находит достаточного времени для духовного роста и достижения жизненной зрелости, развития интеллекта, не замечает красот жизни, не видит неба, трав, цветов, птиц, не умеет любоваться временами года, теряет своих друзей, не задумывается о том, что происходит вокруг

Нам необходимо признать, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов.

При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план.

Как изменить метод образования, чтобы образованность стала означать умение мыслить, созидать, творить новое? Как остановить поток ненужной и вредной информации?

Новый министр образования и науки обещает уменьшить количество не нужной информации. А между тем, педагоги отчитываются, администрация докладывает, а дети – сами по себе. Кто же учит детей?

Не секрет, что учебная деятельность не приносит удовлетворение современным школьникам. Даже успешные ученики идут в школу без охоты, потому что получают услуги образования, а не учатся жить. Молодое поколение остается «поколением зрителей». Ученики рассматривают обучение вне духовных ориентиров и взаимосвязей – как процесс прохождения необходимых для жизненного успеха формальных инстанций, а не как путь к духовной и профессиональной самореализации. Таким образом, взаимоотношения «учитель – ученик» перестали быть культурной моделью, высоко значимой и ценимой обществом в прежние времена.

Снижение ранга творческого профессионального труда как ценности сказались в массовом нежелании учиться и вытекающем отсюда общем снижении качества образования на всех уровнях.

Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствует тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

Я позволю себе некоторую вольность в примере видения современной школы посетителями интернет-сайтов. Они представляют школу «похожей на Вавилонскую башню, строители которой все хуже и хуже понимают друг друга и уж совсем мало представляют архитектуру башни и цель строительства»!

Пожалуй, я сейчас могу согласиться с этим сравнением. Избыток информации рождает информационный хаос. А он - эквивалент невежества, потери видения истинных ценностей.

По словам Президента РФ В. В. Путина, целью реформ образования должно стать создание основ для прорывного инновационного развития страны, направленного на укрепление ее конкурентоспособности, усиленная государственная поддержка вузов и школ, работающих на базе инновационных образовательных программ. Следовательно, необходимым условием преодоления системного кризиса образования является восстановление в образовательном процессе доминанты духовных ценностей российской культуры при обеспечении культурного диалога и свободы выбора воспитательных парадигм, открытости воспитания и включении в него установок и технологий адаптации молодого поколения к реалиям мира. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке.

В концепции модернизации российского образования и Национальной доктрине образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Главный принцип: учить надо не столько отдельным частностям, сколько умению учиться новому и уходить от стандартов. В самом деле, ведь никто из нас не может сказать, какие конкретные знания понадобятся нашим питомцам в стремительно меняющемся мире через десять лет. Специалист должен стать выше своего ремесла и легко переключаться на новое. А стандарты должны быть временными и рождаться не в министерствах, а там, где делается наука.

Однако при всей позитивности происходящих перемен, необходимо учитывать, что инновационные программы и информатизация, при всей их значимости, не являются достаточными шагами к повышению конкурентоспособности страны и образования.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, возрождение престижности образования.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие: единство федерального образовательного пространства; открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурного-исторического и образовательного опыта.

В настоящее время, к великому сожалению, характер модернизации российского образования, как и всех реформ в целом, во многом определяет значительный объем заимствований западных моделей организации образовательного процесса, программ и методик обучения и в целом концепций образования, что не может не привести к оттеснению на задний план национальных образовательных и воспитательных традиций, размыванию национальной культурной идентичности. Эти моменты негативно сказываются на духовном состоянии и самочувствии учащейся молодежи, способствуют отчуждению российского образования от духовных целей и ценностей. Как утверждал К.Д. Ушинский, характер и направленность общественного воспитания является «продуктом длительного исторического развития нации, которое нельзя заимствовать у других народов».

Возможно, основой основ идеологии развития нашего образования должны стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания гоняться за Западом».

Оглянемся назад. На протяжении российской истории сложилась культурная традиция единения духовности и образования. В практике повседневной жизни она реализовывалась посредством образовательной парадигмы, в которой воспитание духовных качеств выступало неотъемлемой частью обучения и являлось центральной задачей образовательного процесса, а сам он рассматривался как обладающий духовной целостностью и направленностью. К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Поэтому главной целью воспитания остается духовное развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа. К.Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Почему бы ими не воспользоваться? Актуальность духовного воспитания не только сохраняется, но и приобретает новое звучание в начале XXI века, Нравственные ценности должны снова стать центральным ориентиром воспитательного процесса. По мнению Ушинского, родной язык «это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник.

Бывают счастливые периоды, когда развитие духовного мира человека далеко обгоняет его материальные потребности, и тогда наступает счастливая эра развития общества, его культуры, экономики. По всей видимости, эпоха Возрождения и следующая за ней эпоха Просвещения были именно такими периодами. Но бывает и обратное, когда, несмотря на развитие потребностей материального мира, возникает деградация мира духовного. Его ценности остаются не востребованы, как Александрийская библиотека, которую сожгли.

Новое время требует и от педагога нового содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания личности. Учитель способен убедить учеников, что истинное призвание человека - радость творческого труда, сострадание ближнему, справедливое решение возникающих проблем. Управленцы же вместо своего главного предназначения - создания условий для эффективной образовательной деятельности в школах - начинают относиться к своим подчиненным не как к гражданам, а как к своим подданным. Деловые отношения становятся личностными, от этого страдают наиболее творческие, инициативные учителя, а в конечном счете - дети. Понятно, что новой школе нужен новый учитель, готовый идти против течения, против сложившихся в обществе представлений, опирающийся на собственную педагогическую и гуманную философию, имя которой «Человек».

Низкий уровень оплаты труда в современном российском образовании, бедность работников этой сферы также способствует изменению духовного климата в обществе. Пожалуй, не ошибусь, если предположу, что образование из духовной ценности превращается в инструментальную, рассматривается как средство успеха, имеющее стоимостное выражение. Потребительские ценности, превращаясь в базу социальной интеграции, производят эффект замыкания культурного пространства, утраты им духовного измерения, в результате чего складывается тип «одномерного человека», измеряющего все рублем.

Обесценен идеал служения образованного человека своему народу, и не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов, заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности, доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.

Кроме того, сегодняшний учитель прекрасно понимает, что насаждаемый средствами массовой информации культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный учёный, педагог, философ Павел Флоренский, сказавший однажды: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и стоять будет русская культура и великие российские просветители. Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Иллариона, Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и других великих деятелей России.

Неотъемлемой составляющей высоты духа российской интеллигенции всегда было ощущение нерасторжимого единства с родиной, ее культурой и исторической судьбой, превышавшее по значимости не только профессиональные и творческие ценности, но и проблемы самосохранения. Один из крупнейших русских ученых-гуманитариев XX века, историк, филолог, видный общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев олицетворял собой тип истинно русского интеллигента, патриота своей страны. Прожив без малого 93 года, этот великий русский ученый стал свидетелем практически всего XX века. Это он сказал: «От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем». Дмитрий Сергеевич писал: «Жизнь была бы неполна, если бы в ней совсем не было печали и горя. Жестоко так думать, но это так». Еще Д.С.Лихачев говорил: «Если человек ни о ком, ни о чем не заботится, его жизнь „бездуховна“. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности („не все сделал, что мог“)». Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал для детей и молодежи. Желая передать подрастающему поколению основы духовного и нравственно воспитания, он писал и публиковал письма о добром и прекрасном, составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди.

Кажется странным, что до сих пор в нашем общественном и педагогическом сознании по-настоящему не представлена концепция А.С. Пушкина, продолженная целой плеядой великих писателей России, прежде всего Ф.М. Достоевским, а из педагогов К.Д. Ушинским.

А.С. Пушкин представляет Россию великой страной и в прошлом, и в настоящем, имеющей, как и все государства, свои недостатки, может быть, и очень большие. И, несмотря на них, он принимал существующую Россию и любил ее, и служил ей. А.С. Пушкин сказал много благодарных слов как раз о том, что его воспитывало, питало и образовывало. Что стоит его памятная записка царю «О народном воспитании»? Оглянемся назад и вспомним слова «о мамушке», «о чудесах», «о подвигах Бовы»?» А.С. Пушкин замечал о М.В. Ломоносове, что тот был первым нашим университетом - дал толчок к учебе и завершению роста всему умному на Руси. «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг..»,- пишет А.С. Пушкин о том, что любая дисциплина может быть одухотворена. Важна высшая «совокупность наук»; и все же именно «счастие есть лучший университет». Лицейская семья, простая и веселая, родственный круг соучеников и учителей. Здесь снова «предметы» менее важны, чем общие условия взращивания человека, чем обеспечение самого общего самобытного роста. Слова о «чести смолоду», дорогие Пушкину, способны сослужить службу и в современном образовании. А.С. Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». (Пушкин А.С., соч. т11,с, 249)

На какие же духовно-нравственные положения может опираться наша современная школа, чтобы не происходило «духовное обнищание» нации? В традиционном понимании русской школы термин «образование» включает в себя и обучение, и воспитание. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем, школа должна подготовить ребенка к жизни. И родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность. И согласно К.Д. Ушинскому, приоритетной целью образования является интеграция личности в пространство духовных ценностей и вовлечение в духовно ориентированную деятельность. Вхождение в пространство ценностей, по мнению Ушинского, осуществляется через духовные практики и постоянный нравственный труд.

Следовательно, необходимым условием преодоления системного кризиса образования является восстановление в образовательном процессе доминанты духовных ценностей российской культуры при обеспечении культурного диалога и свободы выбора воспитательных парадигм, открытости воспитания и включении в него установок и технологий адаптации молодого поколения к реалиям мира.

Другой великий русский просветитель В. А. Сухомлинский утверждает, что "воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, что человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека». Прежде чем для ребенка станет непререкаемой, нерушимой истиной нравственный принцип, правило, норма, он должен, образно говоря, чувствовать свою руку в руке того, кому безгранично доверяет, кем дорожит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности.

Думаю, никто не станет спорить, что сегодня существует потребность в целостном воспитательном процессе, который органично соединил бы воспитательные силы школы и жизненной среды. Образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, зарождается и формируется облик современного человека. На каждом жизненном повороте системы образования слова А.С. Пушкина «гляжу вперед я без боязни» придают силы и веру в лучшее будущее России. А нам не остается ничего иного, как последовать совету великого поэта и просветителя.

 

Литература

  1. П. Горелов. Сборник статей. За строкой учебника. М: Молодая гвардия, 1989
  2. Н.М. Свирина. Сборник. Не бойся книги, школьник. С-П; «САГА», 2004
  3. Н.Н.Моисеев об образовании: Как далеко до завтрашнего дня. В трех томах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
  4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.
  5. Лихачев Д. С.Великое наследие. М.: Современник, 1975


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт