Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Особенности преподавания модул...

Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры» в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классе»


Буцик Ольга Витальевна
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
«Приозёрная средняя общеобразовательная школа»
г. посёлок Приозёрный, Надымский район

Идея представляемого педагогического опыта состоит в возможности апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») с опорой не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», имеющиеся на сайте ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.

  • Концепцию изменений складывающегося педагогического опыта определяют
  • актуальность содержания учебного материала учебного модуля (актуальность содержания определяется также выбором модуля родителями обучающихся),
  • социальная необходимость влияния на складывающуюся в социуме систему ценностей,
  • оправданность теоретического обоснования складывающихся у ребят обывательских религиозных (не-культурологических) представлений, потребность в своевременной (чем раньше, тем – лучше) информированности о различии или специфике существующих конфессиональных различий и общих мифологем мировых религий.
  • Затруднения в реализации комплексного учебного курса ОРКиСЭ испытывают не только учителя, но и обучающиеся. Большая часть трудностей связана с
  • комплексностью содержания курса,
  • этико-эстетической проблематикой курса,
  • конфессиональной и культурологической осложненностью каждого модуля,
  • необходимостью структурировать и корректировать уже сложившиеся обывательские конфессиональные представления обучающихся и их родителей,
  • отсутствием системой объективного оценивания результатов образовательной деятельности обучающихся,
  • отсутствием методики организации и проведения зачетных (итоговых) творческих работ обучающихся,
  • индивидуалистичностью представлений об аксиологических компонентах комплексного учебного курса.

Новизна складывающейся системы преподавания, апробации содержания и системы оценивания и мониторинга результатов образовательной деятельности: создаваемые и апробируемые мною поурочные «листы рефлексии» сочетают в своём содержании не только существующие планы-конспекты урока (шаталовская система опорных конспектов), но и листы «рефлексии», формирующие систему объективной самооценки и систему деятельностного (активного, познавательного, аксиологического) отбора и структурирования содержания учебного материала.

 

Педагогические ожидания учителя и образовательные ожидания обучающихся, вступающих на каждом уроке-исследовании в интеллектуальный конфликт между известным, существующим на фундаменте собственного социального, семейного, культурологического (часто хаотического) опыта обучающихся и формируемого в условиях проблемной, частично-поисковой, исследовательской, рефлексивной (аксиологической) деятельности, организуемой учителем и требующей поурочной объективной, аргументированной самооценки имеют логическое завершение в используемых «листах рефлексии».

Описание представляемого опыта работы пока не содержит целостного аналитического исследования и представляет собой систему уроков, построенных с использованием поурочных «листов рефлексии», презентация которых будет аргументирована после получения стабильного результата освоения комплексного учебного курса (к концу 5 класса, 1-ое полугодие) и определения универсальных (аргументированных) оснований для проведения мониторингового исследования.

  • Первопричиной описываемой педагогической деятельности можно рассматривать объективно складывающиеся противоречия:
  • содержательные;
  • методологические;
  • методические.
  1. Содержательные противоречия проявляются в нескольких аспектах:
  2. содержание учебного модуля воспринимается аудиторией (родителями и обучающимися) как религиоведческий курс и противоречит, как кажется изначально, этико-нравственным: атеистическим или индивидуально религиозным сложившимся представлениям аудитории;
  3. этико-эстетические и нравственные представления, формируемые в процессе преподавания названного комплексного учебного курса, противоречат сложившимся в обществе ценностным категориям, во-первых; во-вторых, локальность места жительства и удалённость от мегаполиса, подвергает сомнению актуальность предполагаемых образовательных и воспитательных эффектов от преподавания комплексного учебного курса;
  4. комплексность (поликультурность) и культурологический аспект рассмотрения предмета названной дисциплины – комплексного учебного курса – пролонгирует содержание ОРКиСЭ на несколько школьных гуманитарных дисциплин: историю, МХК, искусство, изобразительное искусство, обществознание, русский язык, литературу, и подвергает сомнению оправданность раннего погружения в содержательно сложный учебный материал.

Методологические противоречия прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.

Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.

Социальные противоречия обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.

Этическое противоречие, на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который априори воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.

  • Методические сложности определяются не только комплексностью содержания учебного курса, комплексным гуманитарным восприятием рассматриваемых философских категорий, но и не сложившимися пока
  • способами организации учебной деятельности;
  • системой эффективного (активной, познавательной) овладения учебным материалом;
  • системой оценивания результатов работы на каждом уроке;
  • характером и способами организации домашних заданий для обучающихся;
  • системой оформления результатов учебной деятельности на уроке;
  • системой взаимоотношения между учителем и обучающимися;
  • системой взаимоотношений внутри классного коллектива по степени толерантности к другому мнению;
  • системой допустимых (возможных) методических оценок эффективности работы обучающегося на уроке.

Поэтому промежуточным результатом нашей учебной деятельности стали ежеурочные «листы рефлексии», с содержанием которых знакомы родители обучающихся, которые создаются на каждый урок, индивидуальны для каждого обучающегося и включают в своё содержание не только тему, самостоятельно (и индивидуально) сформулированную обучающимся цель присутствия на уроке, основные понятия рассматриваемой темы, их индивидуальную оценку, но и самооценку обучающимся эффективности собственной интеллектуальной деятельности на уроке.

  • На сегодняшний момент можно только выделить частотные компоненты «листа рефлексии», позволяющие структурировать содержание учебного материала и организовывать принципы системно-деятельностного (аксиологического) подхода организации учебной деятельности:
  • Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
  • Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
  • Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
  • Ключевые образы темы (список образов даётся учителем, или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
  • Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
  • Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
  • Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке) …

На каждом уроке мною апробируется разработанная техника применения «листов рефлексии» для поддержания познавательного интереса обучающихся, активного их включения в образовательный процесс урока, для формирования системной потребности в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.

  • Подобная складывающаяся система позволяет включать в организацию образовательного процесса по содержанию модуля не только социально-педагогическое и психологическое диагностирование, помогает сформировать мониторинговую базу для отслеживания результатов образовательной деятельности, но и допускает введение
  • элементов аксиологического (ценностного) подхода к культурологическим явлениям;
  • элементов системно-деятельностного подхода (работа в группах малого состава, работа в группах сменного состава);
  • различных способов анализа и обработки получаемой (добываемой, воспринимаемой) информации.

Результатом происходящих изменений могут быть только личные результаты образовательной деятельности обучающихся. Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ, завершающих первый (в 4-ом классе) этап освоения содержания комплексного учебного курса и проектов, завершающих изучение комплексного учебного курса (в 5-ом классе).

Результатом эффективной деятельности учителя могут стать мониторинговые исследования, проведенные после полного завершения освоения содержания. Промежуточным результатом освоения курса ОРКиСЭ и аргументом эффективности деятельности учителя, осознанности восприятия обучающимися содержания учебного материала может быть признана система оценки вербальной креативности, разработанная С. Медником и Т. Торренсом. Проведенное диагностирование оценивает уровень развития вербального и невербального творчества как ведущего показателя личностного результата образовательной деятельности обучающегося. Кроме того, специфика содержания комплексного учебного курса ОРКиСЭ, может определить учебную успешность обучающихся на второй ступени обучения по гуманитарным предметам: истории, литературе, МХК, искусству, изобразительному искусству, русскому языку. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.

Профессиональные риски преподавания комплексного учебного курса ОРКиСЭ связаны, в первую очередь, в необходимости учителя быть атеистичным, а-конфессиональным в преподавании, во-вторых, без системного, своевременного консультирования и методической поддержки у учителя есть опасность неэтичного рассмотрения (анализа) конфессиональных, культурологических фактов, в-третьих, дефицит профессиональной компетенции может привести к превалированию в преподавании комплексного учебного курса ОРКиСЭ репродуктивного метода преподавания, а как следствие, - в-четвертых, потере познавательного интереса к предмету у обучающихся.

 

Литература

  1. В.Н. Тростников Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с.
  2. Изучение православной культуры (из опыта школ Курской области): нормативно-педагогические документы, программа курса, тематическое планирование занятий. – М: Школьная Пресса, 2008. – 80с.
  3. Энциклопедия православного христианина. Новый диск.
    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт