Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в обществе


Михайлова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г. Ноябрьск

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же?

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Как пишет игумен отец Георгий (Шестун) в своей книге «Православная педагогика» «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семьи, общественных институтов, дискредитированные высокие идеи- все это следствие утраты ответственности.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в современном обществе безжалостно ликвидированы»[ 3].

Что же такое духовность и духовное воспитание?

В словаре С.И. Ожегова « духовность- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[2 ].

Духовность в православной традиции - это Богоподобие, степень близости человека к Богу, состояние близости души к миру Вышнему, не материальному.

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорил: « Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей. Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и мире».[1]

«Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры - православной , исламской и некоторых других. Эта практика очевидна учащимся и их родителям, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит»[1 ].

Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в этих условиях очень актуально. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. В современной России во всех областях общества растет интерес к духовно – нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме образовательного стандарта.

  • Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и, прежде всего, через культуру своего народа. На основании приказа Министерства образования и науки №74 от 01. 02. 2012г. В школах России введен курс «Основы православной культуры». Целью данного курса является развитие системы духовно- нравственного воспитания, направленного на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма.

  • Программа предусматривает решение следующих задач:
  • Формирование духовно- нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять духовной деградации современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских ценностей
  • Возрождение и развитие традиционной системы духовно- нравственного воспитания
  • Формирование гражданского и патриотического сознания нашего подрастающего поколения
  • Восстановление системы традиционной отечественной культуры

На уроках учителя знакомят младших школьников с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим миром православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

Истоки духовно-нравственного воспитания в современной школе – в конструктивном диалоге православной педагогики и православной этики с отечественной научной, природосообразной педагогикой, обогащенной идеями К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, а также современных учителей.

На своих уроках курса «Основы православной культуры» пользуюсь фрагментами замечательной книгой «Уроки нравственности», учителя из Подмосковья, Т.Мельниковой. Ее уроки предназначены для младших школьников, не имеющих опыта церковной жизни. Поэтому они отличаются простотой и краткостью изложения, напрямую связаны с привычной жизнью ребенка, сказками, стихами и рассказами, которые он читал, тем опытом, который ему знаком и понятен. В привычном педагог указывает на необычное, в знакомом - на прежде невидимое, незнакомое.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Считаю, что введение курса «Основы православной культуры» на этом этапе развития современного общества является существенным дополнением в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

 

Литература

  1. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси . «Воспитать полноценную личность, живущую и осмысленно и одухотворенно…»Журнал «Духовно –нравственное воспитание» №2,2009г.
  2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».4-е издание.Москва.2009г.
  3. В.П.Созонов .Истоки современного духовно-нравственного воспитания.с.196 «Народное образование» №4 .2012г. Издательский дом «Народное образование».


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт